a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Баринова Л.И. "Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством занимательной математики

Опубликовано: 2014-06-26 14:34:53

 

«Развитие познавательной   активности старших   дошкольников посредством занимательной математики»

В Современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Именно в дошкольном возрасте интенсивно идет познавательное развитие, поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Развитие активности связанно с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. По своей природе дошкольники стремятся к активной деятельности. Наша задача не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская активность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо отдавать себе отчет, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связанна, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в море». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный период.

   Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года основной целью развития образования в России определила повышение его качества и эффективности.

   Среди проблем, требующих энергичных и неординарных мер, была выдвинута проблема отсутствия содержательной и организационной преемственности между уровнями и ступенями образования. Для нас дошкольных работников решение проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием - это в первую очередь, совершенствование качества работы по подготовке детей к школе, развитию у дошкольников познавательной активности, любознательности, логического мышления, творческого воображения и других качеств, способствующих успешному их обучению на следующей ступени образования. Все эти качества в детях помогут развить современные технологии нового поколения в обучение детей дошкольного возраста.

     Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами незнания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия с миром у ребенка должно быть желание развиваться. Как сделать так, чтобы такое желание возникло? Ведь универсальных рецептов развития познавательной активности нет. Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством занимательной математики».

     Целью проекта является развитие познавательной активностью детей по средствам занимательной математики. Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

- формирование мыслительных операций(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

       - формирование умений планировать свой действия, осуществлять решения в соответствие с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

     Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы. Для реализации проекта были намечены следующие этапы работы:

       1 этап – подготовительный:

- разработка проекта;

- определение проблемы;

- постановка цели и задачи;

- подбор и разработка материала;

- составление перспективных планов.

2 этап – исследовательский:

- выполнение проекта.

3 этап – заключительный:

- анализ поставленной цели;

- обобщение результатов работы;

- формировка выводов;

- составление рекомендаций.

4 этап – презентация проекта:

   - познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов, т.е. распространение данного опыта среди коллег.

5 этап – определение задач нового проекта:

Реализация данного проекта позволит:

     - проявлять активный познавательный интерес детей к миру, к своему будущему положения школьника;

     - помощь ребенку обрести целостный образ взрослого на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств;

     - развивать гибкость и логичность мышления каждого ребенка, умение доказывать правильность обобщения, опираясь на знание существенных признаков.

В своей работе я с удовольствием применяю современные технологии нового поколения в обучение детей дошкольного возраста, которые я условно разделила на три основные группы:

         - развлечения,

       - математические игры и задачи,

         - развивающие(дидактические) игры и упражнения.

В качестве математических развлечений используются головоломки, задачи-шутки, логические упражнения. Они интересны по содержанию и занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Из всего многообразия головоломок в старшем дошкольном возрасте я применяю самые простые головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера. Целью является составление геометрических фигур из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой.

     Среди математических развлечений особое место на моих занятиях занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Набор фигур при этом набирается не произвольно, а представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они очень интересны детям. На материале геометрических фигур дети совершенствуют умение проводить анализ и синтез. Один из самых развивающих заданий – это задание на комбинирование и преобразование геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное по образцу или задуманное. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Пентамино» и другие.

   Для всех этих игр действует правило: при составление фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одна к другой, не накладывая одну на другую.

   Из многообразия математических развлечений наиболее доступным и интересным в дошкольном возрасте, я считаю, являются задачи-шутки и загадки. В них анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Дети учатся рассуждать, анализировать, обосновывать свой выбор; объяснять полученный результат с целью развития логического мышления. Уровень познавательной деятельности детей определяется в процессе решения. Например, «Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики» (пальцы и перчатки)

Большое внимание при развитие познавательной активности я уделяю математическим играм с разнообразным пособием. На занятиях применяю геометрические фигуры Дъенеша, цветные палочки Кюизенера, используемых в системе польского дошкольного воспитания, шашки, шахматы. Использую логические игры и упражнения: «Чудо-мешочек», «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?». Они направлены на тренировку мышления при выполнение логических операций и действий.

Наиболее часто в старшей группе применяю дидактические игры и упражнения дидактического содержания. Например, обращаюсь к детям: «Помогите Чебурашке найти и исправить ошибку», предлагаю рассмотреть, как геометрические фигуры расположены. В какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов находится квадрат, в группе фигур синего цвета – красная или в группе фигур красного цвета – синяя и т.д. Дидактическими играми пользуюсь в индивидуальной работе с детьми, а также с подгруппой в свободное от занятий время.

   Серьезное вниманию уделила созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. Для этого в группе организовала уголок занимательной математики, куда обеспечен свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым представлена детая возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

     Работу по направлению провожу в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах информирую их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

   Над этой проблемой работаю в течение нескольких лет.

Перед каждым выпуском в школу дети проходят медико – педагогическую комиссию, результаты нас всегда радуют. Также проводим итоговую диагностику уровня развития познавательной активности детей. Анализ результатов в течение трех лет показал, что уровень развития познавательной активности у детей с каждым выпуском выше, познавательные интересы стали более устойчивыми. 80% детей имеют высокий уровень развития. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они чаще стали обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполняют задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы, навыки самоконтроля.

   Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательной активности детей. Но за 30 летний стаж работы многие дошкольники стали школьниками и даже взрослыми людьми. Из наблюдений, бесед с учителями, принимающими от нас дошкольников в первый класс, уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

 

  

v

Оставить комментарий: