a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проектная деятельность «Песочная страна»/

Автор: Никифорова Лия Александровна Опубликовано: 2016-10-09 18:53:09

Документы для скачивания

 

Автор: Никифорова Л.А., Смотрова Н.С.

Вид  проекта:   познавательно – творческий.

Продолжительность  проекта:  Долгосрочный.

Срок  реализации:  Июнь-август.

Участники  проекта:  Дети средне группы, воспитатели, родители.

Актуальность: В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира.  В этом возрасте  характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети «мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок? Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму.

Действия с песком (игры, рисование, экспериментирование и т.д.) очень важны для развития ребенка. Так как это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи и мышления, творческого потенциала. Занимаясь такой деятельностью, ребенок может видеть и оценивать результат своего труда.

Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.

В 4 года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Игры с песком будут благоприятной средой для формирования навыков коммуникации (работа в парах, мини группах, коллективом).

Цель: познакомить детей с многообразием форм работы с песком и его свойствами.

Задачи:

  1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интереса к экспериментированию, умению делать простые выводы и умозаключения;
  2. Развитие творческого потенциала, мышления, речи, воображения, мелкой моторики;
  3. Формирование коммуникативной компетентности (навыков общения, построения диалога).
  4. Создание условий психологической разгрузки, стабилизации психоэмоционального состояния.
  5. Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

          Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • принцип от близкого к далекому.

           Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

- Изучение  литературы по теме проекта.

- Подбор фотографий, иллюстраций, материалов и инструментов.

- Составление плана работы.

  1. Основной:

- Рассматривание фотографий, иллюстраций по данной тематике.

- Чтение художественной литературы.

- Опыты с песком.

- Продуктивная деятельность.

- Игры в песочнице.

- Консультация для родителей.

  1. Заключительный:

- Организация выставки продуктивной деятельности с песком «Песочная сказка»

- Коллективная постройка в песочнице «Город песчаных фигур».

 Формы работы:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога,его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

 Мы используем следующие виды работы в песочнице:
- Пальчиковая гимнастика, дидактические игры: «Умелые пальчики», «Рисунок на песке», «Повтори рисунок», «Продолжи узор». Физкультминутки.

- Беседы и консультации с родителями «Чудеса на песке», «О пользе игр с песком».

- Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки».

- Игры-забавы – «Найди предмет», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

- Опыты: сыпучесть, вес сухого и мокрого песка, пропускная способность, окрашивание песка.

- Рисование  песком и на песке

- Семейная творческая деятельность «Песочная сказка».

- Рассматривание альбомов: «Скульптуры из песка», «Песочные картины».

-Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.

-Самостоятельная игровая деятельность детей;

 Участие родителей в реализации проекта:

- Консультации: «Чудеса песочной терапии», «О пользе игр с песком».

- Привлечение родителей к изготовлению песочных скульптур.

             Предполагаемый результат:

  1. Сформирован устойчивый интерес к работе с песком: поисковой деятельности, экспериментированию.
  2. Дети отражают полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, употребляют в речи новые понятия: сыпучий, влажный, песчинка и т.д.
  3. Дети соблюдают правила игр и работы с песком: убирают на место атрибуты, наводят порядок.
  4. Могут использовать, знакомые способы исследования, творчество, простейшие опыты с песком.
  5. Выполняют коллективную работу, согласовывают свои действия, договариваются в процессе совместных игр.
  6. Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  7. Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  8. Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей.

  Результат проекта:

- коллективная постройка «Город песчаных фигур».

-творческая работа  с родителями «Песочная сказка».

 

Литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  2. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  3. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
  4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  5. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  6. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
  7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
  8. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
  9. Интернет ресурсы.

Оставить комментарий: