a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Цикл уроков "Лексикология. Группы слов по происхождению, по сфере употребления"

Автор: Еремейчук Алла Николаевна Опубликовано: 2016-10-02 09:41:24

Анотація

                   до циклу уроків з теми «Лексикологія»

 

 

Під час розробки планів-конспектів уроків з російської мови для 6 (7) класу школи з українською мовою навчання вирішувалися наступні завдання:

  • дати основні поняття лексикології;
  • показати багатство російської мови;
  • розширити словниковий запас учнів;
  • забезпечити високий рівень мовленнєвого спілкування;
  • розвивати творчі здібності учнів.

Матеріал уроків був дібраний таким чином, щоб учні вивчали нові для них поняття  з опорою на українську мову. На кожному уроці впроваджено інтерактивні технології, вправи для розвитку мислення учнів. Практично на кожному уроці передбачена робота над розвитком і культурою зв’язного мовлення. Використано цікавий лінгвістичний матеріал.

 

 

 

 

 

 

Урок 1

Тема. Устаревшие слова.

Цель. Актуализировать знания учащихся о разделе науки о языке – лексикологии;     

            дать понятие устаревших слов; учить работать с толковыми словарями;

            развивать мышление, память;

            воспитывать любовь к языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология», толковые словари.

1.Организация урока.

  1. Актуализация мышления.

    Беседа.

    Много слов на свете есть,

    Всех нам их не перечесть,

    Но, что эти слова означают,

    Один раздел науки изучает.

-Какой же раздел науки изучает словарный запас языка?

-Что такое лексика?

-Что такое лексикология?

  1. Мотивация учебной деятельности.

   Сообщение темы и цели урока.

   -Сегодня мы будем изучать такую группу слов, как устаревшие слова. Что мы должны узнать? Чему научиться?

  1. Изучение нового материала.
  2. Самостоятельное изучение теоретического материала. Составление вопросов.

    1 группа (сильнее)- по таблице;

    2 группа – статья в учебнике.

  1. Фронтальный опрос «цепочкой».
  2. Закрепление изученного материала.

   1.Выборочный диктант.

    «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком!»

    «Дуня села в кибитку гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали».

    «Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади».

                                                                                                 (А. С. Пушкин)

 

    Коляска, кибитка, карета, телега, облучок, ямщик, перекладные, прогоны.

    -По этим отрывкам мы видим, что в далёком прошлом, когда не было железных дорог, длинные    путешествия через всю Россию совершали на лошадях. Зачем нужны в языке устаревшие слова?

    -Как развивается язык относительно общества, цивилизации?

  1. Распределительный диктант.

         Устар.                Соврем.

     лакей                          милиционер

     городовой                  километр

     чиновник                   слуга

     верста                         килограмм

     пуд                              служащий

     челобитная                заявление

     постоялый двор        гостиница     

  1. Проблемная ситуация.

     Однажды на уроке русского языка учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были распространены 100лет назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов. Вот некоторые ответы:

Барышник – дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издаёт приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Почему ребята не смогли правильно объяснить значение слов?

    Что нужно делать, если не знаешь значения слова?

  1. Работа с толковыми словарями.

- Найдите и прочитайте значение слов барышник, лапотник, приказчик.

- Найдите лексическое значение устаревших слов и составьте с ними словосочетания: алтын, поручик, юнкер, жандарм, вершок, лампада, графство.

  1. Составление групп слов «Третье – лишнее.»

     Метр, километр, верста.

     Грамм, фунт, пуд.

-Самостоятельно составьте две группы слов.

  1. Составление двустишья.

                                                … покажут,

                                                … расскажут.

     (Устаревшие слова старину покажут,

      Об истории страны точно нам расскажут.)

  1. Итог.

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

  1. Домашнее задание.

    Выучить определение «устаревшие слова», составить и записать три предложения с устаревшими            словами.

 

 

 

Урок 2.

Тема. Неологизмы.

Цель. Дать ученикам представление о неологизмах;

            развивать творческое мышление, речь;

воспитывать культуру речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология.»

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

                 Проверка домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности.

1.Слово учителя.

Дельтапланеризм, шкаф-купе, центрифуга - слова, которые с трудом объяснят наши дедушки и бабушки и легко сможете объяснить вы. Почему?

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Изучение нового материала.
  3. Объяснение нового материала учеником (заранее подготовился).
  4. Работа в парах. Составление диалогов «Объясни мне…»

                    (по новой теме)

  1. Закрепление изученного материала.

    1.Выборочный диктант.

-Выпишите из предложений неологизмы.

Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения. Вчера услышал по радио словосочетание «креативный директор», но что оно означает, так и не понял. Ещё недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны. Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры.

Социолог, мониторинг, креативный директор, пейджер, мобильный телефон, баннер.

  1. Составление распределительного диктанта (самостоятельно).

устаревшие слова                         неологизмы

  1. Составление плана к высказыванию «Развитие языка.»

1.Развитие общества и языка.

2.Устаревшие слова.

3.Неологизмы.

4.Значение устаревших слов и неологизмов.

  1. Итог.

-Подведите итог сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.

Составить высказывание на тему «Развитие языка» (у), записать 4 неологизма и их лексическое значение.

 

 

 

 

Урок 3.

Тема. Профессионализмы и термины.

Цель. Дать учащимся представление о профессиональной лексике, терминах              

           и их сфере употребления;

           развивать творческое мышление, речь;

           воспитывать культуру речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология», толковые словари.

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

        1.Проверка домашнего задания.

        2.Составление высказывания на тему «Развитие языка».

  1.      Мотивация учебной деятельности.

        1.Проблемная ситуация.

Митя сел в автобус. Сзади него разговаривали двое мужчин:

-Ты масло проверил?

-Да, всё в порядке.

-А карбюратор чистить надо?

-Нет, ещё рано.

-В общем, пока меняем только диски?

 

Что Митя узнал о мужчинах из этого диалога о мужчинах? Что ему помогло?

     2.Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.

1.Лингвистическое наблюдение.

водитель              мотор

машина                 карбюратор

руль                        клапан

-По какому признаку различаются две группы слов?

-Как можно определить слова в группах?

-Как различать общеупотребительные слова и профессионализмы?

 2.Работа со словарями.

          -В толковых словарях профессионализмы даются со специальными пометками        спец. специальное), проф.(профессиональное), техн.(техническое), морск.(морское).

           Выпишите  из толковых словарей одно общеупотребительное слово и три профессионализма

  1. Закрепление изученного материала
  2. Распределительный диктант.

Термины -слова, обозначающие научные понятия.

музыка          литература        медицина        театр

 дуэт                миф                     диагноз            партер

полонез         баллада              реанимация     занавес

ария                былина               наркоз              режиссёр

  1. Работа в группах.

-Представьте, что вы:

 1 группа - художники;

2 группа - певцы;

3 группа - актёры;

4 группа - писатели;

5 группа - танцовщики.

  1. Название группы.
  2. Ваш девиз.
  3. Творческая работа «Наша профессиональная лексика» (рисунки, стихи, коллаж).
  4. Итог.

             -Докажите, что «профессионала видно и по словам,и по делам.»

  1. Домашнее задание.

              Записать 4 предложения о любимой профессии, употребляя профессионализмы.

 

Урок 4.

Тема. Диалектизмы.

Цель. Дать учащимся представление о диалектизмах, показать сферу      

           употребления этих слов;

            развивать речь, творческое мышление;

            воспитывать культуру речи, интерес к изучению языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология», карточки со словами.

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Фронтальный опрос (одним из учеников).
  5. Мотивация учебной деятельности.

                   Сообщение темы и цели урока.

  1. Изучение нового материала.
  2. Проблемная ситуация.

- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси для борща бураков.

- Чего принести, бабушка?

- Бураков.

- А что это такое?

- Ну, у нас так свёклу называют.

Почему мальчик не понял бабушку?

  1. Чтение статьи учебника.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Выборочный диктант.

- Из предложений выпишите диалектизмы.

 

Он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью, где будут голова, родич дьяка, козак Свербыгуз. Шёл ли набожный мужик или дворянин, одетый в кобеняк с видлогою – как не зайти к Солохе. Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками. – У тебя новые черевички! Ах, какие хорошие!

Кутья( каша, которую готовили в канун Рождества), голова (главный в селе), кобеняк (суконный плащ), видлога (капюшон), паляница (плоский хлеб), черевички (башмаки).

          2.Слово учителя.

              (о значении диалектизмов)

  1. Работа в парах.

- В толковом словаре Даля очень много слов обозначают наименования детей. Попробуйте объяснить, каких детей так называли.

                         Карточка

Бродушка                              Симичко

Паполза                                 Катыш

Вступыш                               Базлан

Лизун                                    Тошнушка

Замурзайка                           Резвушка

 дитя, которое только начинает ходить; маленький защитник; ребёнок, часто ласкающийся к отцу и матери; запачканный;  маленький толстенький ребёнок; дитя, надоедающее просьбами; крикун, плакса; ползун, ползунья; крошка, дитятко; резвое дитя

  1. Составление утверждений «Да или нет».

- По теме «Лексикология» составить три утверждения, среди которых будут правильные и неправильные (+ или -).

  1. Итог.

- По лексическому составу языка можно узнать…

  1. Домашнее задание.

Повторить выученные группы слов, придумать 5 своих слов и объяснения к ним.

 

 

 

 

Урок 5.

Тема. Заимствованные слова.

Цель. Дать учащимся представление о заимствованных словах и их        

           происхождении; повторить орфограмму «Удвоенные согласные в словах  

           иностранного происхождения»;

           развивать мышление, орфографическую зоркость;

           воспитывать культуру речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица «Лексикология», словари иностранных слов.

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

1.Экспресс – опрос.

- Записать группы слов в лексикологии по сферам употребления, по развитию лексики.

          2.Проверка домашнего задания.

  1. Мотивация учебной деятельности.

1.Слово учителя.

В 18 веке некая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в увеселительное место и назвала его «Воксхолл» - «зал госпожи Во». Впоследствии так стали называть другие увеселительные заведения. В 19 веке «воксхолл» уже обозначало «концертный зал на железнодорожной станции». Когда в России была построена железная дорога из Петербурга, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

 2.Определение темы и цели урока.

- Что мы будем сегодня изучать?

- Что мы должны выучить?

- Чему научиться?

  1. Изучение нового материала.

         1.Чтение учебной статьи (самостоятельно).

Составление высказываний:

1вариант – исконно русская лексика;

2 вариант – заимствованные слова.

 2.Работа со словарями  иностранных слов.

Афиша, биография, вариант, галера, джинсы, табу, такса.(значение, из какого языка пришли)

3.Проблемная ситуация.

Владимир закончил филологический факультет и решил устроиться на работу корректора в газету. Принёс свои документы. Главный редактор взял первый листок с надписью «Моя автобиография» и сразу вернул папку с документами Владимиру.

- Вы нам не подходите,- услышал удивлённый юноша.

Почему редактор сделал такой вывод?

Зачем надо « брать»  слова из других языков?

Почему важно знать значение слов, которые мы употребляем в речи?

  1. Закрепление изученного материала.
  2. Творческий диктант.

- Замените заимствованные слова русскими.

Аргументировать – доказывать,

аэроплан – самолёт,

афиша – объявление,

вестибюль – вход,

шоссе – дорога,

диспут – спор,

контролировать – проверять,

антракт – перерыв,

агрессивный – враждебный,

инструкция – указание.

2.Перевод с украинского языка.

А ритми мчать – як вершники у полі. У Петербурзі, у Москві чекав новий тріумф Марію. На Камчатці є велика долина, вкрита гейзерами. А тепер осінні вже карнавали.

- Сравните заимствованные слова в русском и украинском языках.      

  1. Распределительный диктант.

                           фильм                   хоккей

                           футбол        теннис

                           агроном      касса

                           километр     тонна

                           деталь                   масса

                           автор           килограмм

                           тротуар       сумма

                           курьер                  аппарат

 

  1. Итог.

         Составление рифмующихся строк.

                                                        изучали,

                                 различали,

                                 знать,

                                 употреблять.

(Сегодня лексику мы изучали,

Значения слов хорошо различали,

Лексику надо знать,

Чтоб правильно слова употреблять.)

  1. Домашнее задание.

Повторить группы слов в лексикологии, составить чайнворд со словами иностранного происхождения (5-6слов).

 

    

 

 

 

Урок 6.

Тема. Фразеологизмы.

Цель. Дать учащимся представление о фразеологизмах; учить пользоваться

            фразеологическими словарями;

            развивать речь, мышление;

             воспитывать культуру речи, любовь к языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: фразеологические словари.

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

Проверка домашнего задания.

  1. Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологические обороты надо помнить в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Лексическое значение фразеологизмов можно узнать из фразеологического словаря или словаря крылатых слов и выражений.

2.Лингвистическое сравнение.

Петя на уроке труда работал плохо. – Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Он бездельничал. – Он бил баклуши.

Витя спал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. – Родители поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Выборочный диктант.

- Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте.

 

 

 

                                                        Глупые сороки

    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтоб от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом ещё Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот кружится одна, другая, третья… того и гляди, утащат среди бела дня из-под носа.

    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чём не бывало, от греха подальше. Хватились сороки, а её уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать.

2.Творческий диктант.

- Замените последние слова синонимичными им фразеологизмами.

Змей Горыныч унёс царевну далеко. Оля покраснела сильно. Таня чувствует себя на катке хорошо. Ученик прочёл книгу до конца.

 (от корки до корки, за тридевять земель, как рыба в воде, до корней волос)

- Дополните устойчивые выражения, включив в них названия животных.

Голоден как… Хитёр как… Неповоротлив как… Труслив как… Надутый как…Нем как… Упрям как… Глуп как…

3.Работа со словарями.

- Найти значение фразеологических оборотов в словаре.

Одним духом. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Крокодиловы слёзы. Шиворот – навыворот. Яблоко раздора.

4.Сообщения учеников.

Крокодиловы слёзы – возникло из древнего поверья, будто бы крокодил, перед тем как съесть жертву, плачет. Рассказывают также, будто крокодил приманивает к берегу людей, подражая детскому плачу. Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению учёных, крокодилы и в самом деле плачут, но не от избытка чувств, а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через  протоки, расположенные у самых глаз.

Шиворот-навыворот – пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать вывороченную наизнанку шубу, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня, лицом к хвосту лошади. В таком виде боярина возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Яблоко раздора – это выражение заимствовано из греческого мифа, в котором описан такой случай. На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу яблоко с надписью

«прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей, и не уступала.  В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя.

 

  1. Итог.

- Что выучили на уроке?

- Чему научились?

  1. Домашнее задание.

Записать фразеологизмы, крылатые выражения со словом голова.

 

 

 

 

Урок 7.

Тема. Пословицы, поговорки, афоризмы как разновидность

           фразеологизмов.

Цель. Расширить знания учащихся о фразеологизмах, учить правильно   

           понимать и объяснять  значение фразеологических оборотов,    

           употреблять их в речи;

           развивать связную речь, мышление;

         воспитывать любовь к языку.

 

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Оборудование: таблица «Фразеология».

  1. Организация урока.
  2. Актуализация мышления.

1.Проверка домашнего задания.

2.Фронтальный опрос.

- Что изучает лексикология?

- На какие группы делятся слова по времени появления?

- На какие группы делятся слова по происхождению?

- На какие группы делятся слова по употреблению?

- Что такое фразеологизмы?

  1. Мотивация учебной деятельности.

                   Сообщение темы и цели урока.   

  1. Обобщение и систематизация изученного.

                 1.Объяснение значения фразеологизмов.

           Водой не разольешь (неразлучные друзья), как в воду опущенный (грустный человек, у которого неприятности), толочь воду в ступе (выполнять бесполезную работу), носить воду решетом (выполнять бесполезную работу), воды не замутит (очень тихий  человек), как в воду глядел (угадал, предсказал), как две капли воды (очень похожи), прошли огонь, воду и медные трубы (всё испытали).

                 2.Составление предложений. Работа в парах.

          - Со словосочетаниями составьте предложения, чтобы они употреблялись в прямом значении и чтобы вошли в состав фразеологического оборота.

         Гладить по голове, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, намылить шею.

                 3.Загадки-складки.

                     Дружнее этих двух ребят

                      на свете не найдешь.

                     О них обычно говорят:

                     водой…(не разольёшь).

                      Мы исходили городок

                     буквально вдоль и… (поперёк).

                 И так устали мы в дороге,

                   что  еле… (волочили ноги).

                   Товарищ твой просит украдкой

                   ответы  списать из тетрадки.

                   Не надо! Ведь этим ты другу

                   окажешь… (медвежью услугу).

                   Фальшивят, путают слова,

                   поют,  кто в лес… (кто по дрова).

                   Ребята слушать их не станут:

                   от этой песни уши…(вянут).

                       4.Работа в группах.

              Подобрать к фразеологизмам синонимы, антонимы.

                   поминай как звали                          морочить голову

                   куры не клюют                               держать ухо востро

                   водить за нос                                  след простыл

                   глядеть в оба                                  хоть пруд пруди

 

                   жить душа в душу                          как кот наплакал

                   чуть свет                                         как кошка с собакой

                   хоть пруд пруди                   куда Макар телят не гонял

                   рукой подать                                  на ночь глядя

                 5.Шуточные вопросы.

                 Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами)

                   В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы

                   умножения? (Знать, как дважды два)

                   Что общего у слов дуга, бараний рог, три погибели? (Согнуть)

                   Есть ли лицо у земли? (Стереть с лица земли)

                   Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

                   Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром)

                   Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша)

                   7.Отгадывание перевёртышей.

                   Аппетит проходит во время еды.

                   Вот где собака забыта.

                   Город не тётка.

                   Есть ещё горох в гороховницах.

                   Знает мошка, чьё мясо съела.

                   Машу маслом не испортишь.

                   Взявшие мяч от мяча и погибнут.

  1. Итог.

      - Подведите итог урока.

  1. Домашнее задание.

                Нарисовать фразеологизм или составить загадку о фразеологизме.

 


        Таблица:  «Лексикология. Фразеология».

 

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ –                                                СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ   

                                                                                           ЯЗЫКА (ЛЕКСИКУ)

                            РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ

ФРАЗЕОЛОГИЯ -                                                    УСТОЙЧИВЫЕ          

                                                                                           СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

 

Коментарии
Маргарита написано 2016-11-10 17:31:59
Интересно
Ответить

Оставить комментарий: