18.03.2016. Ефременко Л.С. Комплексное занятие в старшей группе:«Моя семья»
Цели:
- Формировать у детей представление о составе семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «семья»; закрепить знания полных имён членов семьи.
- Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.
- Формировать представление о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей .
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать навыки творческого рассказывания; навыки связной речи.
- Воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботиться о них.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о семье в повседневной жизни, занятиях членов семьи.
- Рассматривание семейных альбомов.
- Чтение: В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
- Стихи О. Высоцкой, Е. Благининой.
- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о семье.
- Домашние задания: совместные с родителями рисунки, альбомы, составление семейного фото-коллажа.
Материал:
Семейные альбомы, фотографии членов семьи, предметы труда, необходимые для людей разных профессий; рисунки детей; семейный фото-коллаж.
Ход занятия
- Оргмомент.
Собрались все дети в круг,
Я- твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Сообщение темы занятия.
Дети стоят у стенда и рассматривают фотографии членов семьи. Звучит песня на тему «Моя семья».
В: Ребята, о чем эта песня?
Дети: Эта песня о семье.
В: А сейчас обратите внимание на наш стенд. Отгадайте ребус, какое слово спрятано здесь?
Дети отгадывают слово « Семья».
В: А знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире.
Дети: Семья, семейство, домашние.
В: Правильно. Это семья. У каждого из вас есть семья. Семья-это папа, мама, дети, дедушка, бабушка.
Многие из вас вместе с родителями составили фото-коллаж своей семьи. Всем будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. 2-3 ребёнка рассказывают о своей семье, показывая фотографии.
План рассказа:
- Меня зовут…(полное имя)
- Мою мама зовут…(полное имя)
- Моего папу зовут…(полное имя)
Ф. И. О. бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть в фото-коллаже.
По ходу рассказа воспитатель спрашивает:
- Где фотографировалась семья?
- Кто кому мама?
- Кто кому дочь (сын)?
- Для мамы ты кто?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
В: Предлагаю играть в игру «Собери цепочку».
Разложите фотографии согласно возрасту и полу:
(младенец-девочка- дошкольница- школьница-студентка- мама- бабушка)
(младенец- мальчик- дошкольник- школьник- студент- папа- дедушка)
В: Ребята, а вы знаете стихи о семье?
Чтение стихотворений «Семейное дерево» Г. Дядина, «Семья» М. Шварц.
В: Семья- самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке, так много поговорок и пословиц о семье. Кто, какие пословицы и поговорки знает о семье?
Дети, сидя по-турецки на ковре, говорят пословицы и поговорки о семье.
Выбрать одну из них и предложить детям объяснить её смысл.
В: В каждой семье росли и растут дети и из поколении в поколения играли в одни и те же игры.
Физминутка игра «Жмурки»
В: Сейчас я буду задавать вопросы, а вы отвечайте кто это?
- Кто пришёл ко мне с утра?
- Кто сказал: «Вставать пора!»
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички мне заплёл?
- Кто меня поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
Дети: Мама
В: Правильно, это мама дорогая. Давайте скажем о маме все хорошие слова, каждый назовёт по одному слову: Какая мама?
Дети: Любимая, родная, весёлая, ласковая…и т. д.
Психогимнастика.
В: А теперь, покажите, какое бывает выражение лица у мамы:
- когда она огорчается?
- когда она радуется?
- когда она сердится?
- когда она вас ругает?
- когда у неё хорошее настроение?
В: Разное выражение лица бывает у наших мам, но мы всегда их любим, стараемся заботиться о них, ведь почти все они, кроме работы по дому, трудятся на своих рабочих местах. А вы знаете профессии своих мам?
Ответы детей.
В: Много назвали профессий. А знаете ли вы, какие предметы нужны людям разных профессий для их работы. У вас на столах лежат различные предметы, я буду называть профессии, а вы выберите предмет (картинки), который необходим для этой профессии.
Д/игра « Кому, что?»
- Повар…
- Врач…
- Художник…
- Водитель…
- Учитель…
- Парикмахер…
- Портной…
В: Ребята, как вы думаете, трудно мамам?
Дети: -Трудно
В: Устают ли ваши мамы?
Дети: Устают.
В: И, детям надо, как можно чаще радовать мам своим вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками. Давайте нарисуем для мам красивые букеты. И тогда мама будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостно.
Дети самостоятельно рисуют красивые букеты.
В конце занятия все работы выставляются для просмотра.
Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель:
Учить детей решать нравственные ситуации.
Задачи:
1.Развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.
- Учить аргументировать свои ответы.
- Закрепить стремление к хорошим поступкам.
Материал:
Цилиндр (человечек «Разреши противоречье»); сюжетные картинки; цветные круги: синий и жёлтый (на каждого ребёнка); половина альбомного листа с рамками; простой карандаш; план.
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл человечек «Разреши противоречье». (цилиндр).
Он по свету прошёл,
Видел, что хорошо.
Он по свету ходил.
Плохо тоже находил.
Вот он стал такой (показывает)
С двусторонней головой,
Улыбается лицо,
А если зло он увидит,
Он сердит, всех ненавидит.
Он на всех готов кричать
Он запутался совсем,
На пенёк он присел.
Стал человечек никакой,
И не добрый, и не злой.
Рассудите, помогите,
Лишь добро нам покажите.
Игра «Выбираем хорошие поступки».
В: Ребята, посмотрите на план, который висит на доске. На нём сюжетные картинки, где дети совершают плохие поступки.
Рассмотрим картинки и решим: где – хорошо, где – плохо.
- Мальчик рвёт книгу. Это очень плохо. Книгу делало много людей. По ней могут учиться и её могут читать много людей, а если вы порвёте, то уже никто не прочитает эту книгу.
- Мальчик кормит кошку. Это хорошо. Мальчик очень добрый и любит животных.
- Ребёнок моет посуду. Это хорошо. Значит, ребёнок помогает маме. Мама приходит с работы, она очень устаёт и ей надо отдыхать, а главное в жизни пригодится, если научишься трудиться.
- Мальчик читает книжку. Это хорошо. Грамотный ребёнок будет хорошо учиться в школе. Он будет умным, и мама будет им гордиться.
- Ребёнок дразнит собаку. Это плохо. Нельзя обижать животных, а ещё собака может мальчика укусить.
- Мальчик разбил чашку. Это плохо. Надо быть осторожнее, ведь посуда такая хрупкая. Нарисованы плохие поступки закроем карточками синего цвета.
В: К домику человечка ведёт всего одна дорога. А другие могут завести в глухой лес или непроходимое болото. Чтобы нам не ошибиться, давайте картинки, на которых нарисованы плохие поступки закроем карточками синего цвета.
Дети закрывают карточками синего цвета сюжетные картинки:
Мальчик рвёт книгу;
Ребёнок дразнит собаку;
Мальчик разбил чашку.
В: Расскажите, по какой дороге мы отправим человечка домой.
Дети: Человечек должен идти к мальчику, который кормит кошку, от него к мальчику, который моет посуду, и, наконец, к ребёнку, который читает книгу. Тогда человечек придёт домой.
В: Человечек благодарит вас. И посмотрите, он вам улыбается и приглашает к себе в гости.
Физкультминутка «Хомка»
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
В: Достаньте цветные круги, я вам буду читать отрывки из литературных произведений, а вы решайте, хорошо или плохо поступают герои. Если плохо, покажите синий кружок, если хорошо, покажите жёлтый кружок.
- Колобок, Колобок я тебя съем.
- Кто, кто в рукавичке живёт? Мышка-поскребушка. А ты кто? Я лягушка- попрыгушка. Пусти меня. Иди.
- Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мяса попробовать.
- Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап схватила и понесла.
- Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.
В: Придумайте рассказ о мальчике, который поступал плохо. Запишите свой рассказ с помощью рамок-планов. На занятии мы послушаем рассказы тех детей, которые первыми поднимут руку. Остальные расскажут дома своим родителям.
В: Что вы запомнили на сегодняшнем занятии?
Дети: Надо делать хорошо и не делай плохо.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры