"Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников" Фролова Л.А.
Документы для скачивания
МБДОУ д/ с «Рябинка» комбинированного вида «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников» Воспитатель: Фролова Людмила Александровна 2016г Сухомлинский утверждал, что детство- это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Цель патриотического воспитания и гражданского становления дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Задачи: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, до му, детскому саду, улице, посёлку; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — знакомство детей с символами государства( герб, флаг, гимн) ; — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Таким образом, я использую наиболее интересные и результативные формы работы: целевые прогулки и экскурсии по своему посёлку, наблюдение и провожу беседы. Для формирования бережного отношения к природе родного края и всему живому, я развиваю познавательный интерес к миру природы; Дети восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает? На этот вопрос я хочу ответить словами В. А. Сухомлинского, который предлагал вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что- то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Родной край – это еще и люди с их трудовыми заслугами. В нашем поселке есть большой потенциал для ознакомления детей с трудом на примере их родителей, дедушек и бабушек, которые трудятся на светотехническом заводе. Мы приглашаем в д/ с ветеранов труда, которые рассказывают детям много интересного про свою работу. Дети участвуют в концертах в Доме Культуры: «День пожилых людей», День Поселка» и др. Большое значение имеет наличие в нашем поселке «Музея трудовой и боевой славы ОАО АСТЗ», находящегося в шаговой доступности от детского сада. Там всегда рады нас встретить, провести экскурсию, беседу. Дети с восторгом узнают на фотографиях своих родных, с интересом рассматривают экспонаты разных лет. Также большое значение в патриотическом и гражданском становлении дошкольников играет приобщение к доступной им трудовой деятельности. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Я рассказываю детям, каким должен быть трудолюбивый человек( он трудится старательно, доводит работу до конца) , что значит хорошо трудиться. С этой целью я провожу экскурсии в «Музей трудовой славы», где трудятся их деды и бабушки, и их родители. Таким образом, у детей формируется уважение к трудящемуся челове ку, желание быть похожим на них и воспитывает у них бережное отношение к результатам труда. Решая следующую задачу развитие интереса к русским традициям и промыслам, я уделяю б ольшое внимание народным играм, танцам, русскому фольклору. Ведь всё это отображает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир мысли и чувства наших предков. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому я провожу мероприятия: «Мордовия любимая моя», «Моя малая земля», «Танцы разных народов», «Масленица» и другие. Таким образом, интерес к русским традициям и народному творчеству не только формируе т любовь к своему народу, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Не менее важным является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи( дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как" долг перед Родиной" , " любовь к Отечеству" , " ненависть к врагу" , " трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Особое внимание я уделяю этим событиям, приобщая детей любить и защищать свою родину. Дети принимали участие в «Дне Победы», « Д не Защитника Отечества», «Д не В оенно – морского флота». Немалое значение для воспитания гражданского становления у детей, чувства ответственности и гордости за достижения страны, связанные с Олимпийскими играми является развитие интереса к физкультуре и спорту. В поддержку нашим спортсменам я провела «Малые олимпийские игры», где были эстафеты и соревнования, в которых дети переживали за каждую свою «маленькую победу». Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитыва я у детей любовь к своему краю, необходимо подве сти их к пониманию, что наш край — это частица огромной Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Взаимодействие с родителям и способствует бережному отношению к тр адициям, сохранению семейных связей. " В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" , — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т ребует большого такта и толерантности, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой край, свой народ.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры