a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Опубликовано: 2016-09-16 13:16:30

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

учить выборочному чтению;

расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

коррекция устной речи через чтение по ролям;

коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны) ;

расширение кругозора.

Воспитывающие:

способствовать воспитанию познавательного интереса;

воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность:

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения:

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ – выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА – завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

- Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

( «Идет волшебница зима»)

- Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

- Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

ХЛКМНУТОЛСТОЙВРЧП

V Изучение нового материала

  1. Знакомство с автором.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

  1. Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и . и . о . кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

- Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

- В какое время происходят события?

- Что может автор рассказать об этом мальчике?

а) Первичное знакомство с произведением

- Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

( слайд-фильм «Филипок»)

- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

- Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода- большое село, деревня.

Постреленок- озорник, сорванец.

Сенцы, сени-помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый – шустрый, смелый.

Лавка – большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

(Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу)

Что узнали об отце? (отец уехал в лес)

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке)

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу)

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу)

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу)

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой":

- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

- Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка)

- Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак)

- Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок)

3) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу)

- Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят)

- Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит)

- Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест)

- Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром)

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

- Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательности

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

 

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

 

- Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? ( в селе)

  1. Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

  2. Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

  3. Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

  4. Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)

  5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

  1. Проверка полученных знаний

- Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

1. Кто автор произведения о котором мы говорили на уроке

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой.

4. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

  1. Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы

Оставить комментарий: