Мы работаем по программе "Детство"
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др.(80%), образовательной программы ДОУ (20%) - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.
Обязательная часть по программе «Детство» обеспечивает достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития ребенка .
Вторая часть отражает специфику детского сада, приоритетные направления его образовательной деятельности.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности детей, освоение средств и способов познания, обогащение опыта деятельности и представления об окружающем.
3. Воспитание самостоятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению.
4. Укрепление доброжелательных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных делах.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
6. Обогащение социальных представлений о людях, о родном городе, стране.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1.Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе учебных занятий для детей 4-5 лет, игр-занятий (занятий-путешествий, занятий-загадок, сюжетно-игровых занятий и др.), образовательных и социально-игровых ситуаций для детей 4-5 лет;
2. Совместную деятельность педагогов с детьми через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной, музыкальной, литературной), режимных моментов;
3. Самостоятельную деятельность детей;
4. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации рабочей программы дошкольного образования.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГТ, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
1.1.Возрастные особенности детей 4-5 лет
Воспитанникам исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Воспитанники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью. Учитывая слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, видя перевозбуждение ребенка, надо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогает детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку.
Особенно внимательно нужно относиться к робким, застенчивым, а также агрессивным детям.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники активно сотрудничают со взрослым в практических делах. Воспитанники активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Проявляется возраст «почемучек».
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Это способствует проявлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Надо развивать самостоятельность в различных видах деятельности. В 4-5 лет ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально создает ситуации, в которых надо применить освоенные приемы(песок влажный или сухой, годится он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжали одновременно 2-3 машины и прочее).
Воспитатель использует приемы индивидуального подхода, но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Темпы развития детей различны: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Детям необходимы игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.
Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх – сюжетно-ролевых, режиссерских, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Игры целенаправленно используются воспитателем для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.
Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду. Примечательной особенностью детей является фантазирование.
Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то не выполняет какое-то требование. Это не «ябедничество» ребенка, а осмысление им поступка. Среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам – оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.Это ситуации: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не индивидуальность ,а особенность возраста. Необходимо подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Важно воспитателю ежедневно беседовать с детьми, знакомить с художественной литературой, рассказывать сказки, прослушивать музыкальные произведения.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
1.2.Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности с учетом социального заказа родителей, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.
Режим предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную работу с детьми), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПинам, 2010 года). Режим дня составлен с учетом реализации содержания образовательной программы по всем 10 образовательным областям. Гармоничность и всестороннее развитие детей обеспечивает календарное проектирование педагогической деятельности ежедневно по 4 направлениям развития: физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и социально-личностное (ориентировочно по 2 часа в день по каждому направлению).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 14 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к образовательной деятельности, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Режим дня средней группы № 7(возраст детей4-5лет)
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня детей средней группы (возраст 4-5 лет)
Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание воспитанников в детском саду.
Режим дня на холодный период года средней группы
Время |
Длительность |
Содержание совместной деятельности педагога и детей, образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности детей |
|
7.00 – 8.20 |
1 час 20 минут |
Приём детей. Минута вхождения в день (взаимодействие с детьми, родителями, коммуникация); утренняя гимнастика: (образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация); беседы с детьми: (коммуникация, социализация, познание); наблюдения в центре природы: (труд, познание);свободные игры (коммуникация, социализация); индивидуальные и групповые дидактические игры: (познание, коммуникация, социализация); самостоятельная деятельность в центре творчества: (художественное творчество, познание, социализация, коммуникация); подготовка к завтраку (здоровье, социализация, безопасность, коммуникация) |
|
8.20 – 8.50 |
30 минут |
Завтрак Индивидуальная работа с детьми. Дежурство по столовой . ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков (труд, здоровье, безопасность, познание) |
|
8.50 – 9.00 |
10 минут
|
Самостоятельная игровая деятельность (коммуникация, социализация, познание) |
|
9.00 – 9.50 |
По 15-20 минут одно занятие |
НОД с интеграцией образовательных областей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.50-10.00 |
10 минут |
Чтение художественной литературы |
|
10.00-10.10 |
10 минут |
Подготовка ко 2 завтраку, 2-ой завтрак (здоровье, социализация, познание) |
|
10.10 – 11.40 |
1 час 30 минут |
Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникация).Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и быту, подвижные игры (физкультура, здоровье, познание, коммуникация),ролевые игры (познание, социализация, коммуникация)., индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура, дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация, безопасность), экспериментирование (познание, здоровье, коммуникация), общение по интересам (коммуникация), беседы с детьми(познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественное творчество). |
|
11.40 – 12.00 |
20 минут |
Возвращение с прогулки, водные процедуры (здоровье, социализация, коммуникация, труд). Самостоятельная деятельность детей. |
|
12.00-12.50 |
50 минут |
Подготовка к обеду: Совместная ОД: закрепление культурно-гигиенических навыков, пальчиковые игры, чтение художественной литературы., обед, дежурство по столовой, индивидуальные беседы (самообслуживание, безопасность, труд, культурно-гигиенические навыки, этикет, познание, художественная литература, социализация, коммуникация) Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье – воздушные ванны) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.50-13.00 |
10 минут |
Музыкатерапия (музыка, здоровье) |
|
13.00 – 15.00 |
2 часа |
Дневной сон (здоровье) |
|
|
|
|
|
15.00 – 15.20 |
20 минут |
Гимнастика пробуждения (воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия ( здоровье, физическая культура коммуникация, социализация, чтение художественной литературы) |
|
15.20 – 15.40 |
20 минут |
Игры по желанию детей (коммуникация, социализация, труд). Сюжетно-ролевые игры (познание, коммуникация, социализация). Минутки красоты (наблюдение, рассматривание предметов, любование красотой в природе) (познание, художественное творчество, социализация). Самостоятельная игровая и деятельность детей (Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество). Час физической нагрузки (здоровье, физическая культура, коммуникация, труд, познание). |
|
15.40-16.00 |
20 минут |
Подготовка к ужину, ужин (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание) (здоровье, коммуникация, познание) |
|
16.00 – 16.15 |
15 минут |
Организация совместной деятельности с детьми ( на усмотрение воспитателя) |
|
16.15-16.30 |
15 минут |
НОД с интеграцией образовательных областей + платные кружки |
|
16.30 – 18.00 |
1час 30 минут |
Прогулка: наблюдение в природе (познание, безопасность, труд), труд в природе и в быту (безопасность, коммуникация, социализация), подвижные игры (физкультура, здоровье, познание), ролевые игры (познание, социализация, коммуникация), индивидуальная работа по развитию движений (здоровье, физкультура), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с социальным миром (познание, коммуникация, социализация), беседы с детьми (познание, коммуникация), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Работа с родителями. |
|
18.00 – 19.00 |
1 час |
Игры с любимыми игрушками (самостоятельная деятельность детей) Самостоятельная деятельность в центре творчества (художественное творчество) Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (познание, социализация, коммуникация, художественное творчество) Игры-хороводы, музыкальные игры, игры на шумовых инструментах (музыка, познание, художественное творчество, коммуникация, социализация). Самостоятельные игры детей в различных центрах (познание, коммуникация, социализация) Самостоятельная деятельность в центре двигательной активности, совместная деятельность по развитию движений (здоровье, физическая культура, социализация, коммуникация). |
|
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Виды образовательной деятельности |
Количество в неделю |
Познание: Математика |
1 |
Коммуникация: Развитие речи |
1 |
Художественное творчество: Рисование (Рисование Лепка Аппликация) |
1 |
Физическая культура ЧФН Хореография
|
2 1 2
|
Музыка |
2 |
Общее количество |
10 |
По действующему СанПиН для детей 4-5 лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут
(СанПиН 2.4.12660-10).
III. Содержание психолого-педагогической работы
Циклограмма педагогической деятельности (по 4 линиям развития)
Понедельник – физкультурно-оздоровительное направление
(ОО «Физическая культура» и «Здоровье»)
Вторник – познавательно-речевое развитие
(ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
Среда – социально-личностное развитие
(ОО «Социализация», «Труд», «Безопасность»)
Четверг – 2 вариативная часть ООП
(Хореография, Конструирование)
Пятница – художественно-эстетическое развитие
(ОО «Музыка», «Художественное творчество»)
Циклограмма деятельности в средней группе
|
I половина дня |
I и II прогулки |
II половина дня |
понедельник |
1. Дидактическая игра (экология) 2. Развивающая игра (общение) 3. Строительно-конструктивная 4. Развивающая игра (внимание, память) 5. Хороводная игра (1) |
1. Подвижная игра (3) 2. Сюжетно-ролевая игра 3. Дидактическая игра (экология) 4. Игра – экспериментирование
|
1. Строительно-конструктивная игра 2. Дидактическая игра 3. Пальчиковая игра 4. Сюжетно-ролевая игра 5. Игра - драматизация (флан.)
|
вторник |
1. Дидактическая игра (звуковая культура речи) 2. Пальчиковая игра 3. Словесные игры 4. Беседы о семье, игрушках 5. Сюжетно-ролевая игра |
1. Подвижная игра - 3 2. Игра – экспериментирование 3. Сюжетно- ролевая игра 4. Дидактическая игра 5. Хороводная игра |
1. Дидактическая игра 2. Пальчиковая игра 3. Коммуникативная игра 4. Игра - драматизация (театр игрушек) 5. Строительно-конструктивная игра |
среда |
1. Дидактическая игра (сенсорика) 2. Пальчиковая игра 3. Строительно-конструктивная игра 4. Подвижная игра 5. Коммуникативная игра |
1. Подвижная игра (3) 2. Сюжетно- ролевая игра 3. Игра – экспериментирование 4. Дидактическая игра 5. Развивающая игра (внимание, память) |
1. Строительно-конструктивная игра 2. Дидактическая игра (свойства и качества) 3. Игра - драматизация (театр тенев.) 4. Сюжетно – ролевая игра 5. Пальчиковая игра |
четверг |
1. Пальчиковая игра 2. Хороводная игра 3. Настольные игры, разр. карт 4. Дидактическая игра (изо) 5. Развивающие игры |
1. Подвижная игра - 3 2. Сюжетно – ролевая игра (1) 3.   Предыдущие материалы
|