Консультация логопеда "Развитие связной речи с ОНР""
Документы для скачивания
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Знакомство со звуком и буквой.
Советы для родителей
Подготовила: Уринева Е.А., учитель – логопед
2014 год
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающегося в развёрнутой форме свои мысли, события и т.д.
Одной из задач которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи.
Целью обучения является формирование умений, коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общений с окружающими людьми.
Взята тема по самообразованию «Развитие связной монологической речи с детьми ОНР» в условиях логопункта,
использую различные приёмы, которые способствуют развитию монологической речи.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос.
С 2010 года мной успешно опробирован метод использования су – джок терапии, среди воспитанников зачисленных на логопункт.
Су – джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой самооздоровления, существующей в настоящее время.
«Су» по – корейски – кисть, «джок» - стопа.
«Су – джок» используется в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональною базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
По результатам работы Су – джок терапи с воспитанниками зачисленными на логопункт достигнут высокий результат при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука) развитии лексико – грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Используя су – джок массажёр, при автоматизвции звука.
Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривания стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.
Автоматизация звука [ж]
Встретил в чаще ёж ежа.
- Как погода ёж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съёжась, сгорбясь, Два ежа
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность, закрепления звукопроизношение у детей и автоматизации звуков в речи.
С воспитанниками проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с массажными кольцами ( поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривают стихотворения пальчиковой гимнастики на автоматизацию звука.)
Автоматизация звука [ ш]
На правой руке: На левой руке:
Этот малыш – Илюша, Эта малышка – Танюша,
(На большой палец.) (На большой палец.)
Этот малыш – Ванюша, Эта малышка – Ксюша,
(Указательный.) (Указательный.)
Этот малыш – Алёша, Эта малышка – Маша,
(Средний.) (Средний.)
Этот малыш - Антоша, Эта малышка – Даша,
(Безымянный.) (Безымянный.)
А меньшего малыша зовут А меньшую малышку зовут
Мишуткою, друзья. Наташенькой, друзья.
(Мизинец.) (Мизинец.)
Для успешного обучения связной речи, способствует комплексный подход при котором обеспечивается сочетание задач обучению рассказывания с лексическими, грамматическими задачами воспитания звуковой культуры речи и обучению рассказывания.
В работе использую различные приёмы, которые способствуют запоминанию текстов:
- запоминать содержания прочитанного;
- умение пересказывать небольшие, по обьёму тексты, целиком и по частям, с опорой на фланелеграф с помощью иллюстративного плана схемы, умение драматизировать;
- формирование умения составлять законченный рассказ из личного опыта;
- составление сюжетного рассказа по картине;
- рассказывание по серии сюжетных картинок;
- составление описательных рассказов по игрушкам и предметам.
Для активизации внимания детей, а также в целях повышения плотности занятия организовано распределение ролей между детьми. Всё это помогает детям в конце занятия пересказывать самостоятельно. На занятиях обеспечиваю атмосферу непринуждённости между мной и детьми, созданы условия для обогощения речи детей, делая занятие интересным, удовлетворяю детскую любознательность.
Целесообразно оценивать уровень развития связной монологической речи. Необходимо обучать детей правильному построению фразы. Эта работа осуществляется не только на специальных занятиях, но и в процессе разнообразной практической деятельности при использовании развивающих игр по развитию речи: «Расскажи сказку» «Времена года» «Рассказы по рисункам» «Мои первые предложения» «Кто и что?» «Учимся читать» «Читаем сами».
Игра «Расскажи сказку»
Игра со знакомыми сюжетами русских народных сказок «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.
Цель: Учить последовательному и связному перессказу русских народных сказок по схемам. Развивать при этом связную речь.
Игра «Времена года»
Цель: Развивать у детей умение сравнивать, классифицировать, находить закономерности, развитие речи и наблюдательности.
Игра знакомит ребёнка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. При этом у ребёнка развивается, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Ребёнок состовляет цепочку из карточек. Учится ориентироваться в сезонных изменениях. Закрепляет навыки классификации, развивает наблюдательность. Активизируется речь и память, увеличивается словарный запас.
Обучение детей связной речи может послужить приём наглядного моделирования с помощью игры.
Игра «Рассказы по рисункам»
Цель: Формировать у детей монологическую речь.
Последовательное описательное и творческое рассказывание по сюжетным рисункам.
Обобщение причинно следственных связей между действиями персонажей.
С помощью набора карточек с сюжетными рисунками объединённых между собой одной темой. Ребёнок состовляет описание в соответствии с выстроенным сюжетом, учится строить предложения и рассказы.
Игра «Мои первые предложения»
Цель: Учить составлять простые предложения, развивая логическое мышление, внимание, связную речь и мелкую моторику рук.
Дети берут большую карту присоединяя к ней маленькие карточки и состовляют описательный рассказ по картине.
Развивая речь, учимся правильно строить вопросы в игре.
Игра «Кто и что?»
Цель: Развивать связную речь, знакомить с понятиями «действия предмета».
Игра помогает детям вспомнить о живых и неживых предметах, познакомиться с понятиями «действие предмета», научит задавать вопрос «Что делает? или «Кто делает?» развивая при этом связную речь.
Развитие связной речи детей – одна из наиболее важных задач обучение детей во всех типах дошкольных учреждений. Известно, что развитие связной речи является центральным направлением работы по подготовке детей к школе.
Развивающие игры по обучению граммоте.
Они помогут детям в овладении чтением. В процессе игр дети учатся читать слова, состоящие из одного или нескольких слогов, подбирать схемы к словам.
Игра «Учимся читать»
Цель: Обучать чтению слов состоящих из одного или нескольких слогов. Подбирать ленты букв.
В игре дети учатся чтению слов состоящих из одного или нескольких слогов, используя ленту букв для составления слова.
Дети обводят буквы и составляют заданное слово.
Игра «Читаем сами»
Цель: Развивать фонематический слух, внимание, память, речь и зрительное восприятие.
Дети берут карточки с предметными картинками, карты – лото со словами написанными печатными буквами и карточки со схемами. Они подбирают к каждой картинке карту – лото и звуко буквенный анализ слова по схемам.
К концу года дети научились связывать части в единый текст, пользуясь языковыми средствами так, как перед тем как формировать у детей связную речь, обязательно нужно узнать какими возможностями обладают дети, что они умеют, чему их следует научить и какие ошибки следует исправить.
Связная речь – это такая речь, которая отрожает все существенные стороны своего предметного содержания.
Вся коррекционная работа велась в системе, в целом имеет положительный результат.
В конце года через районную ПМПК с исправленной речью было выпущено – 84 % детей.
На 2013-2014 учебный год, поставлены задачи с детьми логопатами с проблемами в развитии речи.
Задачи:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- Формирования правильного произношения.
- Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
- Развитие навыков связной речи.
Обучение связной монологической речи зависит от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий