«Читаем вместе". Роль семьи в приобщении детей к чтению
Документы для скачивания
«Читаем вместе» Роль семьи в приобщении детей к чтению Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто- нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя. Рекомендации родителям при чтении книг детям. Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга. Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья. Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята( мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение. Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно. Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними. Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения. Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению. · Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет. · Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации. · Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами. · Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не так, как хотелось маме или папе или учителю. · Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «книга- лучший подарок»- эта фраза очень актуальна и популярна сейчас. · Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого- то рассказа или сказки. · Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности. · Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите рассказать, что интересного прочитал. · Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам. · Купите настольную игру, предполагающую чтение. · После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками. * Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом. * Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду. * Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать. * Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день. * Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ* Не делать в книге пометок, подписей, рисунков. * Не читать во время еды. * Не загибать листы, пользоваться закладкой. * Класть книгу только на чистый стол. * Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте. * Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам. КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ* Объясните перед чтением или во время его трудные слова. * Спросите, понравилось ли произведение? Чем? * Что нового, интересного узнал? * Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения. * Как описана природа? * Какие слова и выражения запомнились? * Чему научила книга? * Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры