обобщение опыта "Использование кинезиологической гимнастики в оздоровлении и обучении школьников"
Документы для скачивания
И СПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИИ И ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Автор опыта: Ирыгина Наталья Юрьевна, педагог- психолог, С ГКСУВ О У закрытого типа для обучающихся с девиантным( общественно опасным) поведением Сахалинская обл. с. Костромское, 2016 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 3 РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 8 РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 10 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ 15 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 16 ПРИЛОЖЕНИ Е 4 ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 17 РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 1. 1 Условия возникновения, становления опыта Автор опыта Ирыгина Наталья Юрьевна, педагог- психолог С ГКСУВ О У закрытого типа для обучающихся с девиантным( общественно опасным) поведением. Проблема формирования личности с особой остротой ставит вопрос о выявлении и устранении тех психологических образований, которые выступают в качестве трудновоспитуемости, мешает целенаправленному процессу воспитания. П реодоления трудновоспитуемости, профилактики правонарушений несовершеннолетних и познания психологии подростков интересует многих исследователей. У ченые и педагоги, на протяжении многих лет рассматривали проблему социализации детей с девиантным повед ением: Я. А. Коменский, Э. Эриксон, Д. А. В. М. Бехтеров, П. Г. Бельский, П. П. Блонский, А. С. Выготский, А. С. Макаренко, Т. А. Фортунатов. Организация ранней профилактики, поиск первоначальных отклонений в нравственном развитии личности, выявление ее черт, оказывающихся наиболее благоприятными для совершения правонарушений, привлекали и привлекают внимание исследователей. Многочисленные исследования показывают, что подавляющее большинство трудных подростков и несовершеннолетних нарушителей – это дети, не справляющиеся со школьным обучением и потому вы падающие из детского коллектива. Пытаясь отстоять свою самооценку, уважение к себе, своё личное достоинство, подросток начинает отвергать оценку окружающих, считать её неправильной, рассматривать отношение окружающих к себе как несправедливое и всячески сопротивляться всем воздействиям, которые на него оказываются. У подростка возникает неадекватное отношение к окружающим и к себе. Это приводит к конфликту подростка с окружающими людьми. В таком случае возникают трудности не только в воспитании подростка, но и трудности в формировании его личности, трудности в его развитии, а для самого подростка – трудности в его жизни. Реабилитационные школы собирают в свои стены детей и подростков, теряющих психологические связи с первичным учебным коллективом и недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания. Обобщённый образ представителя этой когорты складывается из таких качеств, как недостаточная сообразительность, мешающая чувствовать себя успешным на уроках; неуверенность в среде сверстников, делающая уязвимым и обижаемым; отсутствие поддержки в семье, оставляющей беззащитными перед проблемой социальной адаптации. Вернуть личности силы развития и направить их по назначению – основной методологический принцип реабилитационной педагогики. Акцентируя внимание на воспитании, не следует забывать, что работа с личностью имеет с в ои оценочные показатели, не укладывающиеся в табель успеваемости, тем более, что затраты на неё требуется больше, а результат обнаруживает себя лишь через некоторое время. Естественно, одному педагогу, для которого учёба – основная цель деятельности, бывает трудно работать. Он нуждается в помощи узких специалистов( психологов, врачей, социальных работников, логопедов и др. ) , доля которых в общем результате может быть весьма значительной. К о дной из новых форм эффективной помощи педагогам можно отнести процесс кинезиологического оздоровления. Внедрение кинезиологических «процедур» в практику воспитания и обучения детей, в настоящее время, является весьма актуальной задачей. Детская кинезиология — это современное направление телесно- ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные и дыхательные упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков. 1. 2. Актуальность проблемы Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей — нашего будущего, ухудшается с каждым годом. В настоящее время приемлемым считается, ра звитие ребенка на нижней границе нормы. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается. Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам( плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п) , могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина которой низкий уровень нейродинамики( низкий тонус мозга) . В последнее время после проведения ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, всё больше специалистов, как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования. Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы физически, психически, эмоционально. Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учёбе повышенные психические нагрузки. В современной школе нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков. Для преодоления имеющихся у школьников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка мыслительную деятельность, память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, повышает спосо бность к произвольному контролю, активизирует межпол ушарное взаимодействие, приводя к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость. . Поэтому применение кинезиологических упражнений в нашей школе учителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования поможет решить проблемы в изучении и усвоении материала, улучшить память, концентрацию вн имания, справиться с дислексией и дизграфией, интегрировать функции мозга – экспрессивную( воспроизведение информации) и рецептивную( усвоение информации) , устранить проблемы поведения, улучшить социальные и коммуникативные навыки, развить и реализовать внутренний потенциал, и уверенность в своих способностях, улучшить координацию тела при занятиях спортом, танцами. 1. 3. Сущность опыта Кинезиология развилась в 60- е годы из хиропрактики, остеопатиии, других наук. Основатель кинезиологии в современном виде американец Джордж Гудхардт принял за основу древний метод индейцев, развил его, создав достаточно стройную теорию, в основе которой лежит мышечный тест, считающийся в науке о движениях точнейшим и эффективным инструментом. Мышечное тестирование определяет стрессовые области в жизни человека, уточняет эмоциональные травмы, которые привели к проблемам. Сам термин «кинезиология» отражает суть метода – греческое «кінесіс» означает движение, а «логос» – наука. Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Научно доказано, что с помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной. Более того, могут быть подобраны конкретные упражнения для рук, ног, глаз, языка и пальцев, способствующие как формированию, так и активизации работы конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма. Данное направление не является чем- то новым – в психологии давно существуют, по крайней мере, несколько течений, акцентирующих внимание на изучении процессов, происходящих именно при движения тела человека и их взаимосвязи с мышлением в рамках целостной системы «интеллект – тело». Кинезиологи утверждают, что все ответы на вопросы о нас самих хранятся в нашем теле. С самого начала нашей жизни, а именно даже не с рождения, а с момента зачатия, наши клетки записывают информацию обо всех важных событиях. Эта информация влияет на здоровье тканей и органов. Каждый орган связан с конкретной мышцей, любое нарушение в организме отражается в мышечной слабости — в изменении походки, поз, выражении лица и прочее. Так заболевание влияет на тонус мышц, но есть и обратное действие: стимулируя мышцу, сигнализирующую о болезни, можно излечиться. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности мозга. Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему" интеллект- тело" и приводят её в готовность к обучению. В 1970- х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана программа «Гимнастика мозга» в Центре группового учения для неуспевающих" Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как" неспособных к обучению" . В 1987 г. результаты ГМ( гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10- 15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50% . Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений. В России Г имнастика М озга впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учрежде ниях психологической помощи в пятнадцати крупных городах страны( Москва, Санкт- Петербург, Томск, Уфа, Орехово- Зуево и др. ) . Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не н аоборот. Все движения комплексов ГМ воздействуют на различные системы управления организмом. 1. 4. Ведущая педагогическая идея опыта В образовательное учреждение СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным( общественно опасным) поведением, поступают учащиеся из разных школ Сахалинской области. В основном, это дети из неблагополучных семей, что сказывается на их учебной деятельности и эмоциональном состоянии. 70% воспитанников состоят на учёте у психиатра и нарколога с различными поведенческими расстройствами. Негативная аффективность, оппозиционно протестное поведение, нарушение эмоциональной сферы, недополучение социального опыта, девиантная субкультура, низкая школьная мотивация, сниженная интеллектуальная активность – с такими проблемами поступают п одростки в нашу школу. Поступая в школу, воспитанник проходит диагностическое обследование специалистами по разным направлениям. Скрининг диагностик позволяет наметить индивидуальный личностный подход( маршрут) в образовательной и воспитательной работе с подростком. Проводить эксперименты и внедрять передовой педагогический опыт в нашей школе в полном объеме не представляется возможным в связи с тем, что срок пребывания учащихся ограничен мерой наказания суда за правонарушения от 0, 5 года до 3 лет, причем школьники поступают в школу в течение всего учебного года. Но сделать шаг вперед по пути личностного развития удаётся с каждым подростком. Первый год пребывания в школе закрытого типа чаще всего адаптационный для школьников. Они постепенно вливаются в новый подростковый коллектив, привыкают к педагогам, постоянному сопровождению, жизни п о режиму, в контролируемый учебный процесс. Контроль и сопровождение полезной деятельности, коррекция личностных особенностей, совершенствование учебных навыков позитивно сказывается на становлении личности. На втором году повышается мотивация к обучению, затухает эмоциональная несбалансированность, окультуривается поведение, пропадает социальный дискомфорт. При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: вновь прибывшие школьники, некоторое время находятся в состоянии психоэмоционального стресса, они импульсивны, неуравновешенны, не умеют позитивно общаться, сосредоточиться на учёбе, тревожны, имеют низкую работоспособность. К сожалению, никто не учит учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Обучая педагогов снятию психоэмоционального стресса у подростков методом кинезиологии, я поняла, что эта методика обращается ко всем аспектам жизнедеятельности человека – телесному, психологическому, духовному – обеспечивая средства оценки и коррекции нарушений во всех трёх областях. С помощью кинезиологии можно избавиться от самых раз нообразных проблем, таких как: - снятие острого стресса; - сложности общения в среде подростков, с другим полом, учитель – ученик и со старшим поколением; - неумение отстаивать свою точку зрени я, неудовлетворенность собой и окружением; - плохое настроение, депрессия, бессонница, раздражительность, плаксивость, апатия; - сложности с обучением в школе, неусидчивость, неумение быстро читать, грам отно писать и правильно считать; - плохое поведение. Таким образом, м етод кинезеологической гимнастики показан подросткам с неуравновешенной психикой, слабыми учебными способностями, зажатым социально, тревожным, то есть подросткам с школьной дезадаптацией и девиантным поведением. 1. 5. Длительность работы над опытом. Различные формы снятия комплексов, агрессии, психологических зажимов у подростков я пыталась использовать на протяжении всей своей педагогической деятельности. В 2013 году с сентября для улучшения психоэмоционального состояния воспитанников я включила в свою работу и кинезиологические коррекции. В январе 2014 года в г. Южно- Сахалинске состоялся семинар- тренинг «Телесно- ориентированные методы снятия учебного и рабочего стресса», в котором я принимала участие. С этого времени кинезиологические гимнастики прочно вошли в мою работу. РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Настоящий опыт накапливался в течении трёх лет в результате наблюдения за детьми 5, 6 и 7 классов СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным( общественно опасным) поведением. В своем опыте я хочу познакомить с системой занятий по снятию психоэмоционального напряжения и развития интеллекта с помощ ью кинезиологических упражнений. Впервые кинезиологические упражнения в школе закрытого типа были п рименены для снятия зажимов у эмоционально неуравновешенных и аффективных подрос тков. Согласно диагностической методике «Самооценка психических состояний» разработанной Г. Айзенком, на начало 2013/ 2014 учебного года в группе из 24 подростков тревожное состояние испытывали 3 воспитанника, фрустрация присутствовала у 5 воспитанников, агрессивность – у 7. ( Приложение 1) Занятия с такими подростка ми проводились психологом индивидуально и включали упражнения из положения лёжа, сидя на полу и голосовые упражнения( «Внутри- снаружи», «Пишем ногами», «Дерево», «Сидя по турецки», «Дирижёр», «Сова» и другие) . Часть упражнений сопровождалась музыкой для релаксаций. С группой подростков упражнения проводились на уроках по 5- 7 минут как динамическая пауза и на групповых и тренинговых занятиях, как часть тренинга. ( П риложение 2) У всех подростков отмечалась положительная эмоциональная динамика с разными показателями в процентном отношении( от 10% до 30% ) . У одного расправились плечи, другой стал смелее в общении, третий сказал, что уроки пролетают незаметно. Воспитатели и учителя через два месяца занятий отметили значительное снижение уровня агрессии, изменения в характере подростков. Для уре гулирования психологического климата в группах, воспитателям был предложен комплект упражнений( картотека) для улучшения психоэмоционального состояния воспитанников. ( Приложение 3) . Для ознакомления педагогов с методикой был а подобрана и представлена литерат ура по данной тематике: книги А. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», Семенович А. В. «Нейропсихологическа я коррекция в детском возрасте», Шанина Г. Е « Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков ». Подготовлена ознакомительная презентация, на МО проведён «Мастер – класс» по обучению проведения упражнений в группах. Следующий шаг в моей работе по применению кинезиологических методов – коррекция проблем обучения. В школу для подростков с девиантным поведением попадают учащиеся, пропустившие боль шое количество учебных часов, все они имеют специфические отставания в учебной работе: плохую технику чтения, нарушения письма, неравномерность развития сенсомото рных и интеллектуальных функций, отсутствие мотивации к обучению. У ровень мотивации учебной деятельности учащихся в школе закрытого типа в 2012/ 2013 году составил 45% . ( Приложение 4) . Из 24 подростков в сентябре 2013 года 11 обучались по облегчённой программе VII вида. Применительн о к этим ребятам в начале учебного дня, как утренняя гимнастика, стала проводить упражнения для улучшения кон центрации внимания и восприятия, улучшения математических навыков вычисления, способности слушать, слышать и понимать информацию. Так использовались все упражнения «Гимнастики мозга». Упражнения выполнялись ежедневно, в медленном темпе, в доброжелательной обстановке, занимали 7 – 10 минут. Перед контрольной, самостоя тельной работой добавлялись упражнения, улучшающие дыхательный процесс, расслабляющие ЦНС, повышающие уровень энергии( обогащая кровь кислородом) , помогающие снять избыточное возбуждение и успокоиться. Уже через небольшое время повысилась работоспособность на уроках, улучшились оценки, стало меньше проявлений тревоги, паники в связи с плохой оценкой или предстоящей контрольной. Промежуточная диагностика показала хорошую реабилитационную поведенческую и учебную динамику. Кинезиологические упражнения были использованы в работе воспитателей, учителей начальных классов, учителей предметников, педагогов дополнительного образования. Основная форма работы- р азвитие интеллекта, снятие психоэмоционального стресса с помощью кинезиологических упражнений проводится на занятиях с психологом. Для этого в расписании II ой половины дня для каждой группы отведено время дл я развивающей работы психолога. Занятия проводят ся по 35- 45 минут( в зависимости от группы) и обязательным атрибутом тренинговых занятий выступают упражнения кинезиологической гимнастики. В течени е года на протя жении 36 занятий идет постоянная коррекция эмоциональных проявлений и развитие интеллектуальных способносте й. Причем работу я начала с 5 класса, но и в 6 и 7 классах подростки, изучив кинезиологические упражнения, не теряют к ним интереса. РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Коррекция поведенческих девиаций и совершенствование интеллектуальных способностей методом кинезиологии позволили мне добиться главного: научить подростков поддерживать себя в активной физической и эмоциональной форме, повысить способность к произвольному контролю, устойчив о изменить способность учащихся усваивать и перерабатывать информацию. Результаты выглядят следующим образом: Диагностика эмоциональных и поведенческих проявлении Учеб. г од Методика Кол- во Результат 2012/ 2013 Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса- Дарки Шкала явной тревожности для детей( в адаптации А. М. Прихожан) 24 подростка 24 подростка Физическая агрессия- 16ч. Негативизм – 12ч. Вербальная агрессия- 18ч. Склонность к раздраж. – 18 ч. Состояние тревожности не свойственно – 8 ч. Нормальный уровень тревожности – 7 ч. Явно повышенная тревожность – 5 ч. Очень высокая тревожность – 4 ч. 66% 50% 75% 75% 33% 30% 2 0% 17% 2013/ 2014 Самооценка психических состояний 24 подростков Состояние тревожности – 3 ч. Состояние фрустрации – 5ч. Состояние агрессии – 7ч. Состояние ригидности – 5ч. 12, 5% 20% 29% 20, 8% 2014/ 2015 Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса- Дарки Методика определения уровня тревожности( Ч. . Спилберг, Ю. Л. Ханин) 18 подростков 18 подростков Физическая агрессия- 5 ч. Негативизм – 7 ч. Вербальная агрессия- 5 ч. Склонность к раздраж. – 6 ч. Состояние тревожности не свойственно- 14 ч. Средняя тревожность- 3ч. Высокая тревожность – 1ч. ( прибыл 22. 04. 2015) 27% 38% 27% 34% 77% 17% 6% Показатели диагностики эмоционально личностной сферы доказывают, что кинезиологическая методика позволяет поддерживать и регулировать оптимальное эмоциональное состояние и психолог ическое равновесие у школьников. Сравнение результатов развития познавательных процессов. Познавательный процесс 2012/ 013( 24 ученика) 2013/ 2014( 24 ученика) 2014/ 2015( 18 учеников) Память н изкий уровень развития с редн. уровень развития в ыше среднего 12 9 3 9 13 2 6 8 4 Внимание Объём внимания: низкий уровень средний уровень выше среднего 9 13 1 7 14 3 4 12 4 Скорость переработки информации Эффективность деятельности Низкая скорость Средняя Выше среднего, высокая Низкий уровень Средн. уровень Высок. уровень 18 4 2 16 8- 12 8 4 10 12 2 8 8 2 7 9 2 Общий уровень интеллектуального развития Низк. у ровень Средн. уровень Выше среднего 10 14- 9 15- 6 10 2 О тмечается развитие детей практически по всем представленным показат еля м, изме нилось в лучшую сторону качество выполнения мыслительных операций, что сказалось и на общем уровне развития детей. Особенно важно улучшения произвольности и качеств вн имания, так как он о развивается сложнее остальных процессов. Изменилось качество работы учащихся с материалом, учебником, материал воспринимается более вдумчиво, осознанно, быстрее. Снизилась утомляемость, повысилась работоспособность на уроках и самоподготовках. В итоге общий уровень развития повысился, появилась значительная динамика в эмоциональном и интеллектуальном плане. Данная работа по обобщению опыта способствовала совершенствованию методической работы, обеспечению учебно- воспитательного процесса, повысила мое личностное профессиональное развитие. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно- правовые акты 1. Программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы от 22 ноября 2012 г. 2. Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Учебники, монографии, брошюры Афонькин С. Ю. , Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб. , 1997. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. –( Коррекционная педагогика) . Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения: Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. Данилова Н. Н. , Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности- М. , 1989. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г. . Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003. Симонов П. В. , Ершов П. М. Темперамент, характер, личность – М. : Наука, 1984. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г Стамбулова Н. Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М. , 1977 Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М. , 1993. Смирнова С. С. , О. А. Циплакова Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. М. , 2011 Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга – Л. , 1978. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. , 1996. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М. , 1999. Приложение 1. Самооценка психических состояний Самооценка психических состояний Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в 4 блока. На каждое высказывание выберите ответ из трёх альтернатив: - Да, это состояние мне присуще часто – 2 балла; - Такое состояние у меня иногда бывает – 1 балл; - Нет, это мне совсем не подходит – 0. Тест – опросник I 1. Не чувствую в себе уверенности. 2. Часто из- за пустяков краснею. 3. Мой сон беспокоен. 4. Легко впадаю в уныние. 5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях. 6. Меня пугают трудности. 7. Люблю копаться в своих недостатках. 8. Меня легко убедить. 9. Я мнительный. 10. Я с трудом переношу время ожидания. II 1 1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых всегда можно найти Выход. 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 14. несчастья и неудачи ничему меня не учат. 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной. 16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 18. я чувствую растерянность перед трудностями. 19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по – детски, хочу, что бы пожалели. 20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. III 21. Оставляю за собой последнее слово. 22. Нередко в разговоре перебиваю собственника. 23. Меня легко рассердить. 23. Меня легко рассердить. 24. Люблю делать замечания другим. 25. Хочу быть авторитетом для других. 26. Не довольствуюсь малым, хочу большего. 27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. 29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 30. Я мстителен. IV 31. Мне трудно менять привычки. 32. Мне нелегко переключать внимание. 33. Очень настороженно отношусь ко всему новому. 34. Меня трудно переубедить. 35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. 36. Нелегко сближаюсь с людьми. 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. 38. Нередко я проявляю упрямство. 39. Неохотно иду на риск. 40. Редко переживаю отклонения от принятого мною режима дня. Результаты диагностики Согласно обработанным диагностикам и оценочным балам выявлено: - Состояние тревожности – 3 воспитанника( 12, 5% ) . ( 1 воспитанник, тревожность средняя, допустимого уровня, 2- воспитанника, очень тревожны) . - Состояние фрустрации – 5 воспитанников( 20, 8% ) . ( низкая самооценка, избегают трудностей, боятся неудач) . - Состояние агрессивности 7 воспитанников( 29% ) . ( невыдержанны, агрессивны, имеют трудности в общении) . - Состояние ригидности – 5 воспитанников( 20, 8% ) . ( 2 воспитанника – средний уровень, 3 воспитанника – сильно выражена неизменность поведения, убеждений, взглядов) . Приложение № 2 Коррекционно развивающее занятие Тема: Повышение самооценки». Цель: - Снять эмоциональное напряжение, способствовать развитию положительного образа Я. - Повышение самооценки, выбор наиболее оптимального способа поведения. Ход занятия: 1. Вводная часть. Настройка на работу, улучшение психоэмоционального состояния. Упражнение «Лобно- затылочный обхват». ( кинезиология) ( Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным. Положить одну ладонь на лоб, другую на затылок. Вслед за ведущим повторять текст: «Всё плохое у меня – позади. Всё хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хочу получить пользу от занятия. Я готов к работе. »- повторить 2 – 3 раза) . 2. Основная часть. Упражнение «Что мне подходит». Ведущий: «Давайте на примерах посмотрим, чем отличаются друг от друга три типа поведения: уверенное, неуверенное, агрессивное». Группа делится на тройки, тройкам даётся задание. Первый участник, представляет ситуацию с уверенным поведением, второй с неуверенным, третий с агрессивным. Примерные темы ситуаций: - Учитель говорит, что ваша причёска не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю ………. . - Друг продолжает занимать вас разговорами, а вы хотите уйти. Вы говорите……. - Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним ……. . - Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему ………- Ваш сосед постоянно отвлекает вас от интересного урока, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Вы говорите ему ………. ( В процессе обсуждения необходимо сделать акцент на наименее получившиеся роли, осознании причин этого. Обговорить, что с их точки зрения получилось и что не получилось у игрока и почему) . Упражнение «Я – лучше всех. Я – хороший». Каждый участник встаёт перед всей группой, как на сцене, и говорит одну из предложенных фраз: « Я лучше всех. Я – хороший. Я многое умею. Я много знаю. Я – смелый. Я – решительный. Я– добросовестный» и проч. Если ведущий хорошо знает подростка, то можно предложить игроку фразу, отражающую характеристику подростка или ту которую ему необходимо иметь. Ведущий следит за тем, что бы каждый участник говорил эти фразы до тех пор, пока не появится уверенность в голосе. Игроки оценивают степень уверенности его голоса. Упражнение «Дерево»( кинезиология) . Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно – медленно поднимаёмся на ноги, распрямляем туловище, вытягиваем руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул легкий ветерок( легкое покачивание тела и рук) . Ветер усиливается – раскачивать тело, имитируя дерево. 3. Заключительная часть. Рефлексия. Упражнение «Солнечные лучики» Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучико м. Приложение 3 Психофизиологические коррекционные упражнения( для улучшения психоэмоционального состояния) 1. Лобно- затылочная коррекция. Одну ладонь положите на затылок, другую — на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох- выдох. Мысленно пред ставьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумайте и осознайте то, как можно было бы дан ную проблему разрешить. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокор рекция завершается «глубоким вдохом – выдохом ». Упражнение выполняется от 30 с до 10 мин. : 2. Медуза. Сидя на стуле, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Следует выполнять под спокойную музыку. 3. Молния. Проведите рукой вдоль переднего срединного меридиана от нижней губы вниз( как бы расстегивая «молнию» на куртке) и в об ратном направлении( застегивая «молнию») . Затем проведите рукой, расстеги вая и застегивая «молнию» сзади, Движения про водить вверх- вниз несколько раз. Всегда заканчивать движе нием вверх. 4. Постукивание. Сделайте массаж в области вилочковой железы в форме легкого постукивания 10—20 раз круговы ми движениями слева направо. 5. Слон. П рижать ухо к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3- 5 раз каждой рукой. 6. Ахилл. Легко ущипните обеими руками оба ахиллова сухожилия, затем мягко погладьте подколенные сухожилия несколько раз, сбрасывая в стороны и наружу. 7. Кулак. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальц ем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте ку лак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сде лайте вдох. Повторите упражнение 5 раз. Выполнение уп ражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упраж нение выполнять двумя руками одновременно. 8. Уши. Мягко расправьте и растяните руками внешний край к аждого уха в направлении вверх- наружу от верхней части к мочке уха 5 раз, Помассируйте участок от сосцевидного отрос тка за ухом по направлению вниз к ключице — 5 раз. 9. Г рецкие орех и. Сделайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую мо торику рук. Слегка помассируйте кон чик мизинца. 10. Грецкий орех. . Поместите орех на кисть руки со стороны мизинца( на ладони) и ладонью другой руки слегка нажмите и сделайте орехом круговые движения( 3 мин) . Следует выполнять под спокойную музыку. 11. «Массаж трёх зон». Накрыть ладонью левой руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести лёгкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины. Массировать 30 – 60 секунд. Поменять положение рук и повторить упражнение. 12. «Перекрёстно- параллельная ходьба на месте». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги, а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноимённые руки и ноги соприкасаются друг с другом поочерёдно как бы перекрёстно. Сделать 8 – 12 таких шагов. Приложение 4. Диагностика учебной мотивации Таблица 1 Диагнос тика учебной мотивации учащихся Инструкция. Оцени, насколько верны для тебя следующие высказывания. Для этого обведи кружком нужный балл: 0 баллов – неверно; 1 балл – частично верно; 2 балла – в целом верно 3 балла – абсолютно верно. № п/ п Вопросы Баллы 0 1 2 3 1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель 0 1 2 3 2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире 0 1 2 3 3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться 0 1 2 3 4. Для меня важно получить хорошую оценку 0 1 2 3 5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция 0 1 2 3 6. Знания помогают развивать ум, сообразительность, смекалку 0 1 2 3 7. Если ты учащийся, то обязан хорошо учиться 0 1 2 3 8. Я проявляю интерес только к отдельным предметам 0 1 2 3 9. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников 0 1 2 3 10. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться 0 1 2 3 11. Приходиться учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей 0 1 2 3 12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решаю трудную задачу, хорошо выучиваю правило и т. д. 0 1 2 3 13. Хочу знать, как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком 0 1 2 3 14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе жизни 0 1 2 3 15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы 0 1 2 3 16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу( в паре, бригаде, команде) 0 1 2 3 17. Мне нравятся такие формы урока, как игра, конференция, викторина, диспут, презентация и т. д. 0 1 2 3 18. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи 0 1 2 3 19. Много читаю книг, кроме учебников( по истории, спорту, природе и т. д. ) 0 1 2 3 20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело 0 1 2 3 Таблица 2 Ключ к анализу компонентов учебной мотивации Мотивы Номера ответов Познавательные 2, 8, 15 Коммуникативные 3, 9, 16, 17 Эмоциональные 1, 10, 21 Саморазвития 6, 13, 19 Позиция учащегося 7, 14, 20 Достижения 5, 12 Внешние( поощрения, наказания) 4, 11, 18 Результаты диагностики: Результаты исследований свидетельствуют о том, что познавательные интересы учащихся находятся на низком уровне 10% , коммуникативные – 23% . Интересна для учащихся организация работы на уроке в режиме «сотрудничества». Также немаловажную роль играет эмоциональный мотив( учитель должен нравиться, обстановка на уроке – доброжелательная, излишняя строгость мешает в обучении) – 30% , мотив саморазвития – низок 12% . Позиция учащегося – большинство ответили, что учиться действительно необходимо – 30% , собственные достижения повышают самооценку – 45% , но при этом совсем неважно получать хорошие оценки, главное – поощрения педагога и родителей. В итоге уровень мотивации учебной деятельности учащихся в школе закрытого типа составил 45% . ( сентябрь 2013 года)
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры