Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой
Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой
Подготовила и провела учитель начальных часов
Овечкина Ирина Александровна
Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»
• учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
• учить выборочному чтению;
• расширение словарного запаса.
Коррекционно-раз
• коррекция устной речи через чтение по ролям;
• коррекция развития мышления (установление причинно-следств
• расширение кругозора.
Воспитывающие:
• способствовать воспитанию познавательного интереса;
• воспитывать любовь к чтению.
Оборудование и наглядность:
З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация
Ход урока
I Орг. момент
На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.
II Артикуляционная гимнастика
- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:
а) Артикуляционные упражнения:
«Бегемотик»
«Лягушка»
«Горка»
б) Дыхательные упражнения:
Задуйте свечу.
* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
в) Ч и с т о г о в о р к и:
ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
ЕГ-ЕГ-ЕГ – выпал в среду первый снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт снежная метель
г) Игра «Слова в словах»
- Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово
Парк-пар
Клён-лен
Шарф-шар
Тесто-сто
Удача-дача
Гроза-роза
III Повторение изученного
-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?
( «Идет волшебница зима»)
- Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?
- Давайте его прочитаем.
Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)
IV Сообщение темы и цели урока
Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя
А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.
ХЛКМНУТОЛСТОЙВРЧП
V Изучение нового материала
-
Знакомство с автором.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.
В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
-
Знакомство с произведением
Название нового произведения вы тоже определите сами.
.и . и . о . кплф
Перед вами запись. Выполним задание вместе.
В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.
1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в
2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся
3 согласная прячется в последнем звуке слова урок
4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о
Какое слово получилось?
- Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?
- В какое время происходят события?
- Что может автор рассказать об этом мальчике?
а) Первичное знакомство с произведением
- Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.
( слайд-фильм «Филипок»)
- Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?
б) Словарная работа
- Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.
К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)
Что означает слово «быль»? (Быль – это то, что было в действительности
В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.
Поденная работа- работа по отработанным дням.
Слобода- большое село, деревня.
Постреленок- озорник, сорванец.
Сенцы, сени-помещение между жилой частью и крыльцом.
Бедовый – шустрый, смелый.
Лавка – большая скамейка.
4. Физминутка
в) чтение учащимися
чтения произведения по цепочке
чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)
1) чтение первой части (с.132) "цепочкой":
Какие действующие лица появились здесь?
(Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).
Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу)
Что узнали об отце? (отец уехал в лес)
Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке)
Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу)
Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу)
А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу)
2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой":
- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)
- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)
- Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка)
- Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак)
- Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок)
3) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?
- Куда прибежал Филипок? (в школу)
- Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят)
- Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит)
- Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест)
- Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром)
г) Работа в группах
Восстановление деформированного плана рассказа.
- Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.
У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос
Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.
Скучно дома |
Скучно дома |
Филипок отправляется в школу |
Филипок отправляется в школу |
Знакомая дорога |
Знакомая дорога |
Опасная часть дороги |
Опасная часть дороги |
Раздумье на пороге школы |
Раздумье на пороге школы |
- Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт
Характеристика главного героя
Паспорт героя
1. Как зовут?
2. Где живёт? ( в селе)
-
Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
-
Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
-
Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?
-
Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
-
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
-
Проверка полученных знаний
- Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.
1. Кто автор произведения о котором мы говорили на уроке
А) И. Суриков
Б) Н. Некрасов
В) Л. Н. Толстой
2. Как называется произведение
А) «Детство»
Б) «Филипок»
В) «Сад друзей»
3. С кем Филипок остался дома?
А) с братом;
Б) с дедушкой;
В) с бабушкой.
4. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
5. Почему мальчик по дороге упал?
А) испугался;
Б) споткнулся и упал;
В) уронила собака
-
Рефлексия деятельности на уроке
В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи
Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись "Обращение к учащимся школы
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры