Дополнительная образовательная программа дошкольного образования "Волшебные шашки"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31" Асбестовского городского округа Принято: Утверждаю: Педагогическим советом Заведующий МБ ДОУ№31 Протокол № от « » 2016 г- - - - - - - - - - - - - - - - Ветюгова О. А. Приказ № от 2016 г Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования «Волшебные шашки» Возраст детей: 5- 7 лет Срок обучения: 2 года Составитель: Воспитатель МБ ДОУ №31 Иноземцева С. Г. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра в шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится сохраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решение, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и из начально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем, ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того. Массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. Настоящая программа предназначена для организации работы шашечного кружка старшей группы №12 МБ ДОУ №31 и предусматривает обучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведется работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания дошкольников то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратком, описательном виде усвоения основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями воспитанники должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает так же знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, что бы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Двухлетняя программа обучения рассчитана на работу с детьми 5- 7 лет по 1 занятию в неделю продолжительностью 25- 30 минут. Рекомендовано количество детей в группе по 10 человек, то есть подгруппами. В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Для успешной образовательной деятельности требуется достаточное обеспечение оборудованием, шашки с досками, демонстрационная доска, литература по обучению детей игре в шашки для педагога. Цель программы: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки. Задачи: Обучающие: Научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; Обучение простым комбинациям, практике шашечной игры. Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шашечной партии. Воспитательные: Воспитание отношений к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; Выработка у детей умения применять полученные знания на практике. Обучение детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шашках в процессе игры. Воспитание усидчивости, целеустремленности, воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений. Развивающие: Развитие стремления детей к самостоятельности; Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление. Развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. Развитие всех сфер мышления, память, внимания, наблюдательность, воображение; Способствовать активации мыслительной деятельности дошкольника; Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников( коммуникативных, интеллектуальных, социальных) . Основной организацией работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: 1 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. 2 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а в не пассивное созерцание со стороны. 3 Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. 4 Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. 5 Принцип творчеств а- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Основные формы и средства обучения: Практическая игра. Решение задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки. Методы проведения игровых встреч- словесный: рассказ, беседа, объяснение; - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. Особенности содержания программы. Отличительной особенностью программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы Заседания по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Формы игровых встреч выбираются с учетом психолог о- педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а так же с воспитательными мероприятиями. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратком описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Несмотря на достаточную сложность освоения шашечной грамоты, курс для дошкольников максимально прост и доступен. Важное значение при обучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шашек: знакомит дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказывает о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шашек, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Поэтому в программе широко используется ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. К концу года дети должны знать: Шашечные термины, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья. Правила хода. К концу года дети должны уметь: Ориентироваться на шашечной доске; Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушенных правил; Правильно располагать доску между партнерами; Правильно располагать фигуры перед игрой; Решать простые шашечные задачи. Тематическое планирование кружка 1 год обучения № Тема Содержание Количество часов 1 «По дороге знаний» Знакомство с историей шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни. 1 2 Сказка начинается: «Королевство шашек» Познакомить с понятием шашка. 1 3 «Шашечная доска и шашки» Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. 2 4 «Волшебные ниточки сказочного королевства»- шашечные дороги. Познакомить с понятием вертикаль. Игра – «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». 1 5 «Шашечные дроги» Познакомить с понятием «горизонталь». Игр а- «Кто больше назовет предметов по горизонтали» 1 6 Встреча на лесной полян е- « Зайкины шашки» Познакомить с понятием: ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя( взятие) 2 7 «Путешествие в мир открытий»- шашечные поля. Познакомить детей, что у каждого поля на доске –е сть свой адрес- свое название. . Поля обозначены цифрами и буквами. Назвать пол я- сначала буква, потом цифра( d 4) 2 8 «В гостях у знатока шашек Зайки» Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 2 9 «Диагональ» Познакомить с понятием диагонал ь- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета. На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 черных и 13 белых. Самая важная шашечная диагональ- большая дорога или большак- она из 8 клеточек, идет из левого нижнего угла в верхний правый угол. 2 10 Основа шашечной игры: сила флангов. Познакомить с шашечным понятие м- фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 2 11 «Лесная школа умного зайца»- Центр. Познакомить с шашечным понятием центр, восемь полей: c 3, c 5, d 4, d 6, e 3, e 5, f 4, f 6- считаются центральными, но собственно центром являются поля: c 5, d 4, e 5, f 4 шашки, расположенные на этих полях называются центральными. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2 12 «Лесная школа умного зайца»- Бортовые поля Поля первой и последней горизонтали a 1, c 1, e 1, g 1; b 8, d 8, f 8, h 8 и поля вертикалей a- h, a 1, a 3, a 5, a 7; h 2, h 4, h 6, h 8( поля отмечены знаком –Х) . Все эти поля, находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Эти шашки называются бортовыми. Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 1 13 «Лесная школа умного зайца»- «Дамка» Черные поля последней для соперников горизонтали( для белых 8 гори зо нтали- b 8, d 8, f 8, n 8 – отмечены знаком –Х; для черных- 1 горизонтальный a 1, c 1, e 1, g 1 отмечены знаком – Х- поля, превращения простой шашки в дамку. 1 14 «В гости к друзьям»- как ходят шашки. Познакомить с правилами: шашка( простая) ходит по диагонали, только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнение на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2 15 «Правила хорошие, знать каждому положено»- основные правила игры. Познакомить с основными правилами: Если шашки соперника стоит вплотную к вашей шашке( на соседнем по диагонали поле) , а за ней есть свободное место, то вы обязаны срубить шашку соперника, если ваш ход. Срубленная шашка убирается с поля, ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. 2 16 «Лесная школа умного зайца»- Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии Упражнения на выполнения ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничения подвижных фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2 17 «Лесная школа умного зайца»- Основные приемы борьбы на шашечной доске Познакомить с основными правилами: Если ваша шашка стоит вплотную к шашке соперника, то вы обязаны срубить шашку, если ваш ход. Срубленная шашка убирается с поля, ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками 2 18 «Лесная школа умного зайца»- Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии. Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничения подвижных фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 2 19 «Лесная школа умного зайца»- Основные приемы борьбы на шашечной доске. Познакомить с правилом: Если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка оказывается еще перед одной шашкой соперника, и дальше есть свободная поле, то ее тоже нужно срубить. Если снова возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, независимо от количества шашек и количества разворотов. 2 20 «Лесная школа умного зайца»- Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правило м- Простая шашка, достигнув дам очного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом( передвижение шашки с 7 – ой горизонтали на 8- ую для белых, или со 2- ой на 1- ую для черных) , так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей, пока ей не преградит путь шашка или край доски. Рубит дамка как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клетку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться, на любое возможное поле. 2 21 «Этикет игрока»- Правила поведения во время игры. Познакомить с правилами поведения во время игры: Правило №1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу рук и- желают хорошей игры и победы. После игры, как бы она не закончилась, вновь пожимают руки, благодарят за честную игру, а проигравший, еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило №2: Взялся – ходи! Правило №3- Если ваша шашка стоит неаккуратно, ее надо поправить, вы говорите – «поправляю» и уже потом поправлять. Правило №4 Если у вас возникла ситуация и нужна помощь судьи, что бы посчитать количество ходов для признания партии заканчивающую в ничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило №5 В овремя игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями. 1 22 «Как справиться с задачей? » Работа с диаграммами. Игра – «Сдавайся» Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения на закрепление знаний о шахматной доске. 1 23 «Веселый бой» Стихотворени е- Юровских Е. М. « Перед боем шашки вряд, на земле своей стоят… Дидактическая игра «Кто быстрее построит на доске свои фигуры» Игра – «Взятие шашки» 1 24 Викторина- « Королевство шашек» Практическое закрепление материала. Дидактическая игра «Кто быстрее построит на доске свои фигуры». « Ловушки »- закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. 1 25 Подготовка к соревнованиям между командами группы Практическое закрепление материала 1 26 Шашечная встреча между детьми и родителями Практическое закрепление материала 1 27 Шашечный турнир с детьми другой группы Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду. 1 Итого: 4 2 час а Диагностика форсированности умения детей играть в шашки( Давыдова Т. Г. , Атаян Г. М. « Обучение детей игре в шашки »- Справочник старшего воспитателя № 8 Август 2011 г) Методика проведения диагностики: Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольники играют в шашки дома. Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки. № Фамилия имя ребенка Расставляет шашки на доске Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Решение диаграмм Дамка Доводит игру до конца ход бой Пояснение к пунктам таблицы: Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками? Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры. Проверку нецелесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации. Критерии оценки результатов: Высокий уровен ь- ребенок самостоятельно и правильно справляется с заданием. Средний уровен ь- для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога. Низкий уровень- ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога. Список использованной литературы 1 В. Б. Городецкий. Книга о шашках, М. : «Детская литература», 1984г 2 А. И. Куличихин. История развития русских шашек. « ФИС» 1982г 3 А. Слидин. Как оценивать позицию в шашках. «ФИС» 1966г 4 Л. М. Рамм. Курс шашечных начал. 1953г 5 В. С. Литвинович, Н. Н. Негра. Курс шашечных дебютов. Минск, «Полымя», 1985г 6 Г. И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры. Минск: «Полымя» 1979г 7 В. Б. Городецкий Учись играть в шашки. М. «Детская литература» 1956 г Ю. Барский, Б. Герцезон. Приключения на шашечной доске. « Лениздат » 1969 9 П. А. Слезкин. Основы шашечной игры. ОГИ З- Физкультура и туризм, 1936 10 Шашечный кодекс. М. : «Советский спорт» 1986г 11 И. И. Куперман, В. М. Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС» 1957 г 12 Н. В. Крогиус. Психология шахматного творчества. «ФИС» 1981г
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры