a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка развития математических способностей "Умные сказки"

Автор: Исаева Ольга Васильевна Опубликовано: 2016-09-16 18:52:55

Документы для скачивания

1. Целевой раздел программы Пояснительная записка «Ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь» Аристотель Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно- поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Программа «Умные сказки» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Для реализации программы «Умные сказки» используются игры, задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок и др. Новизна Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические представления и знания детей при помощи сказок, позволяет использовать полученные знания на практике, прививает интерес к математике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности дошкольников. Разнообразие организационных форм дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Цель данной программы: о беспечение обогащенного художественно- эстетического, познавательного, математического развития детей. Задачи: у чить детей составлять задачи, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов; с помощью сказок и загадок способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах; р азвивать логическое мыш ление, внимание и память; п рививать любовь к устному народному творчеству, к живому образному слову, развивать речь; п редоставить детям систему увлекательных игр и упражнений( с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами) ; ф ормировать запас знаний, умений и навыков, которые ст анут базой дальнейшего обучения; решать логические задачи; развивать глазомер; д елить предметы на 2, 4 и более частей; з акрепить и углубить временные представлени я о частях суток, временах года; о риентироваться в пространстве. Принципы построения программы «Умные сказки»: доступности; научности; систематичности и последовательности предлагаемого материала с постепенным усложнением; наглядности; концентричности – периодического возвращения к ранее пройденному материалу на более высоком уровне; здоровьесберегающий принцип( гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подвижные игры) . Продолжительность реализации программы 1 год. Возраст детей- 5- 6 лет. Правила игры с ребёнком: н ачинать игру с игровых тренингов, направленных на развитие внимания воспитанников; и гра должна приносить ребёнку радость; п одборка игр должна осуществляться по принципу «от простого к сложному»; н е требовать от ребёнка решения поставленной задачи с первой попытки; н е сдерживать двигательную активность детей. Ожидаемые результаты: овладеть навыками составления числа из 2- х меньших; решать арифметические, логические задачи, отгадывать математические за гадки; овладеть навыками преобразования одной фигуры в другую; делить предметы на 4, 6, 8 част ей; овладеть навыками определения места положения предмета по отношению к другому лицу. 2. Содержательный раздел программы Перспективный план работы студии «Умные сказки» Месяц/ Тема Продолжительность( мин. ) Количество октябрь 100 4 1 неделя «В поисках клада» 25 1 2 неделя «Путешествие в царство Осени» 25 1 3 неделя «Сказка по математике» 25 1 4 неделя Путешествие в город «Юных математиков» 25 1 ноябрь 100 4 1 неделя «В гостях у Вини Пуха» 25 1 2 неделя «Путешествие в Волшебную страну» 25 1 3 неделя «Цветик – семицветик» 25 1 4 неделя «В страну Сказок» 25 1 декабрь 100 4 1 неделя «Волшебный цветик – семицветик» 25 1 2 неделя «Белоснежка и семь гномов» 25 1 3 неделя «Цирковое представление» 25 1 4 неделя Путешествие в страну «Геометрических фигур» 25 1 январь 75 3 1 неделя «Приключения в городе геометрических фигур» 25 1 2 неделя «Приключения Буратино и его друзей» 25 1 3 неделя" Один день в школе Мальвины" 25 1 февраль 100 4 1 неделя «Путешествие в сказку» 25 1 2 неделя «Путешествие в город удивительной математики» 25 1 3 неделя «Страна сказок» 25 1 4 неделя «По страницам сказок» 25 1 март 100 4 1 неделя «Гуси- лебеди» 25 1 2 неделя «Поиски философского камня» 25 1 3 неделя «Ну, Волк, погоди» 25 1 4 неделя «Путешествие по сказкам» 25 1 апрель 100 4 1 неделя Путешествие в Цветочный город «Незнайка и его друзья» 25 1 2 неделя «Путешествие по островам» 25 1 3 неделя «Путешествие по русским народным сказкам» 25 1 4 неделя «Математический КВН» 25 1 май 75 3 1 неделя «Математическое королевство» 25 1 2 неделя «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» 25 1 3 неделя Математический праздник: «Мы дружим с цифрами от 1 до 10» 25 1 Тематический план Октябрь 1. Математический досуг: «В поисках клада» Цель: у чить дет ей математике в обыденной жизни. Развивать зрительное восприятие, внимание, умение понимать и выполнять учебную задачу, положительное и активное отношение к обучению. Стимулировать инициативные высказывания и умение отстаивать свое мнение. Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе досуга. 2. Тема: «Путешествие в царство Осени» Цель: у чить, на конкретных примерах устанавливать после довательность различных событий, что было раньше, что позже. Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее( короче) . Учить устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого множества. Закрепить и расширить пространственные отношения: слева, справа. 3. Тема: «Сказка по математике» Цели: н аучить детей делить на 2 разные частя целое, дать понятие, что одна из них называется" одна вторая" , что целое больше части, а часть меньше целого. Закрепить навыки порядкового счета, умение ответить на вопросы" который? " , " какой, по счету? " . Продолжить обучение детей видоизменению геометрических фигур( деление квадрата на два треугольника, с целью развития логического мышления) . 4. Тема: Путешествие в город «Юных математиков» Цели: з акрепить прямой и обратный счет, «соседей» чисел. Закрепить название дней недели, части суток. Закрепить цвета: серый, темно- зеленый, светло- зеленый, голубой, оранжевый. Закрепить умение соотносить цифру с числом. Закрепить название геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, память, воображение. Ноябрь 5. Тема: «В гостях у Вини Пуха» Цели: з акрепить представления детей об образовании числа 6, закрепить навыки счета. Закрепить знание дней недели и их последовательность. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать. 6. Тема: « Путешествие в Волшебную страну» Цель: з акрепить знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Сформировать у детей представление об общем принципе измерения длины с помощью мерки. Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно- мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление, воспитывать умение работать в коллективе. 7. Тема: «Цветик – семицветик» Цель: з акрепить цифру 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета. З акрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге. З акрепить навыки штриховки, ориентировки на бумаге. З акрепить знания детей об ориентации пространства, развивать речь, мышление, воспитывать усидчивость, внимание. 8. Тема: «В страну Сказок» Цель: з акрепить порядковый и количественный( прямой и обратный) счет. Совершенствовать знания геометрических фигур. Закрепить знания цвета. Совершенствовать умение составлять и решать задачи. Закрепить ориентировку на листе бумаги. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца. Декабрь 9. Тема: «Волшебный цветик – семицветик» Ц ель: п родолжать осваивать цвета. Р азвивать умение считать, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, соотносить цифру с числом. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, мышление, память, воображение, конструкторские способности, мелкую моторику пальцев рук. 10. Т ема: «Белоснежка и семь гномов» Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете, различать вопросы" сколько? " , " который? " , " какой? " , и правильно отвечать на них. Закрепить знание детей о геометрических фигурах. Расширять пространственное представление детей: закрепить понятие слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. Учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепить название и последовательность дней недели. Развивать память, внимание, мышление. Развивать интерес к играм математического содержания. 11. Тема: «Цирковое представление» Цель: п родолжать учить детей порядковому счету, определять количество предметов, проверять правильность счета. Упражнять в счете на слух. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7. 12. Тема: Путешествие в страну «Геометрических фигур» Цель: с овершенствовать счетные навыки детей. Упражнять в счете, учить составлять четырехугольник из счетных палочек, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Учить соотносить цифру с количеством предметов с помощью игры «Разложи по порядку». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Приобщать к способам безопасного поведения при проведении игры «Кто больше принесет? ». Январь 13. Тема: «Приключения в городе геометрических фигур» Цель: закрепить название геометрических фигур( треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал) . У чить анализировать форму предмета и отдельных частей, учить выкладывать цепочку фигур по алгоритму. С овершенствовать навыки количественного и порядкового счёта. З акреплять пространственные представления, навык ориентировки на листе бумаги. Развивать логическое мышление, творческое воображение, целенаправленное внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в паре, желание помочь попавшим в беду. 14. Тема: «Приключения Буратино и его друзей» Цель: р азвитие познавательно- творческих способностей детей. Развитие внимания, зрительной памяти. Продолжать учить анализировать и объяснять, что лишнее в группе предметов, решать логические задачи, развивать способность к установлению закономерностей, объяснять и доказывать правильность решения. Продолжать учить делить чётное количество предметов пополам. Учить детей задавать вопросы и слушать ответы других. Развивать речь, желание высказывать своё мнение. Развивать умение слушать и слышать вопрос. Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с любимыми героями сказок, желание прийти на помощь попавшему в беду. 15. Тема: " Один день в школе Мальвины" Цель: з акрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими. Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели. Февраль 16. Тема: «Путешествие в сказку» Цель: з акрепить соотношение цифр с количеством предметов с помощью игры «Встань по порядку». Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях «Назови соседей числа». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели. Учить сопереживать чужому горю. 17. Тема: «Путешествие в город удивительной математики» Цель: з акрепить знания прямого, обратного и количественного счета, геометрических фигур и цвета, дней недели. Продолжать учить логически, мыслить. Развивать творческое мышление, воображение. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, желание прийти на помощь друг другу. 18. Тема: «Страна сказок» Цель: з акрепить знания цвета. Совершенствовать знания геометрических фигур, умение решать задачи. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы. Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать речь, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать фантазию, творческое воображение. Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. 19. Тема: «По страницам сказок» Цель: р азвивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по 2 и более признакам, изменять основание классификации. Упражнять в порядковом счете, в составлении целого из частей с опорой на образец. Закреплять умение находить закономерность следования ряда, представления о временных последовательностях: дни недели, месяцы; ориентировку на листе бумаге в клетку. Март 20. Тема: «Гуси- лебеди» Цель: з акрепит ь у детей представление о форме. Упражнять в счете. Р азвивать зрительную память, умение соотносить количество с цифрой. У чить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры, ориентируясь на образец. В оспитывать чувство доброжелательности, дружелюбия, сплоченности. 21. Тема: «Поиски философского камня» Цель: з акрепление знаний о геометрических фигурах. Закреплять умение решать задачи и примеры, находить соседей числа, находить пропущенные знаки «плюс», «минус», «бол ьше», «меньше». Р азви тие конструктивных способностей, развитие логического мышления, внимания. О риентировка в пространстве и на листе. З акрепление знаний пословиц. 22. Математический досуг «Ну, Волк, погоди» Цель: з акреплять знание геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, полукруг) и объемных тел( куб, шар, цилиндр, конус) и их свойств, закреплять умение производить вычисления в пределах первого десятка, решать логические задачи на поиск недостающих фигур, определять время по часам. Развивать логическое мышление. Мыслительные операции: анализ, абстрагирование, сравнение, классификацию, внимание, кратковременную память, воображение, умение рассуждать, доказывать. Доставить детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания. Закреплять умение сообща решать поставленные задачи. Воспитывать стремление приходить на помощь сказочным персонажам. Продолжать учить применять полученные знания в игровых и жизненных ситуациях. 23. Тема: «Путешествие по сказкам» Цель: п оддерживать интерес к математике. Закреплять знания, полученные на занятиях. Совершенствовать умение детей участвовать в театрализованных играх и спектаклях. Апрель 24. Тема: Путешествие в Цветочный город «Незнайка и его друзья» Цель: з акрепить порядковый и количественный счет, используя сказочных героев, закрепить все цифры, пространственное расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия слева, справа, впереди, сзади; воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность. 25. Тема: «Путешествие по островам» Цель: у пражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Продолжать учить, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором месте по счету? Развивать комбинаторные способности, умение обобщать и сравнивать, развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Закреплять умение пользоваться знаками( & gt; и& lt; , продолжать решать логические задачи на установление закономерностей, закреплять воссоздание силуэта по точкам) . 26. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Цели: з акрепить представление детей о порядковом и количественном счете, о геометрических фигурах. О боб щать представления о профессиях. В оспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Активизировать внимание и память детей. Воспитывать уважени е к старшим, любовь к родителям. С овершенствование навыков и умения детей в аппликации. 27. Тема: «Математический КВН» Цель: п роверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Закрепить порядковый счёт, установление связей и отношений между числами натурального ряда. С остав числа из 2- х меньших, счёт единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются. З ависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения. Май 28. Тема: «Математическое королевство» Цель: в ыявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обр атно, решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать знания о геометрич еских фигурах и форме предметов. Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда «л ишний» по характерному признаку. Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки. 29. Тема итогового занятия: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Цель: п овторение детьми пройденного за год материала в кружке по элементарным математическим представлениям. Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа, выполнять практическое измерение длины с помощью мерки. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету. 30. Математический праздник: «Мы дружим с цифрами от 1 до 10» Цель: п родолжать формировать представления детей о числах и цифрах Усовершенствовать умение детей считать до 10, оперировать числами и цифрами, используя различные анализаторы. Продолжать закреплять знания детей о цвете и форме предметов. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве. Продолжать формировать умение классифицировать предметы по их назначению. Продолжать развивать речь детей, посредством использования художественного слова. Продолжать развивать предпосылки учебной деятельности – память, мышление, восприятие, внимание, фантазию. Воспитывать организованность, усидчивость, взаимовыручку. 3. Организационный раздел программы Условия проведения «Умные сказки»: согласовано место проведения кружка «Умные сказки» с администрацией ДОУ – «Мультимедиа- кабинет»; согласован режим работы кружка «Умные сказки» с администрацией ДОУ, родителями – вторник вторая половина дня( 16. 00- 16. 25) , НОД распределена в первую половину дня; осуществлён подбор средств ИКТ для работы кружка «Умные сказки»; разработан и утверждён перспективный план работы кружка «Умные сказки». Средства ИКТ, пособия и оборудование для работы студии «Умные сказки»: ноутбук; проектор; интерактивная доска; экран; фотоаппарат; акустические колонки; «Математика для детей пяти- шести лет» Е. В. Колесникова; рабочая тетрадь для детей пяти- шести лет «Я считаю до десяти»; набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ; разрезные картинки; пирамидки; набор геометрических фигур; набор цифр; числовая лесенка; цветные карандаши; простые карандаши; ручки; тетради в клетку; костюмы персонажей сказочных героев; картинки с персонажами сказок; карточки с заданиями; аудиозаписи; логические игры; доска. Условия для сбережения здоровья детей в ходе реализации программы студии «Умные сказки»: использование новых моделей средств ИКТ( соответствие международным стандартам безопасности) ; включение в ход образовательной деятельности игр, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно – пространственных отношений; смена нескольких видов деятельности детей( для снятия мышечного и нервного напряжений) ; использование компьютера исключительно для работы интерактивной доски и мультимедийного проектора( исключение прямого воздействия компьютера на ребёнка) ; строго дозированное использование средств и форм ИКТ в работе с детьми( непрерывная продолжительность просмотра презентаций, фрагментов видео файлов, продолжительность интерактивных игр – не более пяти минут в течение одного дня в неделю) ; обеспечение гигиенической рациональной организации рабочего места( влажная уборка, проветривание, соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости, соотношение расстояния от экрана доски до первого ряда детей – 2- 2, 5 м. Детей рассаживают с учётом их роста и медицинских показателей) . Список литературы «Математика для детей пя ти- шести лет» Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у де тей 5- 7лет. » Е. В. Колесникова Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М. , 1992 Михайлова З. А. Игровые занимательные за дачи для дошкольников. М. , 1990 Дидактические игры- занятия в ДОУ. Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ" Методистов ДОУ/ Авт. - сост. Е. Н. Панова. - Вороне ж: ЧК Лакоценин С. С. , 2007. - 96с Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Ра з – ступенька, два – ступенька» Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику» Т. Г. Любимова «Х очешь быть умным? Решай задачи» Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Е. Н. Панова «Дидактические и гры – занятия в ДОУ» А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5- 6 лет» Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009 Е. Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт- Петербург «Детство- пресс» 2003г. http: / / nsportal. ru/ detskii- sad/ upravlenie- dou/ ispolzovanie- ikt- v- praktike- raboty- detskogo- sada http: / / nsportal. ru/ detskii- sad/ informatika/ library/ 1- znachenie- ispolzovaniya- ikt- v- protsesse- razvitiya- doshkolnikov http: / / festival. 1september. ru/ articles/ 520166/ http: / / festival. 1september. ru/ articles/ 639493/ http: / / conseducenter. ru/ index. php/ chtenya/ 156- ajisheva

Оставить комментарий: