Мастер-класс для педагогов "Технология изготовления русской тряпичной куклы "Колокольчик"
Документы для скачивания
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Технология изготовления русской тряпичной куклы «Колокольчик»
Цель: расширить знания педагогов о истории тряпичной куклы; познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы «Колокольчик»; повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать применение народного творчества в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал педагогов.
Задачи: побуждать педагогов к творчеству, импровизации, совершенствовать навыки работы с тканью.
Предварительная работа: подготовка схемы и материала для изготовления куклы, подготовка презентации «Русская тряпичная кукла», подбор литературы по теме; оформление мини-выставки различных готовых тряпичных кукол изготовленных детьми, педагогами и родителями.
Ход проведения:
1 часть:
Игра в куклы – самая продолжительная игра в жизни человека: она начинается в глубоком детстве и заканчивается только в подростковом возрасте (а иногда сохраняется и до старости, превращаясь в коллекционирование или лицедейство) Д.Жуков
Обучением детей изготовлению тряпичных кукол занимаюсь несколько лет. Первый раз увидела самодельных кукол на выставке-ярмарке авторской куклы в городе Сочи. Там я приобрела несколько экземпляров. Заинтересовалась историей возникновения первых кукол в России. Потом стала искать литературу и по случайности приобрела замечательную книгу Г. и М. Дайн «Русская тряпичная кукла». Вместе с детьми подготовительной группы пробовали изготовить различных кукол, знакомились с их назначением, затем заинтересовала родителей. Мамы и бабушки младшей группы «Капелька» участвовали в мастер-классе и в выставке поделок «Игрушки делаем мы сами».
В этом учебном году я хочу заинтересовать изготовлением тряпичной куклы и Вас дорогие педагоги.
Из простой красивой байки малышам игрушки шьем
Детей всегда притягивают лоскутки, нитки и ленточки, но, чтобы попробовать что-то сшить, нужно овладеть необходимыми навыками, а именно владеть иглой. Многие дети иглы боятся, некоторые долго учатся.
Интересным, для моих детей, мне показалось, будет техника изготовления бесшовная, с помощью которой, возможно, развивать у детей творчество, мелкую моторику, чувство цвета, интеллект, а главное приобщиться к родной культуре.
Традиционные самодельные игрушки делаются из максимально естественных материалов – дерева, шерсти, соломы, натуральных тканей. Они оставляют ребенку больше простора для воображения: простой лоскуток превращается в его фантазии в роскошное платье, а стилизованное «намеченное» точками лицо или полное отсутствие черт помогают представить куклу и в виде принцессы и в виде малыша.
2 часть:
Сейчас, я хотела бы вас, познакомить с историей тряпичной куклы.
«ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.
Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.
В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.
Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.
Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.
Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы? При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.
Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.
Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” – пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.
При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами (Материал из книги Г. и М. Дайн "Русская тряпичная кукла").
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Начало формы
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
3 часть: Технология изготовления русской тряпичной куклы «Колокольчик»
Материал:
ткань ситцевая цветная и белая
синтепон или ветошь
нитки для вязания лучше красные
Вырезать 3 цветных круга разного диаметра, наложить их друг на друга.
|
Подложить с изнанки в середину большого круга комочек синтепона или ветошь
|
Перевязать по шее ниткой, образуя голову и пышные юбки
|
Прямоугольным лоскутом белой ткани покрыть и перевязать голову
|
Из оставшейся по бокам ткани складывают рукава-жгутики, перевязать и образовать на концах манжеты или кулачки
|
Голову украсить платком, можно добавить косу и фартук .
|
Используя куклу «Колокольчик» как основу можно придумать любой персонаж для детских игр или сувениров. Интересными получатся феи и снегурочки, Мальвина и звездочет, а также милые ангелочки на елку. Для их изготовления можно взять шелковые и капроновые ткани, а также яркую и блестящую фурнитуру.
Удачи Вам и вашим детям!
Используемый ресурс:
Методическая литература
- Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, 2007.- 120 с.
- Рыжова Н., Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
- Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
- Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
- А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
- Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
- Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
- Юкина Л. «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» АСТ-Пресс 2001
Электронный ресурс:
- Народная кукла: //vedjena.gallery.ru.
- Русские обрядовые куклы: //club.osinka.ru.
- Ручная Работа: ///handmade.idvz.ru
- Славянская доктрина //mirtesen.ru
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры