Конспект НОД "Воздух-невидимка"
Документы для скачивания
Составитель: воспитатель Третьякова Мария Александровна МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
Тема: Невидимка-воздух
Цель: Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки, цветы, мы – дети…)
- Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (Воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (Нет.) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
- А почему мы его не видим? (воздух прозрачный, через него все видно)
- А что еще в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, очки, стекло и т.д.)
- А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)
- Почему слетела салфетка? (Между книгой и салфеткой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)
- хотите почувствовать, как движется воздух? (предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)
- Дети, что в стакане? (Нет ничего.) Говорите, нет ничего. Тогда смотрите еще один фокус. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Стакан не наполняется водой.)
- Что же не пускает воду в стакан? (Воздух.) (Опыт предлагается повторить всем детям.)
- А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.)
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.
- А теперь еще один фокус. (Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинкой.) Подуйте в соломинку. Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды.) А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
- Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (Бесцветный.)
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте какого вкуса воздух? (Безвкусный.)
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха.)
- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом.
Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
- Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (Носом.) Вдохните воздух, а теперьпоставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струей выходит из носа.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки.) Оказывается, воздух можно услышать. Воздух может по разному звучать.
Предложить детям бутылочки или пузырьки. Дети приставляют бутылочку к нижней губе и дуют в горлышко – возникает звук. Затем приложить к губам край листа тонкой бумаги и подуть вдоль нее так, чтобы получился звук. А теперб приложить пальцы к горлу во время разговора, почувствовать дрожание.
Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
- А чем мы слышим? (Ушами.) Не только человек слышит ушами. Кто еще? (Ответы детей)
- Воздух помогает в жизни человека. Посмотрите на предметы, объясните, как воздух помогает человеку. (Мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисоток, музыкальные инструменты.)
- А теперь давайте поиграем в интересную веселую игру «Раздувайся, пузырь!» Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем.
Список литературы:
- Рыжова, Н.А. Невидимка-воздух. Волшебница-вода [Текст]/ Н.А.Рыжова.-М.- 1997.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры