Технологическая карта урока. "Выразительные средства музыки"
Технологическая карта урока.
Класс: 2
Предмет: музыка
Тема: Средства музыкальной выразительности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: игровая, групповая
Цель: ознакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности.
Задачи:
- Сформировать представления о средствах музыкальной выразительности;
- Развивать эмоциональную восприимчивость музыкального материала;
- Развивать способность сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- Различать средства музыкальной выразительности;
- Сравнивать и анализировать;
Регулятивные:
- Понимать и принимать учебную задачу урока;
- Выполнять и контролировать свои действия в процессе выполнения заданий;
- Осуществлять рефлексию, оценивать свои достижения;
Коммуникативные:
- Умения слышать, слушать, понимать собеседника;
- Работать в паре;
- Сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека;
Личностные:
- эмоциональная открытость, восприимчивость музыкального материала.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент |
- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь и послушайте музыку. (звучит «Утро» Эдварда Грига) |
Приветствие учителя |
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
|
Беседа
Постановка цели и задачи
|
- Ребята, скажите, пожалуйста, как бы вы назвали это музыкальное произведение?
Конечно! Это произведение называется «Утро» Обратите внимание, как точно композитор передал в своей музыке восход солнца, пробуждение природы. А для того чтобы сделать музыку такой понятной и красивой, он использовал средства музыкальной выразительности. Ведь они помогают композитору донести свою идею до слушателя, то есть до нас с вами!
- Посмотрите, в нашем классе тоже появился цветок, но он немножко капризный, и не хочет распуститься! И прячет от нас средства музыкальной выразительности! -Чтобы он раскрылся давайте отгадаем загадку!
В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная.
Молодцы! |
Высказывают свои предположения(рассвет, восход…)
Слушают учителя
Смотрят на доску
(Гармонь) |
Регулятивные: - понимать и удерживать учебную задачу урока; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации
|
Открытие нового знания
Физминутка |
- Итак! Цветок раскрыл нам первый лепесток(Мелодия)
- Ребята, посмотрите, что вам это напоминает?
---0---0---0---0---0---0---0---
- Давайте представим, что каждая бусинка это звук. Все звуки находятся на одной высоте. Например: исполняю попевку «Андрей воробей не гоняй голубей» - А теперь давайте все вместе положим звук в ладошку и постараемся его ровно удержать. - Молодцы! - А теперь посмотрите, что будет, если наши бусинки поместить на разную высоту?
0 00 00 00 ------------------------------ 0 0 0 0
- Давайте попробуем исполнить нашу попевку, меняя высоту звука.
А теперь показывая движение наших звуков, распоёмся (Вот иду я вверх, вот иду я вниз)
- Молодцы! Мелодия – это последовательность звуков разных по высоте.
- А теперь давайте отгадаем следующую загадку
Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (Рояль).
Отлично, раскроем следующий лепесток! (Ритм)
Ритм – это чередование коротких и длинных звуков I- долгий звук I- короткий звук
Ребята давайте поиграем в игру шифровальщик.
Я вам покажу зашифрованные рисунки, а вы их попробуете отгадать. Первый я вам помогу. (вывешиваю по очереди)
Ребята, какие вы молодцы!
- А теперь посмотрите у вас на партах лежат конверты, а в них спрятались грибочки. Я вам сыграю зашифрованный ритм, а ваша задача, в парах его выложить на парте. И так…
Здорово, а теперь проверим, у всех ли получилось? (показываю прав.ответ) У всех ли получилось? Молодцы!
-А теперь я предлагаю вам немного подвигаться и провести физминутку. Внимательно смотрите на меня, я буду показывать вам движения. -Итак, встаем!
-Отлично! Ребята, а что происходило с музыкой?
-Замечательно, при помощи нашего зажигательного танца, цветок раскрыл нам еще один лепесток и мы познакомились еще с одним средством музыкальной выразительности. Темп – это скорость звучания музыки.
-Давайте угадаем следующую загадку Три струны, а звук какой! С переливами, живой. Узнаю его в момент - Самый русский инструмент. (Балалайка.)
-Молодцы! Раскрываем лепесточек!
посмотрим, что же на нем(Тембр) -Я приглашаю 1 ученика, он отвернётся и должен будет угадать, кто из вас произнесет его имя. -Ребята, почему ведущий так легко смог определить, кто произносил его имя? - Конечно!Потому, что голос имеет свою окраску.
-А теперь угадайте, какие музыкальные инструменты сейчас заиграют?
- Конечно, потому что голос человека или инструмента имеет свою окраску, а это и есть тембр.
-Ну что отгадываем следующую Загадку
Играть умеет он и «форте», и «пиано», За это и назвали... (фортепиано).
-Отлично. Ну что, перейдем к следующему лепесточку? Какое средство музыкальной выразительности он нам приготовил? (Динамика) Динамика - это степень громкости музыки -Существует две степени громкости, какие? А это громко (f) и тихо (p), как и рассказала нам загадка. -Но в музыке есть два красивых приёма усиление звука (крещендо) и его уменьшение (диминуэндо). - Я сейчас вам покажу, как это происходит, а потом мы вместе с вами повторим. Итак: (Учитель, усиливая громкость, произносит термины) Крещендо – это усиление громкости музыки! Попробуем? -А теперь наоборот. Диминуэндо – это уменьшение громкости музыки. Повторим вместе. - Отлично! Вот мы и узнали, что такое динамика.
-Ну и последняя загадка.
Поздно, поздно, дотемна Ласково звучит она Песенка постельная, НАША…. (КОЛЫБЕЛЬНАЯ)
-Последний лепесток открывает нам следующее средство музыкальной выразительности(лад) Два дружных брата близнеца, Почти похожи два лица Но на одном цветет улыбка, (мажор) А на другом печаль видна. (минор) -Давайте я сейчас буду играть аккорды, а вы определять мажор это или минор, а для этого у вас на партах лежат карточки с улыбающимися и грустными лицами.
|
Высказывают свои предположения (ниточка с бусинками, ноты и т. д.)
Поют хором попевку
Пробуют исполнить попевку, показывая рукой высоту звука, как она меняется.
Поют распевку
Высказывают свои предположения
Работа классом (игра) Повторяют ритмический рисунок.
Работа в парах (игра)
Сверяют с правильным ритмом
Двигаются под музыку
Ответ ребят (она все время ускорялась)
Отгадывают загадку.
Ответ учеников (потому, что у всех разные голоса)
Слушают и высказываю свои предположения
Отгадывают загадку
Читают, что написано на лепестке
Повторяют вместе с учителем
Читают, что написано на лепестке
Отгадывают загадку
Поднимают улыбающиеся и грустные лица, изображённые на карточках. |
Регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Коммуникативные: - умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
|
Закрепление и итог урока |
-Замечательно! Итак, ребята! Мы сегодня с вами, помогли нашему цветочку распуститься, а он познакомил нас, со средствами музыкальной выразительности.
- Давайте вспомним! С каким средством музыкальной выразительности нас познакомили звуки (магниты) ?
-А игра шифровальщик?
- А зажигательный танец познакомил нас с каким средством музыкальной выразительности? - А когда мы играли в игру, угадай голос одноклассника? -А когда мы усиливали громкость и уменьшали ее? Это какое средство музыкальной выразительности?
-Ну и наши два брата близнеца познакомили нас …? |
С мелодией
С ритмом
Темп
С тембром
Динамика
С ладом |
Регулятивные: - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; Познавательные: - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Рефлексия |
-Давайте мы опять обратимся к нашим личиками поднимем то, с каким настроением мы закончим урок. Отлично, а теперь вместе споем веселую и добрую песню!
Спасибо за урок |
Ребята поднимают карточки
Поют |
Регулятивные: - оценивать свои достижения;
|
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры