a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

двигательная сказка

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2016-09-29 19:44:21

Документы для скачивания

Сказка и двигательная активность детей дошкольного возраста спутн и ки здорового образа жизни дошкольников. « …Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок д у шевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись вл а деть телом и душой и станеш ь здоровым, а значит счастл и вым». Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие нав ы ков здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкол ь ников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников о с тается ценность здоровья как основного показателя благ о получия человека, что обуславливает обязательное включение образов а тельную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования. Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболев а ний, и чаще всего это заболевания опорно- двигательного аппарата либо предрасп о ложенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гласит: " Зд о ровье- всему голова! " . Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя ущербным физич е ски, психологически или социально.   Практика показывает, что нужны новые по д ходы к учебно- воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить пр о цесс обучени я, учитывая потребность растущего организма в двигательной активн о сти.   В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для зд о ровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. Действ и тельно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожал е нию, молоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря уже о школьниках. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить р е бенку, сохранить здоровье( или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувс т вовать какой- либо ущербности. Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенств о вания работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому ра з витию детей, как фундаментальной составляющей общеч е ловеческой культуры. Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализа ции т а кого важного принципа, как принципа индивидуально- дифференцированного подхода к детям. В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самов ы ражения ребенка двигательной деятельности. Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах раб о ты с дошкольниками, в том числе п о зволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой ин и циативы детей. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В самосто я тельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движении. Пр о анализировав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое гла в ное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей в двигательную актив ность- составление «двигательных ск а зок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. И с пользовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательн ых областей «Физ и ческое развитие », и « Художественно – эстетическое развитие». Двигательная сказка – это( комплекс) система физических упражнений, объед и ненных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двиг а тельных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, бол ь шое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого поте н циала у детей. Здоровье, помимо других критериев- это движение и положител ь ные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявл я ются и развиваются в театрализованной деятельности. Двигательные сказки ос у ществляются по мотивам литерату р ных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движ е ний. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для ребёнка – не просто вым ы сел, фантазия, э то особая реальность, помогающая сформировать у них осозна н ное отношение к своим чувствам. Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини- сказочек по стихам С. Михалкова, К. И. Чуковского, Е. А Благининой и других детских писат е лей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из пре д ложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересов а лись тем, что сказку- стихотворение можно было не только слушать, но и показ ы вать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения. Вот, например, стихотворение С. Михалкова «Так» На следующем этапе я предложила детям пр о игрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двиг а тельные сказки, написанные А. И. Константиновой и предложенные в книге «Дв и гательный игротренинг », авторы Потапчук А. А. , Овчинникова Т. С. и сказки о здоровье, автор М. Л. Лазарев, из развивающего учебного материала по програ м ме « Здравик ». Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме содержат название упражнения и схему его выполнения. Усложн е нием было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить у п ражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изобр а жаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и во з можное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились. Последовательность работы над двиг а т ельной сказкой: - знакомство с содержанием сказки; - определяется количество персонажей, их характеристики; - происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных о б разов в соответствии с характерами геро ев; - соотношение и выполнение двигательных действий и физических у п ражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам; - проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динами ческих часов и тд; - выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педаго гом. Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух- трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших временных з а трат и определенных знаний и двигательных умений и нав ы ков от детей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарис о вывали схемы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкультурно- оздоровительную де я тельность. Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при орг а низации с детьми фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная « мнемотаблица » движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движ е ниями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к соде р жанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возмо ж ностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить несоответствие некоторых ск а зок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности( для плечевого пояса, для рук, для ног и тд. ) Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чу в ства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо- двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, с о ставленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных фи з культминутках. Сейчас мы ребятами переходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможн о сти- это самостоятельное составле ние двигательных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие двиг а тельно- игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более точного и д е тального выстраивания двигательных образов, использовать их, показывая сво е образную манеру эмоционально- пластичной выразительности и перевоплощ е ния. Задача взрослого, помогать детям в этой р а боте- направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас мо ж но отметить положительные результаты в развитии эмоционально- волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческ и ми, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных у п ражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «дв и гательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и ва ж ную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на р е шение задач сохранения и укрепления физического и психического здор о вья детей. Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это спосо б ствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное- у детей повышается потребность и желание заниматься физич е ской культурой.

Оставить комментарий: