a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание культуры общения у старших дошкольников

Опубликовано: 2016-10-07 13:10:43

Документы для скачивания

Воспитание культуры общения у старших дошкольников( проект- реферат) Составитель: Мелехова Валентина Михайловна, Воспитатель МБДОУ «Озерский детский сад» Д. ОЗЕРКИ. 2015год. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………3- 8 2. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике ……. . 9- 13 3. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………. 14- 16 4. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………. 17- 18 5. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у дете й старшего дошкольного возраста. Изучение уровня культуры общения детей ……………………………………………………………………19 6. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………20- 21 7. Занятия в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………. . 22- 24 Заключение ………………………………………………………………. 25 Список литературы ………………………………………………………26 Приложение ……………………………………………………………28- 31 Введение 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют, по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи. Цель: Создание условий д ля выявления у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Задачи проекта: Создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста. Разработка перспективного плана работы «Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста» Выявить особенности воспитания культуры общения у детей. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Проверить эффективность использования мет одов у детей посредством игровой деятельности. Участники проекта Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: творческий Продолжительность проекта: учебный период. Срок р еализации проекта: сентябрь 2014- май 2015 гг. База участник ов исследования: МБДОУ «Озерский детский сад»( воспитатели группы, дети старшей группы) . Результат проекта: презентация Организация исследования Исследование проводится в три этапа: 1. На первом этапе экспериментальным методом определяется уровень культуры общения детей в старшей группе детского сада. 2. На втором этапе организуется работа в соответствии с планом работы( приложение 1) по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности. 3. На заключительном этапе дается анализ проведенной работы, и выявляются результаты исследования. В результате исследований: 1) Выявляются особенности культуры общения у детей старшей группы детского сада. 2) Разрабатывается методическая система воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого- педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по- прежнему актуальной. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования- выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников. Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: " Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста" . Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т. е. воспитывать культуру общения детей, и это возможно через игровую деятельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте. Теоретико- методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов- психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре Коломинский Я. А. , Эльконин Д. Б. , Репина Т. А. и другие. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: - теоретические методы: анализ психолого- педагогической литературы; - эмпирические методы, включающие тестирование, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования. 2. Понятие и специфика общения в отечественной педагогике Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В. Г. , Бодалева А. А. , Выготского Л. С. , Леонтьева А. Н. , Ломова Б. Ф. , Мясище ва В. Н. , Петровского А. В. и др. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эво люций или поддержания социальной структуры общества- в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращ ения общественного отношения из виртуальной в реальную" действенную" форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс( актуализации) и как условие( способа актуализации) . Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением. О бщение- это взаимодействие 2- х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего резул ьтата( М. И. Лисина) . Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми. Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно- мотивационная часть( потребность, мотивы, цели) , предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления( действия и операции) . Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым. I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному сотрудничеству с взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках. Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально- политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развити ем общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами. Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них: Общение есть направленное действие; Общение подразумевает активность каждого из его участников; У частники е го рассчитывают получить ответ от партнера по общению; К аждый из участников этого процесса выступает как личность. Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек, получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. О сновными функциями общения являются: О рганизация совместной деятельности людей( согласование и объединение усилий для их достижения) ; Ф ормирование и развитие межличностных отношений; П ознание людьми друг друга; О бщение- необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания. В ходе общения формируется так называемый продукт общения- образования как материального, так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя. Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая стор она общения – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, пр едполагает восприятие друг друга. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную( передача информации) ; интерактивную( взаимодействие) ; перцептивную( взаимопринятие) . Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно п обегать, а когда нужно приостановить желания. О пределенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? - Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. " Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца" . - Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства. - Предупредительность- Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. - Скромность- Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение. - Общительность- В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду. Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т. д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. 4. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило, и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Глав но е общение – «Ребенок- ребенок». « Р ебенок- дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что- то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать, и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т. д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Воспитанию культуры общения во многом способствует участие ребенка в совместной игровой деятельности. Так как управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка, то к педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести выбор игры, который в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллектив е. Игра способна выступать средством получения чего- то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. 5. Экспериментальное исследование воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Изучение уровня культуры общения детей Целью констатирующего этапа нашего исследования является изучение у ровня культуры общения детей для выявления причин, вызывающих затруднения в общении. Задачи исследования: 1. Изучение уровня культуры общения дошко льников с помощью методики( приложение 1) . 2. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и установление зависимости уровня культуры общения от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вы зывающих затруднения в общении. 6. Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста Формирующий этап эксперимента- комплекс занятий в игровой форме по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен в экспериментальной группе. Цели данного этапа: - ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов; - формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения; - проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм; - формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, т. е. умение говорить, и слушать других. Так как, играя, ребенок общается, поэтому мы выбрали ряд тем для проведения игр, способствующих воспитанию тех или иных форм общения старших дошкольников, что однозначно повышает уровень культуры общения этих детей. Для реализации данного этапа проекта были применены следующие принципы: принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов; принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками. Необходимо сочетание словесных методов и приемов с наглядными и практическими. Особое внимание уделяется: Беседам с детьми И спо льзованию художественного слова К омплиментам, как одному из видов поощрения П роигрыванию игровых проблемных сит уаций и упражнений Драматизация произведений П ринцип сочетания различных форм организации деятельности: непосредственно организованная деятельность- занятия, совместная деятельность воспитателя и детей в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей в которой осуществляется решение поставленных задач. И гровой принцип- соответствует возрастным и психологическим особенностям детей; П ринцип без оценочного позитивного принятия детей. Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 7. Занятия в игровой форме по воспитанию культуры общения у дете й старшего дошкольного возраста Тема. Помехи в общении. Занятие №1. Обратная связь в межличностном контакте. Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами. Порядок работы. Упражнение. Ведущий предлагает: а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т. п. б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения. Обсуждение. Достаточны ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению? В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных( переживаемых) тем, что ребенок выражает в общении. Этому феномену название дается безличная коммуникация или коммуникация посредством масок. Обговариваются" маски" , соответствующие и не соответствующие ситуации в группе. Занятие №2. " Маски" в общении. Данная игра относится к разряду имитационных, которые являются не только средством подготовки к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности дошкольников. Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения. Порядок работы Предлагаются испытуемым на выбор карточки, где заданы маски: 1) равнодушия; 2) прохладной вежливости; 3) высокомерной неприступности; 4) агрессивности( " попробуй не выполнить мое желание" ) ; 5) послушания или угодливости; 6) деланной доброжелательности или сочувствия; 7) простодушно- чудаковатой веселости; ( Поскольку в группе больше семи человек, то 2- я и 6- я карточки повторяются) . Дети демонстрируют свои" маски" . Вариант 1. Каждому нужно вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем. Вариант 2. Каждый должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается" живой фотографией" : маску нужно удерживать на лице не меньше 30 секунд. Предпочтительнее второй вариант, поскольку он снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После занятия предлагается детям домашнее задание: рассказать, какими" масками" они чаще всего пользуются в жизни, и, чем они помогают и, чем мешают в общении. На формирующем этапе нашего эксперимента проводятся также несколько ролевых игр, которые расценивают как точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана, именно то, без чего, как известно, немыслимо общение. В дошкольном возрасте ведущей деятел ьностью является игра, а общение становится ее частью и условием. Сюжетно- ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому, что во время игры, можно увидеть какие навыки уже есть у детей, чему еще нужно научиться, и в процессе воспитатель может показать, как себя следует вести в той или иной ситуации. Полезно к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его сделать к нему рисунки. Большое значение имеет индивидуальная работа с ребенком, в которой воспитатель учитывает особенности психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития. Итак, общение и игра дошкольников очень тесно связаны, поэтому, воспитывая культуру общения, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно- ролевую игру( предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть) , мы способствуем развитию их общения. Заключение Общение возникает ранее других процессов, и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя. Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи- главный фактор решения общей задачи- воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи. Список литературы Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками[ Текст] / А. Арушанова/ / Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51- 61. Ветрова В. В. , Смирнова Е. О. Ребенок учится говорит ь[ Текст] / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. – М. : Знание, 1988. – 94с. Горшкова Е. Учите детей общаться[ Текст] / Е. Горшкова/ / Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91- 93. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи[ Текст] / Т. Грецик/ / Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54- 56. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика[ Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 416с. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи[ Текст] / Э. Л. Короткова/ / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 1999. – с. 201- 202. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей[ Текст] / Н. М. Крылова/ / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 1999. – с. 204- 208. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ[ Текст] / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов – н/ Д: ТЦ" Учитель" , 2002. – 32с. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [ Текст] / А. И. Максако в– М. : Просвещение, 1988. – 157с. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. : Изд- во ин- та психотерапии, 2001. – 223с. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ Автор- составитель Ушакова О. С. – М. : АПО, 1994. – 63с. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно- образовательной работе с детьми старшей группы детского сада[ Текст] / К. К. Радина/ / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 1999. – с. 221- 229. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольник а[ Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд- во института психотерапии. - 2001. – 237с. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Методика «Неоконченный рассказ»( Фопель К) . При проведении методики, дети были условно разделены на три уровня: Высоки й уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страд ание и боль, активно выражают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики. Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны Низкий уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, сдержаны. Результаты выполнения методики: Динамика уровня сформированной эмпатии. Уровень развития Количество детей Контрольный срез Высокий уровень- 10детей( 50% ) Средний уровень- 10 детей( 50% ) Низкий уровень- 0 человек( 0% ) Констатирующий эксперимент Высокий уровень- 5( 25% ) Средний уровень- 10( 50% ) Низкий уровень- 5( 25% ) Из таблицы видно, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития чувства сопереживания, сочувствия по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Методика изучения умения вычленять причинно- следственные связи в предложении Подготовка исследования Методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Подобрать 5- 7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например: 1. Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что… 2. Если зимой будет сильный мороз, то… 3. Если взлететь высоко как птица, то… 4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что… 5. Если наступит день рождения, то… 6. Девочка стояла около окна, хотя… 7. Если снег растает, то… 8. В комнате погас свет, несмотря на то, что… 9. Если пойдет сильный дождь, то. . 10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что… Приложение 2 Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента. Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял? ». Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором. Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать». Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6- 7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии. Обработка данных Детей распределяют на группы в зависимости от развития умения устанавливать причинно- следственные связи. 1 уровень – дети часто затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью. 2 уровень – дети, как правило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно- следственной связи. 3 уровень – дети отвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и верной заменой. Выводы по проведенной методике. В результате проведения данной методики удалось определить дошкольников в группы, основывающиеся на степень развития умения устанавливать причинно- следственные связи. Так, 2 ребенка показали результат первого уровня, то есть 10% испытуемых затрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью. 3 уровень по показателю умения устанавливать причинно- следственные связи имеют 5 детей, что составляет 25% группы. Значит, именно такое количество дошкольников способны отвечать на все вопросы, давать ответы только с правильной причинностью и верной заменой. Подавляющее же большинство( 75% ) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, но затрудняются в замене причинно- следственной связи.

Оставить комментарий: