Игровые формы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
Документы для скачивания
Игровые формы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский
Дети от природы любознательны и полны желания познавать мир. Все, что нужно для того, чтобы они могли это делать– это умелое руководство взрослых.В XXI веке мышление жителя нашей планеты технологизируется, и поэтому становлению образной сферы уделяется большое значение. В настоящее время образное мышление и восприятие мира важны людям всех возрастов и конфессий, квалификаций и специальностей.
Этим обусловлены гуманитарные тенденции в современной педагогике, требующие особого отношения к урокам искусства:вхождение в мир искусства возможно лишь через активную творческую деятельность. Занятия музыкой, литературой, изобразительным творчеством должны, прежде всего, отвечать специфике самого предмета искусства и строится на деятельностной основе.
Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребёнка.Социальное значение музыкального умения, которое Л.Н. Толстой именовал «стенографией эмоций», громадно. Музыкальное умение разрешает человеку обогатить собственный жизненный навык, пережить те впечатления и чувства, которые он, может быть, раньше не чувствовал в жизни, развивать все наиболее основательное и тонкое отношение к себе, к иным людям и к миру в целом.
Задачами учителя музыки является поисктаких методов, приемов и формы работы, которые бы соответствовали природе музыкального творчества, способствовали не столько информированию, сколько вызвать у ученика потребность общения с музыкальным искусством.
У обучающихся начальной школы наибольшие впечатления и чувства вызывает игровая деятельность, поэтомуобъектом моей методической работы является такая форма организации учебного процесса как игра, позволяющая наиболее эффективно решать образовательные стандарты ФГОС.
Игра - один из основных видов человеческой деятельности. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ века Й. Хейзинга утверждает, что понятие «человек играющий» (homoludens) аналогично понятию «человек созидающий», и что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
В связи с этим мною поставлена цель методической работы - развитиеэмпатии и эстетической восприимчивости через игровую форму музыкальной деятельности.
Под эмпатиейпонимается способность поставить себя на место другого человека или предмета, способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. В процессе эмпатии происходит идентификация – переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым объектом, заражение его чувствами, переживаниями. Мартин Хофмансвязал развитие эмпатии с эмоциями самосознания. Психологические основы развития эмпатии человека в области искусства занимались Е. Я. Басин; Н.Б. Берхин; Л.С. Выготский; В.П. Зинченко; К.Г. Рид; К.С. Станиславский; С.М. Эйзенштейн; С.Х. Раппопорт и другие.
Наприер, Н.И. Сарджвеладзе рассматривает эмпатиюкак разновидность эмоциональных явлений: как эмоциональное состояние, возникающее у человека при виде или представлении переживаний другого. Это определение возможно осмыслить в ракурсе музыкальной практики как переживание эмоционального состояния, выраженного музыкальной интонацией, связанного с тем или иным музыкальным образом.
Существуют несколько классификаций видов эмпатии. В классификации А.В. Петровского и М.Г. Ярошевскогоэмпатия представлена следующими видами:
- эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания;
- когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии);
- предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.
К механизмам эмпатии относят:
- сопереживание – переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;
- сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
В научной литературе термин «эстетическая восприимчивость» употребляется давно и достаточно широко (В.А.Герд, Р.Ф.Брандесов, Д.С.Лихачев) и используется для обозначения различных явлений, связанных с процессом эстетического воспитания. Исследования об эстетическом восприятии проводили И.Ф.Гончаров, Л.М.Гуляева, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников и другие.
Эстетическая восприимчивость понимается нами как способность человека постигать мир по законам красоты, т.е. в соответствии с идеалом гармонии и совершенства, который формируется социально-исторически, осваивается и преломляется личностно. Эстетическая восприимчивость школьника, как и иные его творческие способности, может быть пробуждена и развита. Развивать восприимчивость значит создавать фундамент, на котором происходит формирование способности человека к эстетическому восприятию мира.
В науке, в опыте работы по эстетическому воспитанию выявлены важнейшие условия формирования эстетической восприимчивости: конкретно-чувственное познание различных жизненных явлений; восприятие мира в единстве логического и эмоционального; постоянное пополнение и расширение опыта жизненных впечатлений и эмоциональных переживаний; наличие определенной атмосферы, в которой живет формирующаяся личность: интерес к окружающей действительности, к внутреннему миру познающего эту действительность, доброжелательность, искренность, откровенность отношений в коллективе, членом которого является обучающийся.
Путем формирования эстетической восприимчивости может быть игра.
Для младших школьников игра – сфера их творчества, только внешне она кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Игра занимает особое место в системе активного обучения, обеспечивает разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся на разных этапах урока. Игра обеспечивает развитие познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных универсальных учебных действий. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения:
- возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры);
- игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация);
- игра начинает подчиняться учебной деятельности.
В ходеработы используемые игры из собственного опыта и опыта коллег классифицировала по следующим основаниям:
- Игры, способствующие развитию эстетической восприимчивости:
- Игры на развитие ладового чувства,
- Игры на развитие ритмического чувства
- Игры на развитие художественно-образных представлений.
- Игры, способствующие развитию эмпатии, т.е.развитию коммуникативныхи личностных УУД:
- Парные,
- Групповые,
- Коллективные.
(См. приложение 1).
Использование таблицы позволяет мне быстро подобрать игру к различным этапам урока по эстетической восприимчивости.
Как правило, начальный период обучения музыке приходится на младший школьный возраст. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Я считаю, что в младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач.
Таким образом, игра,как познание, и воссоздание мира человека, является исходным основанием для рождения художественной позиции учащегося начальной школы. А важнейшая психологическая особенность игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности. Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются отличным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.
Приложение 1
Фрагмент таблицы классификации игрна уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
Название игры |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Игра «Лови вопрос» Ход игры: первый водящий получает мяч и, придумав вопрос по теме прошлого урока, озвучивает его и говорит фразу «Лови вопрос, Максим (к примеру)!» бросая мяч однокласснику. Тот, в свою очередь, ловит мяч, отвечает на заданный вопрос и придумывает свой вопрос по этой же теме. Таким образом, выстраивается цепочка вопросов и ответов учащихся. |
Этап актуализации знаний, этап рефлексии учебной деятельности |
Личностные, коммуникативные |
Игры на развитие ладового чувства |
||
Игра «Птичьи песенки» Сочинить «птичьи песенки» или иные звуковые сигналы на усвоенных ступенях лада. Рекомендации. Учащимся дается установка на воплощение характерных черт того или иного образа (например: кукушки, сигнала пожарной машины). |
Этап усвоения новых знаний |
Познавательные, регулятивные |
Игра «Композитор» Сочинить мелодию имени. Рекомендации: Каждый ученик к своему имени подбирает мелодию. |
Этап усвоения новых знаний, этап вокально - хоровой работы |
Личностные, регулятивные, познавательные |
Игра «Музыкальная сказка» Рекомендации: Ученикам дается задание придумать интонации, звуки. Например: «Что я слышал в лесу?» Или героев сказок, с которыми можно встретиться во время музыкального «путешествия». |
Этап закрепления новых знаний |
Личностные, регулятивные, познавательные |
Игры, направленные на развитие ритмического чувства |
||
Придумать слова в заданном ритме. Например: П І П І - У во-рот о-го-род. |
Этап усвоения новых знаний |
Личностные, регулятивные, познавательные |
Сочинить ритмический ответ на вопрос. Упражнение-игра «Вопрос-ответ». Ученики делятся на пары, в которых один начинает хлопать, а другой продолжает. Или один ученик прохлопает ритмический рисунок, а другой простучит его, наоборот, от конца к началу. Например: учитель: І П І І ученик: І І П І. |
Этап закрепления новых знаний |
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Сочинить ритм похожий на марш (под него можно шагать), на танец (например вальс, польку), на песню (колыбельную). |
Этап закрепления новых знаний, этап рефлексии учебной деятельности |
Личностные, регулятивные, познавательные |
Игры, направленные на развитие художественно - образных представлений. |
||
Игра «Пантомима» Дети слушают музыку, не зная произведения. После слушания учитель задает вопрос: «Кто может движениями изобразить героев произведения?» и после «Кого изображает эта музыка?» Рекомендации:Дети слушают отрывок музыкальной пьесы. Каждый представляет свои образы, картины, сюжеты. Желающий выходит к доске и мимикой изображает то, что он услышал в музыке. Остальные ученики отгадывают. |
Этап актуализации знаний, этап рефлексии учебной деятельности |
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Игра « Хорошее настроение» Ход игры: перед слушанием музыки детям раздают синие и желтые фишки. Дети слушают музыку. Затем учитель просит детей подумать, как изменилось настроение. У кого настроение улучшилось - поднимает желтые фишки, у кого ухудшилось - синие. После этого ученики рассказывают, что они чувствовали, какие эмоции пережили. №3 Детям показывают картинки с четырьмя временами года. Под музыку определяют, какому времени года соответствует. |
Этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний |
Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные |
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры