a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО"

Опубликовано: 2016-09-22 11:35:30

Документы для скачивания

ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155 определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по- новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей- к формированию компетентного родителя и осознанного родительства- основных факторов успешной социализации ребенка. У педагогов и родителей дошкольников- единые цели и задачи: - сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными; - чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы: - Декларация прав ребенка; - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ, п. 4, ст. ; - Семейный кодекс РФ, ст. 63; - Закон «Об образовании в РФ; - Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Фе дерации». Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями- условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель такого взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников представлены в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольног о образования ДОУ. Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы- значимое направление работы детско го сада наряду с организованной образовательной деятельностью и деятельностью, осуществляемой в режимные моменты. Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Это объясняется рядом причин: - низким уровнем социально- психологической культуры участников взаимодействия( родителей и воспитателей) , а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество; - неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность; - непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение; - недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей- об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Требования ФГОС ДО к организации работы с  родителями: В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана: информировать   родителей  ( законных        представителей) и общественность относительно целей   дошкольного  образования,   общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о  Программе; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья; обеспечить вовле чение  семей   в организованную образовательную деятельность, в  том   ч исле   посредством     создания образовательных проектов совместно с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями( законными   представителями)    детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Этапы работы с родителями Первый этап- трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех» Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что- то натворил. Поэтому первый этап может быть обозначен ка к этап" перестановки акцентов" . Второй этап- трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Например, об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах образовательной деятельности, При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех»- каждое его достижение представляют родителям как исключительное, даже если им самим так не кажется. Третий этап- ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На данном этапе главная роль принадлежит родителям. Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем( в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка( его вкусах, поведении, привычках) , причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Важно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия. Позиция воспитателя в диалоге партнерская, без нравоучений и наставлений( общение на равных) . Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества по формированию личности ребенка и выработку согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов может начинать давать советы родителям. Сотрудничество с семьями по вопросам социально- коммуникативного развития мы делим на информационный и практический блоки Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами социально- коммуникативного развития, его значением в жизни ребенка, порядком создания необходимых условий в семье для решения данных задач. Неотъемлемой частью такой работы является выявление отношения родителей к воспитанию вообще и социально- коммуникативному в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам организации социально- коммуникативного развития в семье. Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений( педагогов, детей, родителей) . Формы работы с родителями по социально- коммуникативному развитию дошкольников: Массовые: 1. Собрания- беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания», «Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка? » 2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье», 3. Собрания- консультации «Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе» 4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем? », « Родительство: искусство или призвание? », «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитание ребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»; 5. Тематические выставки «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица» 6. Информационные бюллетени, памятки, листовки на темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка оптимиста» 7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»; 8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг» 9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он? Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Р одительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий. К индивидуальным формам работы с родителями относятся: 1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст»( кризис 3- лет) ; 2. Консультации( исходя из запросов родителей) , например: «С кем и как дружит мой ребенок»; 3. Педагогические поручения; 4. Посещение семьи на дому на тему «Психологический климат в семье» П е реходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к равноправному общению, совместному приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия педагогов и родителей: Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один день из жизни 2- й младшей группы», «Дом, в котором мы живем». Педагогические ситуации целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка» Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами «Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье» Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте поиграем» Семейные газеты на темы: « Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д. Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействуя с родителями по социально- коммуникативному развитию, мы помогаем им: в процессе общения увидеть отличие мира детей от мира взрослых знакомя с правами детей, помогаем преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; раскрывая нравственные основы и аспекты воспитания, помогаем формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы учитывать их в дальнейшем в решении задач воспитания;  учим  проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия детского сада и семьи: •       выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ; •      согласовать требования с педагогическими установками родителей; •      выработать общий подход к решению проблем развития дошкольников по социально- коммуникативному развитию; •      обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родите лям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, ко торые они испытывают в воспитании детей. Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах развития детей. Анкетирование и наблю дения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспита ние послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Родители млад ших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризи сом трех лет, а родители старших дошкольников говорят о про блемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражда нина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям. С целью организации просвещения родителей творческой группой детского сада разработан долгосрочный педагогический проект «Ребенок — педагог — родитель». Цель проекта — развивать педагогическую компетент ность родителей, помогать семье находить ответы на интере сующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотруд ничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка. Содержание взаимодействия с родителями охватывает широкий круг вопросов, касающихся: психолого- педагогического и правового просвещения; повышения родительской компетентности развития мотивации родителей к улучшению детско- родительских отношений; пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций; пропаганды знаний по психологии, а также освещает все стороны развития и воспитания ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей повысит их общую культуру и педагогические знания, которые будут направлены на воспитание ребенка. Вывод: Проводимая в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально- коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и   в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Литература: ФГОС ДО. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М. : «ВАКО», 2014. Я – компетентный родитель( под ред. Л. В. Коломийченко) . – М. , 2013. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов. / Сост. Т. В. Цветкова – М. : ТЦ Сфера, 2013. А. В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М. , 2012 О. И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. С целью организации просвещения родителей творческой группой детского сада разработан долгосрочный педагогический проект «Ребенок — педагог — родитель». Цель проекта — развивать педагогическую компетент ность родителей, помогать семье находить ответы на интере сующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотруд ничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка. Задачи проекта: * выработать единый стиль воспитания и общения с ребен ком в ДОУ и семье; * оказать квалифицированную консультативную и практи ческую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; * сформировать у ребенка чувство защищенности и внутрен ней свободы, доверия к окружающему миру; * активизировать и обогатить воспитательные умения роди телей, поддерживать их уверенность в собственных педа гогических возможностях. Отличительной особенностью проекта «Ребенок — педагог — родитель» является активное вовле чение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения. Это является приоритетом и проходит красной нитью через организацию работы с семьей по социально- коммуникативному развитию во всех возрастных группах. Принципы взаимодействия с родителями: • целенаправленность, систематичность, плановость; • дифференцированный подход к взаимодействию с родите лями с учетом специфики каждой семьи; • возрастной характер взаимодействия с родителями; • доброжелательность, открытость. Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком; посещение семьи ребенка; беседы с ребенком; бе седы с родителями. Основные направления: — просветительское: направлено на психолого- педагогическое просвещение родителей, повышение родительской ком петентности по вопросам воспитания подрастающего поколе ния, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний по психологии семьи; — практически- действенное: направлено на развитие мо тивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует проявлению творческих способностей, возмож ностей реализации собственных идей каждым родителем; со здает условия для полноценного общения, желания обменять ся мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско- родительских отношений. Данный проект рассчитан на один год и реализует ся во взаимодействии с родителями детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возрастов. Ожидаемые результаты: ^ Активизация интереса родителей к работе ДОУ, к воспита нию детей, улучшению детско- родительских отношений. ^ Повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах. ^ Сохранение семейных ценностей и традиций. ^ Увеличение количества обращений с вопросами к воспитателям, за индивидуальными консультации к специалистам, в «родительскую почту». Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ( встречи, выставки, дни открытых дверей, праздники) . Увеличение количества родителей — участников со вместных мероприятий. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом. Перспективный план работы с родителями Месяц Содержание мероприятий Формы работы Ответственный 2- я младшая группа Март 1. «Как поживает ваш ребенок в детском саду». Цель: выявление отношения родителей к работе детского сада Экспресс- опрос Родители, воспитатели 2. «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах подбора игрушек Консультация Воспитатели 3. «Кризис трехлетнего возраста» Цель: Повышение знаний родителей по вопросам психологии ребенка: Тренинг Педагог- психолог Средняя группа Март 1. «Дети с повышенной активностью» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Моделирование игровых и проблемных ситуаций для родителей Воспитатели, родители, педагог- психолог 2. «Как играть дома в сюжетно- ролевую игру» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр Круглый стол Родительская копилка Родители, воспитатели 3. «Правила дорожного движения» Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД Памятка Воспитатели 4. «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье» Цель: просвещение родителей в вопросах психологии ребенка и семейных отношений Семинар- практикум Родители, воспитатели педагог- психолог Старшая группа Март 1. «Права ребенка» Цель: правовое просвещение родителей Круглый стол Воспитатели, родители 2. «Как знакомить ребенка с историей семьи» Цель: воспитание и сохранение семейных традиций Родительская копилка Воспитатели, родители 3. «Внимание- опасно». Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД Оформление стенда Воспитатели 4. «Разноцветные мелки». Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско- родительских отношений Праздник Воспитатели, родители 5. «Особенности поведения детей 5- 6 лет». Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста Рекомендации Педагог- психолог Подготовительная группа Март 1. «Страна понимания» Цель: психолого- педагогическое просвещение родителей Вечер вопросов и ответов, анкетирование Родители, педагог- психолог 2. «Ваш ребенок идет школу». Цель: повышение родительской компетентности в вопросах подготовки ребенка к школе Консультация Воспитатели, родители 3. «Вредные привычки» Цель: психолого- педагогическое просвещение родителей Беседа Родители, воспитатели 4. «Выполнение трудовых поручений дома и в детском саду» Цель: формирование у детей позитивного отношения к труду Памятка, Воспитатели 5. «Семейные традиции». Цель: воспитание и сохранение семейных традиций «Круглый стол», «Родительская копилка» Воспитатели, родители Как видно на слайдах, содержание проекта предусматривает систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей и ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и практикой работы с детьми. Содержание взаимодействия с родителями охватывает широкий круг вопросов, касающихся: психолого- педагогического и правового просвещения; повышения родительской компетентности развития мотивации родителей к улучшению детско- родительских отношений; пропаганды семейных ценностей и сохранения семейных традиций; пропаганды знаний по психологии, а также освещает все стороны развития и воспитания ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей повысит их общую культуру и педагогические знания, которые будут направлены на воспитание ребенка. Вывод: Проводимая в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально- коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и   в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Литература: ФГОС ДО. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. С. В. Чиркова. Родительские собрания в детском саду. - М. : «ВАКО», 2014. Я – компетентный родитель( под ред. Л. В. Коломийченко) . – М. , 2013. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов. / Сост. Т. В. Цветкова – М. : ТЦ Сфера, 2013. А. В. Дронь. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – М. , 2012 О. И. Давыдова. Проекты в работе с семьей. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. Л. Н. Попова. Детско- родительский клуб «Веселая семейка». – М. , ТЦ Сфера, 2012 А. А. Майер. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2011. Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. Т. В. Иванова. Родительские собрания в ДОУ: старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. Организация и содержание работы с родителями: из опыта работы МДОУ № 104 г. Липецка. – 2009. О. Л. Зверева. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. – М. : Айрис- пресс, 2006. О. И. Давыдова. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005 Е. П. Арнаутова. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : ООО «ЛИНКА- ПРЕСС», 2004. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»: 2014. - №7, с. 44- 52; №9, с. 17- 33. 2013г. - №11, с. 43- 52.

Оставить комментарий: