Рекомендации педагогам и родителям по подготовке детей к обучению в школе
Документы для скачивания
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Автор-составитель Егорова Вера Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
Цель: повышение психолого-педагогических знаний у педагогов и родителей о подготовке детей к обучению в школе.
МЫШЛЕНИЕ
К моменту поступления в школу у ребенка 6- 7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно- образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Наглядно-действенное мышление- ребенок с высоким уровнем развития наглядно- действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.
Данный вид мышления формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого.
Самым эффективным способом развития наглядно-действенного мышления является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов.
Наглядно-образное мышление - характеризуется умением решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.
Развивается с помощью: вышеописанной работы с конструктором, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать; включение детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза сравнения, классификации.
Для его развития, можно использовать: “четвертый лишний”, “придумывание недостающих частей рассказа”, “говори наоборот”, логические загадки и задачи, “дележ”.
Подобные задания, направленные на развитие различных видов мышления. Однако практика показывает, что такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития, поскольку в решении любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому, мы можем предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получиться другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления. С этой же целью кроме перечисленных можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат , сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).
Наряду с этим можно использовать игры- головоломки, позволяющие всестороннее развивать функцию мышления путем уложения условий задания.
Развитие произвольности
Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделить особое внимание.
Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Эта система включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки как в процессе самой деятельности, так и про ее окончании. Успешное выполнение любой деятельности возможно лишь при наличии такой целостной системы произвольной саморегуляции.
Наиболее эффективной детальностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка. Например, построение домика из цветных кубиков.
Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. В нашем примере это будет реальных образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы ребенок научился производить правильных выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. Обращается внимание соблюдение определенной последовательности сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности, а также необходимость постоянной сверки результатов своих действий с эталоном. По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу,
Если замечается, что ребенок допускал ошибки на каком-либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования. После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.
Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности.
На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома.
При этом возможны два варианта изображения:
- полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали (как в масштабе 1: 1, так и уменьшенное);
- конструирование - без детализации;
- конструирование по словесному описанию;
- конструирование по собственному замыслу – на этом этапе работы, перед ее началом, ребенок должен подробно описать особенности задуманной постройки. (похвалить за хорошую идею).
*Широкие возможности деятельности конструирования позволят подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального исходного уровня развития произвольности ребенка. Наряду с конструкторами могут быть использованы различные виды разрезных картинок- мозаик и кубиков, позволяющих выстраивать сложные сюжетные изображения, всевозможные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать целостную систему произвольной регуляции деятельности.
Еще одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант».
*Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания. В этой связи отработка всех перечисленных выше звеньев системы произвольной само регуляции является залогом успешного овладения учебной деятельностью.
ПАМЯТЬ
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную вербальную и логическую.
Однако, выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, а в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например:
- зрительно-моторная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);
- вербально-моторная память (работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и тп.);
- логическая память (запоминание последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, запоминание последовательности действий в сюжетных рассказах и тд).
Если при выполнении этих видов заданий обнаруживается какие-либо отклонения, недостатки в работе ребенка, это может означать, что у него плохо сформирован соответствующий вид памяти. Самыми простыми и доступными способами развития недостаточно сформированных видов памяти могут служить следующие упражнения:
Упражнения для развития зрительно-моторной и зрительной памяти: на столе стоит 8- 10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребенка их перечислить. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить ребенка точно воспроизвести исходный порядок.
Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игру на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.
Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности.
Например, попросить ребенка без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и тд.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: читать ребенку набор слов (10 – 15) , которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и тд), а затем просить назвать слова, которые он запомнил.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если обнаруживается, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания лучше всего объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится , что так запоминать легче.
Аналогичный способ запоминания можно предложить детям для использования и при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.
Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой- либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательность событий и связь между ними, ему важно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с порой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.
В учебном процессе задействованы как кратковременная, так и долговременная память. Кратковременная память характеризуется возможностью немедленного воспроизведения запоминаемого материала для долговременной памяти характерна возможность отсроченного воспроизведения через длительные промежутки времени: от суток до нескольких лет.
В связи с тем, что для детей 6- 7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, занимаясь с ребенком, желательно использовать игровые приемы, например: включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др., можно попросить детей запомнить нужный вам материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и не следующий день. А при воспроизведении на другой день, также используя игру, сказать, что то же самое ребенок должен будет вспомнить и завтра. Однако, давая такое задание, вы должны позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения ребенком.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.
Психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием моторики и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, сравнив, ученика, который в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии и т.п.), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет педагогу такой ребенок.
Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование. Если навыки тонкой моторики не развиты, необходимо выяснить причины, это м.б. неспособность ребенка увидеть, воспринять образец, что связано с определенными дефектами восприятия (пониженное зрение, не различение деталей предмета, не способность выделить его части из целого и т.д.).
Что делать в этом случае? Для начала попросить ребенка подробно описать то, что они видит, те образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступать к графическому воспроизведению.
Возможны и другие причины, когда у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из- за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» – взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов.
Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких – либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работы должна строиться в тесном сотрудничестве педагогов и воспитателей со специалистом этого профиля.
Недостатки в развитии в той или иной сфере обязательно повлияют на общий ход психического развития ребенка, скажутся на особенностях становления его личности в целом. Поэтому целенаправленная коррекционная и развивающая работа должна носить комплексный характер. Именно тогда она будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию и реализации его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Мышление
- “Четвертый лишний”- задания предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
- “Придумывание недостающих частей рассказа”- когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важно значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
- На это же направлена игра “Говори наоборот”, в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже называть слово, но только с обратным смыслом, например: большой- маленький. Можно предложить детям слудеющие пары слов: толстый- тонкий, черный- белый, горячий- холодный, пустой- полный, легкий- тяжелый, чистый- грязный, огонь- вода, трус- храбрец и др. Можно подбирать самые разные пары слов, ориентируясь на опыт ребенка;
- Логические загадки и задачи. Например, хорошо известная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?! Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, перевезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно».
- «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине?» Ответ: « Один человек берет яблоко вместе с корзиной».
Данные виды заданий направлены на развитие различных видов мышления. Но, такое разделение мышления искусственно и используются в целях специальной диагностики уровня психического развития, а так как в решении любой логической задачи участвуют все виды мышления, которые зачастую развести невозможно. Поэтому, можно предложить развивающие задания, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получиться другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Например, составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления. С этой же целью кроме перечисленных можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат , сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).
Наряду с этим можно использовать игры- головоломки, позволяющие всестороннее развивать функцию мышления путем уложения условий задания, например: от «Змейки Рубика»- к «Кубику Рубика», от «Игры в 5» – к «Игре в 15» и многие другие.
Развитие произвольности
Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу.
Пример - это будет реальных образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем, чтобы ребенок научился производить правильных выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.
Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть , изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого взрослый просит ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Обращается особое внимание на следующие моменты:
Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом. Это означает, что он должен удерживать заданную вами цель- построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится , или который он придумает в процессе сборки.
Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности.
Однако, наличие сформированной цели, модели условий и программы исполнительских действий не является залогом правильной сборки, если ребенок не будет в процессе работы осуществлять обратную связь и в случае ошибок корректировать свои действия. Для этого он должен в процессе работы постоянно сверять результаты своих действий с эталоном.
По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу,
Если замечается, что ребенок допускал ошибки на каком- либо из выделенных этапов сборки, проанализируйте вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования. После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.
Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности.
На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома.
При этом возможны два варианта изображения:
- полное, когда на схематическом рисунке представулены все образующие постройку детали (как в масштабе 1: 1, так и уменьшенное);
- конструирование- без детализации;
- конструирование по словесному описанию;
- конструирование по собственному замыслу – на этом этапе работы, перед ее началом , ребенок должен подробно описать особенности задуманной постройки. (похвалить за хорошую идею).
*Широкие возможности деятельности конструирования позволят подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального исходного уровня развития произвольности ребенка. Наряду с конструкторами могут быть использованы различные виды разрезных картинок- мозаик и кубиков, позволяющих выстраивать сложные сюжетные изображения, всевозможные головоломки, принцип работы с которыми позволяет формировать целостную систему произвольной регуляции деятельности.
Еще одним из распространенных упражнений по развитию произвольности , максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант», который предполагает два условия выполнения задания:
- ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске; ученика просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок;
- аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо- влево, вверх- вниз).
Память
Для развития зрительно- моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15- 20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам, предъявление на определенное ограниченное время какая- либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких –то деталей, или , напротив, появляются лишние изображения. Эти обличия и должны уловить дети.
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8- 10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрывают и просят ребенка их перечислить. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить ребенка точно воспроизвести исходный порядок.
Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игру на развитие зрительно- моторной и зрительной памяти.
Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности.
Например, попросить ребенка без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой- либо рисунок по словесному описанию и тд.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: читать ребенку набор слов (10 – 15) , которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просить назвать слова, которые он запомнил.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если обнаруживается, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания лучше всего объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедится , что так запоминать легче.
Аналогичный способ запоминания можно предложить детям для использования и при запоминания различных предметов, цветов, последовательности событий.
Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой- либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательность событий и связь между ними, ему важно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с порой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые , схематические рисунки- памятки.
Развитие моторики
В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
- обвести карандашом узор;
- поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что взрослый рисует дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом - дом. Потом сказать ребенку: «Ты – водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
Для развития тонкой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это, прежде всего, та же хорошо известная работа с конструктором, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги). Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение.
С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:
- игра «Съедобное-несъедобное», а также любые игры и упражнения с мячом.
- игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
- Игра в «Тир»: в цель различными предметами (мячом, стрелами кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков целесообразно последовательно уменьшать размер метательных предметов и мишени, увеличивая расстояние до нее.
Игра в тир может проводиться и на бумаге. Для этого на листе схематично рисуется ружье и мишени. Они должны быть на разном расстоянии от ружья и разной величины. Ребенку предлагают «стрелять» из ружья и объясняют, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой и надо попасть как можно ближе к цели, а лучше – в центр мишени.
Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцам и ритмикой, аэробикой.
Список литературы:
Дубровина, И. В. «Готовность к школе» [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: 1999 г.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры