Педагогический опыт “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду”
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “ Умётский детский сад №2” Зубово- Полянского муниципального района Республики Мордовия Педагогический опыт “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду” Автор опыта: Кузина Ольга Петровна Воспитатель детского сада- 2016- План: 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. 5. Анализ результативности. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 7. Адресные рекомендации при использованию опыта. 8. Наглядное приложение: конспект открытого занятия. ( в идеозапись открытого урока) Природа–это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания И. В. Гете. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Радость и счастье, здоровье и долголетие, необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно с начало наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта нашего педагогического коллектива – расти отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В течение многих лет в нашем детском саду ведется экологическое воспитание дошкольников. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды, частые аварии касаются каждого государства. В совокупности все это создает непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время. Стало очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок и целостных ориентации зависит существование биосферы как системы жизни. Обретение же экологической культуры, экологического сознания и мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, в так же от системной педагогической работы с детьми. Известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формирование положительных моральных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно – образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме экологического воспитания. Я считаю, что он обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Учитывая все выше сказанное, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, активность и перспективность которой диктуется современными условиями. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. «Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещение, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того организма»( С. Николаева) . Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработки на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия: Давать детям систематические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т. е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними. Развивать моральные чувства, формировать сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующии задачи: Детально изучить литературу по данной проблеме. Выявить наиболее эффективные условия воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста. Разработать экспериментальную методику воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры. Теоретическая база. Экологи я- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. К морально – этическим принципам экологического образования следует отнести принципы гармонии, любви, золотой середины, оптимизма. Принцип гармонии должен проявиться на условиях бытия: духа, души и тела. Гармонию мысли, слова и действия определяют три вселенских начала, которые лежат в основе нашего мира. Экологическое образование должно отвечать этому принципу. Известный педагог В. А. Сухомлинский остро выступал против хищничества, антигуманного отношения к окружающему. Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского насквозь проникнуто тревогой за сохранение земли как уникальной экосистемы – одна из его заповедей, обращенных к детям, говорит: «Чтобы сорвать один цветок, необходимо вырастить десять» В. А. Сухомлинский подчеркивал, что, рассматривая цветок или определенный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа – это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которые являются источником и сущностью нашей жизни, которое ни при каких условиях нельзя определить от человека. Уместно и убедительно звучит в его словах пришвинская мысль: Каждый из нас – «природа, что стала человеком». Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать м просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоцен н ости природы, ощущения себя ее частью. Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствует формированию у детей основ экологического мышления. Сначала внимание детей нужно акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными( бабочки – цветущие растения) . Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей( а не лишь их определенные звенья) . Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы( луг, лес, водоем) , и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе. Особенное внимание следует уделять экол огической безопасности. Обычно, детей учат правилам безопасного поведения на дорогах и обращению с бытовыми предметами, но малыши почти ни чего не знают о том, как вредно для здоровья играть возле дороги( из – за загазованности) , рядом с мусорниками; купаться в реках, которые находятся возле промышленных сооружений, кушать овощи и фрукты, которые растут по сторонам железнодорожных путей, автодорог. Бесспорно, экологические связи в природе намного сложнее, но у детей этого возраста формируют лишь обобщенное представление о разнообразии живых организмов и их экологическое единство. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувство доброты и сострадания к более слабыми солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Использую интегрированный подход в обучении. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтение книг, на изобразительных, музыкальных и других занятиях. Но не следует забывать, что существует еще очень много разных видов деятельности, которые помогают формировать экологические знания. Это – путешествия, дидактическая игра, решение социально – моральных задач, проблемных вопросов, ознакомление с народными природоведческими традициями. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и друг ие виды деятельности ребенок при обретает полезный личный опыт. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания дошкольников. Наиболее важными являются три моментов: наличие природных объектов, экологически правильное создание для их условий, определение содержания наблюдений, оптимальных форм включения в них детей. К о ротко остановимся на создании в нашем дошкольном учреждении зоны природы. С детьми старшей группы был проведен цикл наблюдений за дубом, который растет на участке детского сада. Во время наблюдений было сосредоточенно внимание на зависимости жизни дуба от условий( воды, тепла, света и т. д. ) на функциях его частей( в земле корни – они нужны, чтобы всасывать воду, питательные вещества и т. д. ) . Ряд наблюдений можно планировать, сравнивая дуб с другими деревьями. Создание циклов наблюдений – это творческая работа воспитателя по экологическому воспитанию детей. Цель каждого наблюдения – что нового показать детям в уже знакомом объекте. Разработка циклов наблюдений сочетается с фиксацией наблюдений в календарях природы. Научить детей воспринимать окружающий мир, облагородить их чувства стало целью работы нашего педагогиче ского к оллектива. Загремел первый гром, многие дети испугались. Нужно было мгновенно прореагировать на их состояние. Читаю стихи Ф. И. Тютчева: « Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» А когда на землю падают первые капли, подставляем навстречу дождю лицо и руки. Ребята радуются грозе, читают стихи о дожде. Рассказываю и объясняю, почему ждут дождя и радуются ему деревья, кусты и цветы. Потом ребята отгадывали загадки: Посмотри в окошко – Идет тоненький Антошка( дождик) Бежал конь белобокий Через Дунай глубокий, Как упал – заржал, Весь свет задрожал. ( молния, гром) Шел долговяз, в землю увяз( дождь) Прошел дождь, перекинулся радужный лист, и дети увидели его. Показываю репродукции Левитана, Врубеля, а затем предлагаю самим изобразить радугу. Но прежде, чем приступить к рисованию, дети отгадали загадку о радуге. «Разноцветное коромысло через речку повисло», уточнили цвета дуг радуги и последовательность их расположения( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) . В начале весны стараемся обратить внимание детей на запах оживающих деревьев, кустов, развитие почек. Они отвечают на вопросы: - На каких деревьях, кустах начинают оживать почки и почему? ( На кустах калины и сирени) . Изменения в природе дети фиксируют в своих работах по изо деятельности, лучше из которых мы помещаем на стенде. Представления детей о природе расширяем и уточняем на занятиях. Используем в качестве раздаточного материала листья деревьев и кустарников, веточки после обрезки, муляжи овощей и фруктов, картины, открытки и та далее. Было проведено много занятий по экологическому воспитанию. Наиболее удачными я считаю занятия: «Как звери готовятся к зиме», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «В зимнем лесу», «Путешествие по лесным тропинкам». Анализ результативности. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления. Результаты следующие: Сформированные экологические представления в соответствии с возрастными возможностями детей старшей группы, которые в значительной степени помогут им в изучении в школе предметов естественнонаучного цикла. Приобретенный положительный опыт взаимодействия с объектами природы, непосредственно влияющий на формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Сформированное бережное отношение к природе поможет родителям в нравственном воспитании детей. Обновленная экологическая тропинка детского сада. Озелененная новыми насаждениями деревьев, кустарников, цветов и эстетически оформленная территория детского сада. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. При использовании данного педагогического опыта возникли трудности и проблемы. Моя работа была ориентирована на воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью в первой главе моего педагогического опыта рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит перед человечеством важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Возникла необходимость борьбы с потребительским отношениям к природе у молодого поколения и развития в человеке понимания о себе, как о части природы. У детей долгое время формировалось подсознательное, негативное отношение к «хищникам», «ядовитым грибам и растениям». Дети находились в сложном положении: им сначала рассказывали о том, что гусеницы вредные, они пожирают листья, портят растения, за то бабочки красивые, они украшают природу, их ловить нельзя. С точки зрения нового подхода, над которыми мы работаем, детям необходимо рассказать об этапах развития насекомых и подвести детей к выводу, что листья, гусеницы, бабочки, птицы – это звенья одной цепочки. Каждое звено выполняет свою роль в природе. Важно с позиции экологии показать ребенку, что в лесу, под каждым листочком, веточкой, поваленным деревом уже создан дом для обитателей леса, и наводить в лесу порядок не нужно, конечно, за исключением оставленного мусора, отдыхающими в лесу. Ведущая педагогическая идея нашего опыта заключается в следующем: совершить уход от потребительского отношения человека к природе, заложить в ребенке мысль, понятие, что человек – это часть природы и должен относиться к ней, как к себе самому через экологизацию развивающей среды и всех видов деятельности ребенка. Адресные рекомендации по использованию опыта. Педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду» актуален в наше время, так как в настоящее время, как никогда, остро вопрос экологическое воспитание дошкольников. Данный опыт накапливался годами. Он был представлен на уровне образовательной организации и на российском уровне. Опыт работы полезен воспитателям детских садов, работающих над проблемой экологического воспитания дошкольников. Данный опыт работы может быть полезен воспитателям малокомплектных дошкольных учреждений, которые ведут углубленную работу по проблеме экологического воспитания дошкольников. Наглядное приложение: конспект открытого занятия/ видеозапись открытого занятия. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ» ХОД ЗАНЯТИЯ: Программное содержание: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой. Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни. Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры. Ход занятия В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? ( Ответы детей) . Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух. Ребята, почему лес называют легкими планеты? ( Потому, что растения очищают воздух. ) В. : Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье. Мастер леса: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут. Мастер леса: Какие деревья растут в нашем лесу? ( Ответы детей. ) В. : Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? ( Ответы детей) . Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. ( Показ иллюстраций. ) Сосновый бор- светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы. Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из- за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды. Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? ( Лиственные) . Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц. На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. ( Иллюстрации. ) В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них? Мастер леса: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают. От чего? Кто может поселиться под корой дерева? ( Жук- короед. ) Мастер леса: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков- короедов? ( Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из- под коры) . В. : От чего еще могут болеть деревья? ( Если кто- то порезал кору или сломал ветви у дерева) . Мастер леса. : Для чего нужна дереву кора? ( Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца. ) Мастер леса: Ребята, зачем же растениям нужны корни? ( Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли. ) Мастер леса: Откуда берутся деревья? ( Из семян. ) Физкультминутка Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки. Даже толстые стволы, Наклонились до земли. Вправо – влево, взад – вперёд, Так деревья ветер гнёт. Он и вертит их, и крутит, Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки. В: Почему лес называют зелёной больницей? ( Ответы детей. ) Потому что лес богат лекарственными растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много витаминов. Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях. Первоцвет весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев получается прекрасный лекарственный весенний салат. Ромашка: В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай. Мастер леса: Ребята, а какие грибы вы знаете? ( Ответы детей) . Игра «Найди что лишнее? » ( изображение грибов все съедобные, один не съедобный) . А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные грибы? ( Ответы детей. ) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем питаются в лесу звери? ( Ответы детей. ) Мастер леса: А чем вы могли бы помочь лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете? Мне понравилось что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе. До новых встреч! В. : Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в группе мы опять. Ребёнок: Я на кусте у родника, не тронул сети паучка. Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров! Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил. В лесу я просто погостил. Итог занятия: Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём, остаётся голубым и зелёным. Литература: «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2 Е. А. Алябьева, Творческий Центр, Ю Москва 2008. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. , издательство «Детство – Пресс» 2- е изд. , 2006. Иванова А. И. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно – методическое пособие. М. , Центр педагогического образования, 2009. Дмитриев Ю. Д. . , Пожарицкая Н. М. , «Твоя Красная книга », Москва, «Молодая гвардия», 1986г. Лихачев Б. Т. «Экология личности», / / Педагогика», №2, 1993 г.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры