Самообразование"Роль загадки в дошкольном воспитании"
Документы для скачивания
Само образование воспитателя средней группы по теме: " Роль загадки в воспитании дошкольника" Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника. Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Актуальность темы Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. План работы на год. Сроки Раздел Содержание работы Практические выходы Сентябрь Работа с детьми Загадки об овощах и фруктах. Дидактическая игра «В саду ли, в огороде». Октябрь- ноябрь Загадки леса: деревья, ягоды, грибы Вечер «Загадок у Лесовичка». Декабрь «Новый год у ворот» Загадки Дедушки Мороза Январь Загадки об игрушках, сказочных героях. Конкурс загадок «В гостях у «Угадайки». Февраль Загадки о природе, природных явлениях. Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». Март Загадки о домашних и диких животных. Коллективное оформление книги «Загадки». Апрель Загадки о транспорте. Дид. игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Май Загадки про бытовые приборы Консультация для воспитателей » З агадки, как средство развития речи детей». Обмен опытом с коллегами Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. Сентябрь Работа с родителями Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки». Май Самореализация Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. Дидактическая игра «В саду ли, в огороде» На доске или мольберте выставляются изображения сада и огорода. А на столе раскладываются предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Логопед, вызывая детей по двое, дает задание первому ребенку выбрать из лежащих на столе картинок все овощи и поместить их «в огород», а второму ребенку- все фрукты и поместить их «в сад». Загадки про дары леса. Белый гриб Он пузатенький сидит, Из- под кустика глядит. С белой ножкою внизу, С тёмной шапкой наверху. Брусника Листочки — с глянцем, Ягодки — с румянцем, А сами кусточки — Не выше кочки. Волнушки Растут на опушке Рыжие подружки. Гриб, грибы Шило- мотовило, Под землёй ходило, Перед солнцем стало — Шляпу сняло. Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. Пока дети — каждый в берете, Повзрослели — шляпы надели. Стоит Антошка На одной ножке. Все его ищут, А он не откликается. Хороводами и в ряд В шляпах молодцы стоят. Кто ни пройдёт, Им поклон отдаёт. У кого шапка без головы, А нога без сапога? Маленький, удаленький, Сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл. Шапочка да ножка — Вот и весь Ерошка. Ежевика На кустах с колючками она, Вроде бы малина, но черна. Земляника Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки. Стебельки раздвигаем — Огоньки собираем. На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — Собираем огоньки. Красна, сочна, душиста. Растет низко — к земле близко. Клюква В сенокос — горька, А в мороз — сладка. Что за ягодка? Эту ягоду найдёте На большом лесном болоте, Словно там набросаны, Красные горошины. Лисички Ходят в рыженьких беретах — Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, Называются. . . Малина Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Мухомор А вот кто- то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке горошки. Стоит на полянке В красном платье Татьянка, Вся в белых крапинках. Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, В пищу непригодный. Опята На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. Подберёзовик Не спорю — не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. Стоят под берёзкой Березкины тёзки. Подосиновик Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я. . . Под ёлкою, под осинкою Стоит мальчик- с- пальчик, На нём сер кафтанчик, Шапка красненька. Черника В лесу на болоте Вы травку найдёте, А на ней синеет гроздь — Кисло- сладких ягод горсть. Загадки про овощи и фрукты. Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий. . . ( абрикос) Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий. . . ( ананас Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, На куски его порежь, мякоть красную поешь. ( арбуз) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый- все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за мяч? ( арбуз) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет. . . ( банан) На шнурочке- стебелёчке Сладких ягод груда Н а большое блюдо. ( виноград) Он на юге вырастал В гроздь плоды свои собрал. А суровою зимой П ридет изюмом к нам домой. ( виноград) Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда- Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. ( горох) Маленькая печка с красными угольками. ( г ранат) Что за плод- шкатулочка с секретом! Семена- вкусняшные на вид, Все прозрачные, все розового цвета, Потрясешь, как странно, не звенит. ( гранат) Жёлтый шар, слегка горчит. Летом жажду утолит. ( г рейпфрут) Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. ( г руша) Круглобока, желтолица, Может с солнышком сравниться. А душистая какая, Мякоть сладкая такая! Мы поклонники отныне Королевы поля. . . ( д ыни) В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. ( желудь) Сто одежек- Все без застежек. ( капуста) Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи- Меня в них ищи. ( к апуста) Лоскуток на лоскутке- зеленые заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. ( капуста) Она прячется от солнца П од кустом в глубокой норке, Бурая – не мишка, В норке- но не мышка. ( картошка) Возле дома, меж кустов, В поле, в грядке, вдоль лесов, Растет важная культура, С крепкой, плотною фактурой. Клубни все мы соберем, Высушим и приберем, Будем кушать до весны, Яства из нее вкусны. ( картошка) Запеканки, драники, Оладьи и пюре, Зразы и вареники, Печёнки в кожуре, И отличную окрошку Можно сделать из. . . ( картошки) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его. . . ( л имон) Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один- Кислый очень, очень. ( лимон) Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. ( лук) Он от мыши полевой, Скрылся в землю с головой, Сверху лишь тугие стрелы, К солнцу тянутся умело. Лечит от семи недуг, Всем полезный спелый…( л ук) Чесноку любимый брат, И никто не виноват, Что его кто тронет, Вмиг слезу обронит. ( лук) Апельсина брат меньшой, Потому как небольшой. ( мандарин) Красна девица, Сидит в темнице, А коса на улице. ( морковь) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь- очень гладкая, На вкус- как сахар сладкая. ( морковь) Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? ( огурец) На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. ( о гурец) Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это…( перец) Плод этот сладкий И круглый, и гладкий. Внутри он душистый С наружи пушистый. ( персик) Это вовсе не игрушка- Ароматная…( петрушка) Как на нашей грядке В ыросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. ( помидоры) Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. ( редиска) Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. ( репа) Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. ( репа) Над землей трава, Под землей бордовая голова. ( свекла) Без окон без дверей Полна горница людей. ( семечки огурца) Синий мундир, белая подкладка, В середине- сладко. ( слива) На сучках висят шары, Посинели от жары. ( слива) В огороде- желтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нем семена. ( т ыква) В огороде хоть росла, Знает ноты соль и фа. ( фасоль) Маленький и горький, луку- брат. ( ч еснок) Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь- гладко, откусишь- сла Загадки о сказочных героях. Мы из сказки – ты нас знаешь. Если вспомнишь – отгадаешь! А не вспомнишь – ну так что ж … Сказку заново прочтёшь! В этой книжке – именины, Много было там гостей. А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварному злодею Кто- то голову срубил. ( «Муха- Цокотуха») . Скок–поскок, скок–поскок – Через море и лесок! По пути нашёл Жар–птицу И красавицу- девицу, Ну а глупого царя Обмануть сумел не зря. Так Иванушке помог Умный маленький конёк, Всем известный…( Горбунок) . Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, Но долго хвостиком тряслись. Сказка известна любому ребёнку И называется…( «Три поросёнка») . Унесла его лиса За далёкие леса. Но придёт на помощь кот, Своего дружка спасёт! Открывай, лиса, мешок- Ты свободен, петушок! Петя, Петя, петушок, Золотой…( гребешок) . Она по полю пошла, В поле денежку нашла, Самовар себе купила И гостей чайком поила. Веселились все вокруг, Но вмешался злой паук… Пауков боится Муха, Мух а- …( Цокотуха) . Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке её ожидает: Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка? ( «Дюймовочка» Г. - Х. Андерсена. ) Знают куколка Мальвина И весёлый Буратино: Если враг со всех сторон, Победить в бою неравном Верный друг- надёжный, славный, Храбрый пудель…( Артемон) . Подарит новое корыто, И новый дом, и слуг в придачу. Но если уж она сердита, С ней вместе уплывёт удача! Исчезнет всё, и в море зыбком Растёт золотая …( рыбка) . Удивляется народ: Едет печка, дым идёт, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется…( «По щучьему велению») . На ней жениться хочет Слепой и жадный крот, Мышь над ней хохочет, А ласточка спасёт! Подскажи мне, Вовочка, Кто это? . . . ( Дюймовочка) . С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка? ( «Золотой ключик») . Понедельник и Среда, Вторник и Суббота… Гномов этих имена, Верю, помнит кто- то. С этой сказкою, друзья, Вы давно знакомы. Называется она…( «Белоснежка и семь гномов») . Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несёт её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой книжки…( «Маша и медведь») . Он всегда живёт всех выше: У него есть дом на крыше. Если ляжешь быстро спать, Ты с ним сможешь поболтать. Прилетит к тебе в твой сон Живой весёлый…( Карлсон) . А теперь про чей- то дом Разговор мы заведём… В нём богатая хозяйка Припеваючи жила, Но беда пришла нежданно: Этот дом сгорел дотла! ( «Кошкин дом») . Укатился он из дома По дороге незнакомой… Ты узнал его, дружок? Это самый непослушный, Говорливый, простодушный И румяный…( Колобок) . Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке…( «Снежная королева») . «Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! » Ну- ка, вспомни сказку, дружок: Кто умнее был, ответь, В сказке…( «Маша и медведь») . Фруктово- огородная страна- В одной из книжек- сказок есть она, А в ней герой – мальчонка овощной. Он храбрый, справедливый, озорной. ( «Приключения Чиполлино» Д. Родари. ) Всех грязнуль отчистит быстро, Всех нерях умоет чисто Умывальников начальник И мочалок командир – Знаменитый…( Мойдодыр) . Волк догнать его не может! Заяц смел, но осторожен: Хоть на шаг, да впереди В мультике…( «Ну, погоди! ») . Прямо в болото упала стрела, Как звали царевну, скажи мне на ушко. Я знаю, ты помнишь – Царевн а- …( лягушка) . С Пятачком он ходит в гости, Любит мёд, варенье просит… Это кто, скажите вслух! Медвежонок…( Вини- Пух) . Не боится того, кто живёт в пруду; Не боится в лесу ночью петь на ходу; Не боится идти через речку вброд Храбрый крошка…( Енот) . Он не знает ничего. Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки, Как зовут его? . . ( Н езнайка) . «Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно, Ведь даже травинка чувствует боль! »- Поёт добродушный кот…( Леопольд) . Её перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живёт …( Жар- птица) . Такое лишь в сказке волшебной случается: Карета из тыквы большой получается! В Чудесном наряде, легка, словно пёрышко, Со сказочным принцем знакомится…( Золушка) . Лечит всех зверей подряд, Лечит взрослых и ребят. К вам спешит, когда болит, Добрый доктор…( Айболит) . Деревянным острым носом Всюду лезет он без спросу. Даже дырку на картине Носом сделал…( Буратино) . Их приглашают с другом Геной На день рожденья непременно. И любит каждую букашку Забавный добрый…( Чебурашка) . «Было яичко у нас золотое, А осталось лукошко пустое…»- Плачет дед, плачет баба, Но их утешает …( курочка Ряба) . У синьора Помидора Льются слёзы от позора: Не хватай за чубчик длинный Ты озорного …( Чиполлино) . Работать умея красиво и ловко, В деле любом проявляя сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? ( Васелиса Премудрая) . Я на балу никогда не была, Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял; А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет? ( Золушка) . Прокатиться мы решили С ветерком в автомобиле. Правду в сказе вам сказали: Сами мы его создали. Ведь такого нет нигде: Ездит он на газводе, И сироп в нем вместо смазки. Из какой, друзья, мы сказки? ( Винтик и Шпунтик) . Враг зверей и враг людей Злой разбойник…( Бармолей) . Он отважный и веселый, Дружат с ним Пьеро, Мальвина, Только он не любит школу Ваш приятель…( Буратино) . Он ходит с длинной бородой, Он очень жадный, хитрый, злой, Но все ж не испугает нас Разбойник этот…( Карабас) . Растерял очки, перчатки, Краски, книжки и тетрадки, Карандаш, резинку, клей, - Но не растерял друзей. Кто это? ( Рассеянный) . Загадки о природных явлениях. В тихую погоду Нет нас нигде, Как ветер подует Бежим по воде. ( Волны) * * * Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я такая? ( Вода) * * * Закаляют нас всегда Солнце, воздух и. . . ( Вода) * * * Пушистая вата Плывет куда- то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе( Облака) * * * По морю идет, идет, А до берега не дойдет – Тут и пропадет. ( Волна) * * * Была белая да седая, Пришла зеленая да молодая. ( Зима и весна) * * * Что за звездочка такая На жакете, на платке, Вся сквозная, вырезная, А сожмешь- вода в руке? ( Снежинка) * * * Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. ( Ветер) * * * Сперва блеск, За блеском- треск, За треском – плеск. ( Гроза) * * * Не моря, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. ( Болото) * * * Летит сова По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. ( Туча) * * * Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. ( Озеро) * * * Раскинулся золотой мост. На семь сел, на семь верст. ( Радуга) * * * Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. ( Осень) Пришли мужики без топоров, Срубили избу без углов. ( Муравейник) * * * Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. ( Снег) * * * Подходила- грохотала, Стрелы на поле метала. Нам казалось, шла с бедой Оказалось- шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. ( Туча) * * * Что за дерево- девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. ( Ель) * * * Летом вырастают, А осенью опадают. ( Листья) * * * Рассыпался горох На семьдесят дорог, Никто его не подберет: Ни царь, ни царица, Ни красна девица. ( Град) * * * Мост- как синее стекло: Скользко, весело, светло. ( Лед) * * * Одеяло белое Не руками сделано- Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. ( Снег) * * * Громко стучит, Звонко кричит, А что говорит, Никому не понять, И мудрецам не узнать( Гром) * * * Там, где корни вьются На лесной тропе, Маленькое блюдце, Спрятано в траве. Каждый, кто проходит, Подойдет, нагнется- И опять в дорогу Силы наберется. ( Родник) * * * Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит, А стоять не велит. ( Мороз) * * * Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, Мы пошли искать их днем Ищем, ищем- не найдем( Роса) * * * Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог, Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. ( Ручей) * * * Зимой бело, Весной черно, Летом зелено, Осенью стрижено. ( Поле) * * * Без ног, а бежит, Без рук, а рукава имеет. ( Река) * * * Его весной и летом Вы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки( Лес) * * * По небу ходит Маляр без кистей, Краской коричневой Красит людей. ( Солнце) * * * Без рук, без ног, зато с рогами, А ходит он под небесами. ( Месяц) * * * Ежедневно, по утрам, Он в окошко входит к нам. Если он уже вошел- Значит, новый день пришел. ( Рассвет) * * * Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко- Стало видно далеко. ( Туман) * * * На минуту в землю врос Разноцветный чудо- мост. Чудо- мастер смастерил Мост высокий без перил. ( Радуга) * * * Один льет, - Другой пьет, Третий растет. ( Дождь, земля, трава) * * * Раскаленная стрела Дуб свалила у села. ( Молния) * * * Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи- Нет опоры для ноги. ( Болото) * * * Стоит корыто, Дополна водой налито( Лужа) * * * Носит бабка Снежную шапку, Каменные бока Закутаны в облака( Горная вершина) * * * Живет без тела, Говорит без языка, Никто его не видит, А всяк слышит. ( Эхо) * * * Крашеное коромысло Через реку повисло. ( Радуга) * * * Голубой платок, Алый клубок- По небу катается, Людям улыбается. ( Небо и солнце) * * * В голубой станице- Девица круглолица. Ночью ей не спится: В зеркало глядится. ( Луна) * * * Искры небо прожигают, А до нас не долетают. ( Звезды) * * * Голубой шатер весь мир накрыл. ( Небо) * * * Катится по голубому блюдечку Золотое яблочко. ( Солнце) Загадки про транспорт Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. Велосипед Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться З а этой тараторкой. Мотоцикл Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. . . Автобус Бежит, иногда гудит. В два глаза зорко глядит. Только красный свет настанет – Он в момент на месте встанет. Автомобиль Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. Машина Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. Метро Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Х одят разноцветные дома. Трамвай Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Д ержит их руками. Троллейбус Мимо рощи, мимо яра М чит без дыма, Мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая? Электричка Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится И з избушек вереница. Поезд Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. Бульдозер С края на край Р ежет черный каравай, Бездорожье не преграда, Нет дороги – и не надо: Сам себе кладет под ноги Д ве широкие дороги. Трактор Поднимает великан М ного груза к облакам. Там, где встанет он, потом В ырастает новый дом. Подъемный кран Бывают ли у дождика Ч етыре колеса? Скажи, как называются Т акие чудеса? Поливальная машина Рукастая, зубастая, Идет- бредет по улице, Идет и снег грабастает, А дворник только щурится, А дворник улыбается: Снег без него сгребается. Снегоуборочная машина Кто на бегу, пары клубя, Пускает дым трубой, Несет вперед и сам себя, Да и меня с тобой? Паровоз Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет быстроходный. . . Вертолет Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут О пустился. . . Парашют Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост- Понесется до звезд. Ракета Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица? Самолёт Сначала дерево свалили, Потом нутро ему долбили, Потом лопатками снабдили И по реке гулять пустили. Лодка Под водою дом плывет, Смелый в нем народ живет. Даже под полярным льдом Может плавать этот дом. Подводная лодка На море, в реках и озерах Я плаваю, проворный, скорый. Среди военный кораблей Известен легкостью своей. Катер Это что там в дымке тает, Птицей по волнам летает? Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру. . . Яхта По волнам дворец плывет, На себе людей везет. Корабль Консультация для воспитателей на тему: «Загадки, как средство развития речи детей». Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно́ понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получало навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета. К. Д. Ушин ский. Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет её как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворений». Иносказание, метафоричность загадки и делают её замысловатой. Для работы с детьми используются загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки( цвет, форма, размер, функции) . Некоторые загадки дети не могут отгадать из- за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идёт речь. Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определённую последовательность в работе. Целесообразно вначале знакомить со стихотворениями загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова( например, загадки об иголках: швейные, еловые; о ключах: дверном, нотном, гаечном, роднике) . Помимо обогащения и уточнения словаря, эти загадки вызывают большой интерес, так как знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом. Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать. Затем можно перейти к загадкам с подсказкой( «Подскажи словечко») , которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами. Следующий шаг – авторские и народные загадки. Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов. Но загадки можно использовать шире, например, как материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия( грибы, цветы, посуда и т. п. ) и видовые( подосиновик, роза, чашка) существуют как бы параллельно. Ребёнок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приёмов мышления. Например, загадав загадки о луке, моркови, капусте, можно задать вопрос, как их назвать одним словом( овощи) . Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок: природа детского мышления требует наглядности. На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно их назвать. На основе загадок проводятся упражнения «Кто лишний и почему? ». Дети отгадывают, например, 2- 3 загадки о птицах и 1 о каком- либо животном. А потом задаётся вопрос о лишнем объекте. Для тренировки в сравнении используются любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о ёлке, можно спросить их, какие ещё хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну, или верблюда и слона, бабочку и кузнечика. Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность. Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадки о топоре, пиле, ножницах, молотке, дети отвечают на вопросы, что можно делать этими предметами. Загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подаёт». И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой. Дети любят загадки, хорошо их понимают, часто, по аналогии с услышанным, пытаются составлять загадки сами. Всё это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна. lefttop Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки» Потребности современного общества ставят вопрос развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи. Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3- х лет. Что такое загадка? Загадка- это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение. - Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык/ - Летит, а не птица, воет, а не зверь. / Ветер/ Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи- доказательства, речи- рассуждения, речи- описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Способ доказательства- это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребёнка. Приведём пример отгадывания загадок: - Шевелились у листка все четыре лепестка. Я сорвать его хоте л- он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка». - Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору. Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку( а не шубу- приём исключения) . Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое( приём сопоставления) . В загадке сказано, что существа бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т. е. зверь( приём исключения) . У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору( метод исключения) . Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки( синтез) : небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору, Да, это заяц( вывод) . Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы( она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным) . Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи. Желаем Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми. З агадки про новый год для детей Он холодный и блестит, Стукнешь – сразу захрустит. Из воды свой род берет, Ну конечно, это …( лед) Кто нам снег с утра несет, Сыпет и не устает? Громоздятся в небе кручи, Солнце прячут- это …( тучи) Снега первого я ждал, Бегал, прыгал и играл. А теперь я пью микстурку, Потому что съел …( сосульку) Вокруг елки круг такой, Не простой он, а живой. Дружно с песнями идет, Дети водят …( хоровод) Дед мороз спешит на елку, Тянет за собою санки. А на них мешок тяжелый, И в мешке лежат …( подарки) В снегу уже все по уши, Довольны малыши. У всех намокли варежки- Играем мы в …( снежки) На каникулах гуляли, Очень славно отдыхали. Но скоро браться за букварь- Вот- вот закончится …( январь) К елке Дед Мороз идет, Посохом три раза бьет. Вот звучит его команда- И зажигается( гирлянда) Разбежался и скользишь, К краю едешь- тормозишь Место, где лежит ледок, Называется …( каток) Не пускает за порог, Бьет, кусает, валит с ног. Это холоду подруга- Белая и злая …( вьюга) Конкурс загадок «В гостях у «Угадайки». Загадка – это задача, которую надо решить. Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо: внимательно слушать; подумать над каждым признаком отгадываемого предмета; не торопиться и тщательно взвешивать свой ответ. Вы должны соблюдать правила нашего конкурса. Загадку надо выслушивать до конца и отвечать коллективно. 1 конкурс «Поиграем – угадаем» С. Михалков. Что вы знаете, ребятки, Про мои стихи – загадки? Где отгадка, там конец, Кто подскажет – молодец! 1. Важно по двору ходил С острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, Что- то грозно бормотал. Только верно это был Никакой не крокодил, А индюшки лучший друг… Угадайте, кто? . . . ( индюк) 2. Да, индюк, признайтесь, братцы, Трудно было догадаться! С индюком случилось чудо – Превратился он в верблюда! Стал он лаять и рычать П о земле хвостом стучать. Я запутался, однако, Он верблюд или … ( собака) 3. Рогатая, хвостатая С тояла и молчала. Хвостатая, рогатая Внезапно замычала. Кто это хвостатый? Кто это рогатый? Кто это мычал? Ну- ка, угадай? ( Корова) 4. Мною можно умываться. Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну конечно, я … ( вода) 2 конкурс «Сказочные герои» 1. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла своё А ну, подскажите, как звали её? ( Красная шапочка) 2. Появилась девочка В чашечке цветка. А была та девочка Ч уть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот какая девочка, как она мала! Кто читал такую книжку, Знает девочку малышку? ( Дюймовочка) 3. Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок, Удивительный конёк, Удивительный конёк П о прозванью … ( Горбунок) 4. Возле дома на опушке, Трое их живёт в избушке, Там три стула, три подушки Т ри кровати и три кружки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? ( 3 медведя) 3 конкурс «Загадки о птицах» 1. Бела как снег Черна как уголь, Вертится, поёт как бес И дорога – в лес. ( Сорока) 2. Мы построили вдвоём, Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец, Прилетай скорей … ( скворец) 3. Распустила хвост Жар- птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Э тот хвост принёс… ( павлин) 4. То не радуга и не пламя! Что за птица! Угадай! Целый день болтает с нами Разноцветный … ( попугай) 5. Белые хоромы, Красные подпоры. ( Гусь) 6. В лесу, под щебет, звон и свист С тучит лесной телеграфист. ( Дятел) 4 конкурс «Загадка- вопрос» 1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? ( Кукушка) 2. Название какого растения говорит, где оно живёт? ( Подорожник) 3. Какая птица в мире самая большая? ( Страус) 4. Дерево – символ нашей Родины. ( Берёза) 5. Где у кузнечика ухо? ( На ноге) 6. Сколько ног у паука? ( Восемь) Вечер «Загадок у Лесовичка». Пограммное содержание: 1. Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 2. Продолжать учить детей рассматривать картину. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания, называть особенности внешнего вида животного, помочь понять содержание картины. Воспитывать интерес к домашним животным. 3. Развивать память, мышление, наблюдательность. 4. Воспитывать уважение на занятии к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца. 5. Закрепить умение рисовать клубочки круговыми движениями. Методы: Словесный Наглядный. Приемы: Загадывание загадок. Рассматривание картины. Беседа. Игровой. Ход занятия Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Лесовичку. Друзья, какой пассажирский транспорт вы знаете? ( Ответы детей) . - Мы сегодня с вами поедем на поезде, который сейчас построит сами( из стульчиков и крупного строительного материала) . А наш поезд поведет машинист( выбирают ребенка и одевают ему шапочку) . Дети рассаживаются. Воспитатель: - Я стучу, стучу, стучу. В дальний путь тебя качу. Мимо леса, мимо гор Я гоню во весь опор. А над речкой на мосту П росигналю вам: ту- ту! А потом в тумане скроюсь, Называюсь скорый. . . поезд. Воспитатель: - Ребята, мы с вами приехали в лес, и дальше пойдём пешком. По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки. Раз- два, раз- два, раз- два! По камешкам, по камешкам, Шагают наши ножки. Раз- два, раз- два, раз- два! Воспитатель: - Шли мы шли и на полянку пришли. А вот и домик стоит( яркий красочный домик из фанеры) . А кто охраняет такой красивый домик? Послушайте загадку: Поперёк крылечка лёг Лохмоногий наш замок. Но и ночью он, и днём Чужаков не пустит в дом. ( Собака) Воспитатель: - Правильно, это собака. Воспитатель: - Давайте, ребята, постучим. Тук, тук, тук, кто здесь живёт? Кто нам двери отопрёт? Открывается дверь домика, и выходит Лесовичок. Лесовичок: Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки. Рад я видеть всех сейчас, Ждал я в гости очень вас. - Я Лесовичок, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать загадки, а вы? Тогда отгадайте мои загадки. 1. Хвост крючком, нос пяточком( Поросёнок) . 2. Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встаёт, голосисто поёт( Петушок) . 3. Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. ( Курочка) . 4. У неё рога, копыта, И на всех глядит сердито, Но добрей она щенка, И нальёт нам молока. ( Корова) . 5. Даёт молоко нам, хотя не корова, Шерстью своею делиться готова. Она непоседа и егоза. . . Как называем её мы? . . . ( Коза) 6. Очень любит сено есть, И достоинств нам не счесть. Очень уж добра, быстра, И хозяину нужна. Есть копыта, хвост и уши, Про нее скорей послушай. Жеребенка нам родит, Отгадай же в этот миг. ( Лошадь) . Лесовичок: - Ах, какие молодцы, загадки отгадали! О ком были загадки? ( О кошке, корове, поросёнке и т. д. ) Как можно их назвать одним словом? Ответы детей( Домашние животные) Лесовичок: - Вот вам ещё загадка: 7. Мягкие лапки, на лапах царапки, Ходит неслышно, ловит мышек. ( Кот) . 8. У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. ( Кошка) . Лесовичок: - Какие у кота лапки? Как ходит кот? Что он умеет делать? ( ответы детей) . Воспитатель: - А сейчас мы по дорожке пойдём, и кошку с котятами найдём. Подходят к мольберту. Воспитатель выставляет картину с изображением кошки и котят. - Кого вы видите на картине? ( Кошку и котят) . - Как зовут маму котят? ( Кошка) - Как зовут деток кошки? ( Котята) - Что они делают? ( Гуляют по двору. Мама – кошка учит котят лакать молоко, умываться лапкой, ловить мышей) . - Какие они? ( Добрые, мягкие, пушистые, ласковые, игривые) . Воспитатель: - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Подвижная игра “Кот и мыши”. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот Р азобьет ваш хоровод. Лесовичок: - Чтобы нашим маленьким котятам было весело играть, я предлагаю нарисовать цветные клубочки и подарить им. Дети подходят к мольберту, где расположен лист ватмана и карандашами рисуют разноцветные клубочки. Лесовичок: - Молодцы, ребята. Вы сегодня и загадки мои отгадали, и клубочки цветные нарисовали. Порадовали меня, старичка – Лесовичка. Спасибо вам. А теперь вам пора возвращаться назад. До свидания. Дети возвращаются на поезде из путешествия. Загадки про бытовые приборы Я очень люблю побродить по коврам, По мягким диванам, по темным углам. Там вкусную пыль я всегда нахожу И от наслаждения громко жужжу. ( Автор: Татьяна Гусарова) Пылесос По материи сную, Всюду острый нос сую. Ох и злюсь я, и шиплю. Мятых о- очень не люблю. ( Автор: Татьяна Гусарова) Утюг Я косить траву могу, Но совсем не на лугу. По щекам хочу пройтись. Эй, щетина, берегись! ( Автор: Татьяна Гусарова) Бритва В комнате ванной коробка стоит, Глазом прозрачным и круглым глядит. В глаз заглянуть интересно, когда В этой коробке клокочет вода. ( Автор: Татьяна Гусарова) Стиральная машина Что за чудо, что за ящик? Сам – певец и сам – рассказчик, И к тому же заодно Д емонстрирует кино. Телевизор Он охотно пыль вдыхал, Не болел и не чихал. Пылесос Гладит все, чего касается, А дотронешься — кусается. Утюг В этом маленьком предмете П оселился теплый ветер. Фен Дом — стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. Фонарь Этот глаз — особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет С амый точный ваш портрет. Фотоаппарат Застрочит, как пулемёт, Платье новое сошьёт. Швейная машина На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает. Барометр Загляните под окошко- Там растянута гармошка, Но гармошка не играет- Нам квартиру согревает. Батарея Привела я солнце З а свое оконце. К потолку подвесила- Стало дома весело. Лампочка Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. Утюг Много дружных ребят Н а одном столбе сидят. Как начнут они резвиться- Только пыль вокруг клубится. Метёлка Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. Градусник На моем, друзья, экране Т о моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть мультфильмы для ребят. Телевизор Глядя на экран в квартире, Видим, что творится в мире. Телевизор Сушит ветер- суховей Кудри мамочки моей. Фен Утверждаю: Согласовано: Воспитатель: МКДОУ Заведующий: МКДОУ Детский сад «Солнышко Детский сад «Солнышко»_ _ _ _ _ _ _ _ М. М. Керейтова_ _ _ _ _ _ _ _ С. А. Малхозова « »_ _ _ _ _ _ _ 2016г. Перспективное планирование по самообразованию на тему: « Роль загадки в воспитании дошкольника » на 2016- 2017учебный год. Воспитатель: 1- йквалификационной категории Керейтова. М. М.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры