Консультация для родителей "Развиваем речь играя" Учитель-логопед Чикризова М.С.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему «Развиваем речь играя» Учитель- логопед Чикризова М. С. Р ечевые навыки л учше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом. Существует много игр, в которые можно играть с ребенк ом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предме тов, но и их деталей и частей. « Вот автомобиль, а что у него есть? » – « Руль, си денья, дверцы, колеса, мотор. . . »- «А что есть у дерева? »- « Корень, ствол, ветки, листь я. . . 2 К 3- 4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов( розовый, малиновый, темно- зеленый, светло- коричневый и т. д. ) . Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой- то предмет, задавайте ем у самые разнообразные вопросы: « Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? » Можно просто спросить: «Какой он? » Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свой ств пр едметов закрепляются в словес ных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким? »- «Дом, дерево, человек. . . »- « А что выше – дерево или человек? Может ли ч еловек быть выше дерева? Когда? » Или: «Что бывает широким? »- «Река, улица, лента. . . »- « А что шире – руч еек или река? » Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают пони мать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Вот примеры нескольких игр. 1. Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте! 2. Отгадай предмет по описанию. Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные. 3. Шаги. ( Кто быстрее доберется до. . . ) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш( на расстоянии 8- 10 шагов) . И оговаривают тему шагов. Например, " Вежливые слова" . Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое- нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт! » Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры