"Духовно-нравственное представление дошкольников о добре и зле"
Документы для скачивания
Каждый день человек сталкивается понятиями добра и зла, оказывается в ситуации выбора, совершает добрые или злые поступки. Мы оцениваем других людей, их поступки и мотивы, себя и явления окружающего мира с точки зрения Добра и зла, хорошего и плохого. Проблема добра и зла рассматривается в самых разных областях науки, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но все более актуальными становятся психологические исследования в этой области. Понятия о добре и зле стихийно формируются у детей с самого детства. Ребенок понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить свои поступки, сверстников, старается регулировать свое поведение. Формирование представлений о добре и зле психологи рассматривают как одно из условий успешной социал ьной адаптации дошкольников. Именно детство является важней шим этапом формирования духовно- нрав c тсвенной сферы личности, хотя осознание норм морали, необходимости им следовать и способность делать осознанный выбор формируется у личности гораздо позже. На формирование представлений о добром и злом в сознании ребенка большое влияние оказывает социальный фактор – семья, детский сад, ближайшее окружение. В семье закладываются первоначальные основы личности. В. А. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Роль дошкольного детства в понимании личностью категорий «добро» и «зло» чрезвычайно велика, именно в этот период ребенок начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у нег о нравственных представлений. Дети в сюжетно- ролевых играх могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нр авственные нормы добра и зла. В дошкольном образовательном учреждении дети могут получать нравственные представления, овладевать нормами и правилами поведения, устанавливать положительные взаимоотношения, учиться поступать справедливо, оказывать друг другу помощь. Инициативность, стремление сделать окружающим добро, справедливость, взаимопомощь в совместной деятельности, неприятие зла – вот то, что представляет нравственную активность ребенка уже в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех психических процессах. Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим. Сюжетно- ролевая игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, для старших дошкольников играет важнейшую роль в формировании морально- нравственной сферы личности ребенка. В играх старших дошкольников четко выделяется человек как субъект действий с определенными вещами. Дети отражают уже более сложные, целостные эпизоды из жизни людей; в них воспроизводятся люди с их межличностными, деловыми, производственными отношениями. Игра в группах, начала формирования произвольности деятельности, развитость воображения, мышления, памяти, формирование новых мотивов игры – все это способствует тому, что игра старших дошкольников отражает социальные роли, взаимоотношения людей, ориентируется на моральные нормы. Играя, ребенок переходит в развитый мир высших моральных форм человеческого поведения, которые в процессе игры становятся источником развития морального поведения самого ребенка. Наряду с сюжетно- ролевой игрой, важными условиями формирования духовно- нравственной сферы является семья и отношения ребенка с членами семьи, личный пример взрослых, который ребенок наблюдает в тех или иных ситуациях. Традиционно выделяются три взаимосвязанные сферы морального развития дошкольника: моральное сознание( понимание моральных требований, критериев моральной оценки, знание суждений, представлений) ; моральное поведение( добровольное следование нормам в отсутствие внешнего контроля, презрение личной выгоды) моральные переживания( формирование альтруистических ч увств, сопереживание, стыд) . У старшего дошкольника формируются некоторые образцы- эталоны, с которыми он соотносит свое поведение. Первоначально контроль осуществляется по отношению к сверстнику, затем формируется нравственная самооценка. Дошкольник становится способным действовать не только под непосредственным контролем взрослого, но и без его прямого участия. Влияние взрослого на ребенка осуществляется главным образом в процессе деятельности, в которой значения приобретают личностный смысл. В процессе нравственного развития моральные нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения, появляется моральная мотивация поведения. Нравственность « интериоризируется ». Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений. Игровые традиции содержат в себе нравственные нормы и регуляторы поведения. Преимущественное значение игровой деятельности в процессе овладения моральными нор мами выделял Д. Б. Эльконин, подчеркивая, что ролевое правило задает ситуацию отсутствия разрыва между моральными представлениями и моралью в действии. Игровая роль выступает одновременно и как образец нравственного поведения, выполняющий ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий функцию контроля. Отношения между детьми в рамках принятых ролей моделируют нравственное поведение, а отношения по поводу игры способствуют интери оризации нравственных отношения. Занят ие проводилось по методике Татьяны Николаевной Захарова, Еленой Генадьевной Аксенова. Занятие в соответствие с методикой решет не только диагностические, но и формирующие задачи. Задачи занятия: Развитие способности понимать и оценивать эти понятия на когнитивном и эмоциональном уровне, развивать у детей тонкую дифференциацию этих понятий. Закрепление представлений о Добре и Зле с использованием мимики, интонаций, жестов, задающих эмоциональную дифференциацию когнитивных эталонов. Анализировать поступки, реальные жизненные ситуации и определять их причину в соответствии с критериями Добра и Зла. Определять, анализировать и обозначать словами переживания, которые можно категоризовать по осям Добра и Зла. Развивать эмоциональный отклик на понятия Добра и Зла путем использования рисунка. Эмпирическое исследование дошкольников проведено в мае 2016 года в дошкольном образовательном учреждении « Уметский детский сад №2». В исследовании приняли участие 17 детей в возрасте 4- 6 лет, в том числе мальчиков и девочек, позволило сделать следующие выводы об особенностях представлений дошкольников о добре и зле. 1. В ходе занятия дети активно включались в оценку эталонов Добра и Зла. Адекватно, логически аргументировали иллюстрации в соответствии со сделанной оценкой ситуаций. В ситуациях дети видят не одну, а две стороны, как Добро, так и Зло в зависимости от действий участников ситуации. 2. В суждениях детей отмечается способность дифференцировать эталоны и рассуждать в рамках каждой из категорий, наличие в суждениях детей выбора как Добра, так и Зла. 3. В рисунках детей Добро и зла изображается как категории, связанные с людьми, поступками, действиями или в виде обобщенных категорий или символов. 4. Дошкольники 4- 6 лет в своих рисунках чаще всего представляют Добро как радугу, солнце, сюжетные картины с изображением любимых игр или с изображением солнца, освещающего природу; иногда добро представляется как просто цветы, бабочки или мама. В рисунках добра преобладают основные цвета, рисунки занимают все пространство листа, нарисованы в близкой проекции средним нажимом. Все особенности рисунков соответствуют возрасту и не обнаруживают психологических проблем, напротив, свидетельствуют о положительных эмоциях. 5. Зло дошкольники чаще всего представляют в виде черных туч, чего- то темного и непонятного, черных человечков или злого существа. Рисунки зла чаще всего рисовались детьми с помощью дополнительных цветов, линии прорисовывались сильным нажимом, сами объекты маленькие, нарисованы в дальней проекции – в центре, внизу или по краям листа. Выявленные характеристики позволяют сделать вывод о сильных негативных переживаниях, связанных с рисунком, возможно, страхе.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры