Проектная деятельность «Песочная страна»/
Документы для скачивания
Автор: Никифорова Л.А., Смотрова Н.С.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Срок реализации: Июнь-август.
Участники проекта: Дети средне группы, воспитатели, родители.
Актуальность: В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети «мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок? Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму.
Действия с песком (игры, рисование, экспериментирование и т.д.) очень важны для развития ребенка. Так как это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи и мышления, творческого потенциала. Занимаясь такой деятельностью, ребенок может видеть и оценивать результат своего труда.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.
В 4 года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Игры с песком будут благоприятной средой для формирования навыков коммуникации (работа в парах, мини группах, коллективом).
Цель: познакомить детей с многообразием форм работы с песком и его свойствами.
Задачи:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интереса к экспериментированию, умению делать простые выводы и умозаключения;
- Развитие творческого потенциала, мышления, речи, воображения, мелкой моторики;
- Формирование коммуникативной компетентности (навыков общения, построения диалога).
- Создание условий психологической разгрузки, стабилизации психоэмоционального состояния.
- Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы реализации проекта:
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- принцип от близкого к далекому.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный.
- Изучение литературы по теме проекта.
- Подбор фотографий, иллюстраций, материалов и инструментов.
- Составление плана работы.
- Основной:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций по данной тематике.
- Чтение художественной литературы.
- Опыты с песком.
- Продуктивная деятельность.
- Игры в песочнице.
- Консультация для родителей.
- Заключительный:
- Организация выставки продуктивной деятельности с песком «Песочная сказка»
- Коллективная постройка в песочнице «Город песчаных фигур».
Формы работы:
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка педагога,его творческий подход к проведению занятий.
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Мы используем следующие виды работы в песочнице:
- Пальчиковая гимнастика, дидактические игры: «Умелые пальчики», «Рисунок на песке», «Повтори рисунок», «Продолжи узор». Физкультминутки.
- Беседы и консультации с родителями «Чудеса на песке», «О пользе игр с песком».
- Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки».
- Игры-забавы – «Найди предмет», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
- Опыты: сыпучесть, вес сухого и мокрого песка, пропускная способность, окрашивание песка.
- Рисование песком и на песке
- Семейная творческая деятельность «Песочная сказка».
- Рассматривание альбомов: «Скульптуры из песка», «Песочные картины».
-Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми.
-Самостоятельная игровая деятельность детей;
Участие родителей в реализации проекта:
- Консультации: «Чудеса песочной терапии», «О пользе игр с песком».
- Привлечение родителей к изготовлению песочных скульптур.
Предполагаемый результат:
- Сформирован устойчивый интерес к работе с песком: поисковой деятельности, экспериментированию.
- Дети отражают полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, употребляют в речи новые понятия: сыпучий, влажный, песчинка и т.д.
- Дети соблюдают правила игр и работы с песком: убирают на место атрибуты, наводят порядок.
- Могут использовать, знакомые способы исследования, творчество, простейшие опыты с песком.
- Выполняют коллективную работу, согласовывают свои действия, договариваются в процессе совместных игр.
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
- Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей.
Результат проекта:
- коллективная постройка «Город песчаных фигур».
-творческая работа с родителями «Песочная сказка».
Литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
- Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
- Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
- Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
- Интернет ресурсы.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры