Теманический план недели «Русское народное творчество» в средней группе
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежден ие Собинского района детский сад № 2 «Теремок» Отчёт о проведении недели «Русское народное творчество» в средней группе «Весёлые ребята» Воспитатель: Солодова Татьяна Владимировна Г. Собинка 2015 год Отчёт о проведённой работе на неделе «Русское народное творчество» в средней группе «Весёлые ребята» 1. Актуальность темы: В последние годы мы понимаем, как важна наша память, наше прошлое и вечное, наша культура, национальное самосознание; мы видим, как усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить и пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире других людей, других народов. Для этого русскому человеку необходимо освоить русскую культуру, понять её сердцем и душой. Испокон веков Русь была страной, умножающей Свет на Земле. Отсюда и название её- Ра- сея. Самая большая опасность, с которой наше общество столкнулось сегодня, - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому наши дети забывают о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. В обществе преобладает агрессия и жестокость. Сегодня, забывая свою культуру, мы убиваем нравственные и духовные силы свои, своего народа. Дерево без корней жить не может. Неоткуда брать соки. Оно засыхает. Мы уверены, что реализация нашего проекта должна помочь детям осознать самобытность, уникальность родной культуры непосредственно через песни, обряды, игры, игрища, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщим их к общечеловеческим нравственно- эстетическим ценностям, ведь народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В наше время приобретает особую остроту проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное тепло и равновесие. «Что ни день, то радость»– гласит русская пословица. 2. Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста( 4- 5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов. 3. Задачи: 1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества. 2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством посредством изготовления народной куклы. 3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие. Продолжительность проекта: краткосрочный( 1 неделя) Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями. Условия реализации: детский сад, семья. Участники: дети средней группы, воспитатель ДОУ Солодова Т. В. , музыкальный руководитель, родители, ЦДЮ Тур. Тематика: творческий проект Состав: фронтальный План работы н а неделю «Русское народное творчество» с 06 августа- 12 августа Дни недели Утро Вечер Четверг" В гостях у хозяюшки" Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. Задачи: 1. П ознакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы. 2. П ознакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. 3. П ознакомит ь с особенностями русской кухни. 4. З акрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения. 5. Р асширять словарный запас: изба, кровля, сруб, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват. 6. Р азвивать наглядно- образное мышление, внимание, память, воображение; закрепить умение работать с соленым тестом. 7. В оспитывать трудолюбие, способствовать развитию д ружеских отношений между детьми. Просмотр фотоальбома «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина». Цель: 1. Закрепить с дет ьми понятие изб а. 2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством. 3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо. Экс курсия по мини- музею" Русская изба" ( словарная игра" Колечко" , русская народная игра" Жмурки с колокольчиком" ) ( участие родителей в создании музея) . Цель: 1. Познакомить с предметами старинного русского быта( печь, прялка, ухват, чугунок, сундук, бабий кут, люлька, лавка, сани) 2. Привить интерес к предметам старины. 3. Развить коммуникативные умения при помощи народных игр. 4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам. 5. Воспитывать п атриотические чувства. Лепка из солёного теста" Баранки" . Цель: 1. Продолжать учить раскатывать солёное тесто прямыми движениями ладоней. 2. Учить детей сгибать палочки и соединять их концы, образуя кольца. 3. Развивать мелкую моторику, формировать воображение. Подвижная игра на улице" У медведя во бору" . Цел ь: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции( убегать и ловить) Наблюдение" Сосна" Цель: 1. Закрепить представление детей о сосне. 2. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарная игра" Старинное словечко" . Цель: Учить детей подбирать современное слово взамен устаревшему. Прослушивание и пение колыбельной" Ой, Люли" . Цель: Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Пятница" Куклы на Руси. Изготовление народной куклы" Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы. Задачи: 1. Научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы. 2. Закрепить знания обрядов, связанных с изготовлением кукол на Руси. 3. Развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и ум ение работать с лоскутами ткани. 4. Воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус. Рассматривани е игрушек, которыми играли родители во времена своего детства( уч астие родителей в поиске стар ых игрушек) . Цель: 1. Прививать уважение к традициям семьи. 2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к вещам. Рассматривание фотографий" Первые куклы на Руси" . Цель: 1. Усвоить первоначальное представление о возникновении куклы на Руси. 2. Познакомить детей с куклами, сделанными из глины, соломы, дерева. Русская народная игра" Верёвочка" . Цель: Развивать у детей творчество в движении. Встреча с домовым. Цель: 1. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. 2. Познакомить с обрядовыми куклами, с куклами оберегами. 3. Приобщить к обрядовой культуре. 4. Познакомить с новыми словами “кукла- закрутка”, “скалка”, “тулово”, “оберег”, “лоскут”. Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке». Цель: 1. Закрепить знание детей о народной игрушке- матрёшке. 2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена. 3. Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку. Беседа на улице" Обряд сжигания куклы на Масленицу" . Цель: Вспомнить народный праздник Масленица и значение обряда. Подвижные игры на улице" Петушиный бой" , " Перетяни верёвку" . Цель: Развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности. Мастер Класс по изготовлению народной куклы( ЦДЮ Тур) . Цель: 1. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать индивидуальные творческие способности. 3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре. 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности. Понедельник" Широта русской души" Цель: Дать детям возможность познакомиться с традициями наших предков. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. 2. Развивать интерес к старинным играм, забавам. 3. Познакомить с традициями русского народа: хлебосольство, хороводы, чаепитие, посиделки. 4. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей и речь. 5. Обогащать словарь детей новыми словами. 6. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям. Рассматривание фотоальбома" Природа матушки России" ( под песню Непоседы" Россия- ты моя звезда" ) , сопровождающийся б есед ой" Наша слава- русская держава" Цель: 1. Познакомить детей с широтой пространства России. 2. Показать детям красоту и разнообразие природы нашей родины. 3. Знакомить детей со стихами о Родине. Чаепитие за столом. Цель: 1. Научить детей вежливо встречать гостей. 2. Дать представление о вежливых выражениях. 3. Дать представление о правилах поведения за столом. 3. Воспитывать дружелюбие. 4. Познакомить детей со старинными яствами. Словарная работа: хлебосольство, чаепитие, застолье, самовар. Народная игра" Коробейники" . Цель: 1. Познакомить детей с понятием коробейники. 2. П ривлечь детей к активному взаимодействию со сверстниками. 3. С оздать радостное настроение у каждого участника развлечения. Наблюдение за русской природой( экскурсия к парку) . Цель: 1. Познакомить детей с символом России берёза. 2. Водить хоровод вокруг берёзы. 3. Учить детей выразительно читать стихи о русской природе. 4. Воспитывать любовь к природе. Вечерние посиделки. Цель: 1. Рассказать детям о происхождении посиделок, и х назначении. 2. Познакомить с устным народным творчеством- потешками, песенками, н ебылицами, считалками. 3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц. 4. Пробудить интерес к русским народным играм. Вторник" В гостях у сказочных героях" Цель: Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе игры, привлечь внимание детей к сказкам и сказочным героям. Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Задачи: 1. С оздать необходимые условия для знакомства со сказками. 2. Р азвивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческо е воображение, память, фантазию. 3. Пробуждать интерес к сказкам. 4. В оспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. 5. О богащать и расширять словарный запас детей. 6. Ф ормировать умен ие инсценировать эпизоды сказок. 7. Р азв ивать артистические способности. Беседа" Откуда берут начало сказки" . Цель: 1. Учить детей участвовать в беседе. 2. Закрепить знание о сказке, её происхождении. 3. П одвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Словарная работа: басня, байки, баюны. Путешествие в дремучей, сказочный лес. Цель: 1. Учить детей свободно общаться и двигаться. 2. Формировать интерес к устному народному творчеству. 3. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации. 4. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Рассматривание на улице фотоальбома" Богатыри на Руси" , сопровождающееся беседой" Силушка богатырская" . Цель: 1. формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих богатырях- защитниках земли русской. 2. Познакомить детей с оружием богатырей. 3. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать. Словарная работа: богатырь, доблестный, героический, былина. Народные игры" Цепи кованые" , " Упрямые барашки" . Цель: Развивать силу, ловкость, равновесие. Чтение и инсценировка сказки" Страшный пых! " Цель: 1. Развивать творческую личность детей. 2. Р азвивать интерес к литературе, театрализованной деятельности. Среда" Народные забавы" Цель: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края. Задачи: 1. П родолжать вызывать интерес к изучению истории и традиций своего народа. 2. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о быте и обычаях древних славян. 3. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей. 4. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей. 5. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. 6. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. Проведение экскурсии в мини- музей" Русская изба" для младших групп. Цель: 1. Развивать речь детей. 2. Выразительно читать стихи о России, о предметах быта. 3. Показать своё гостеприимство. Праздник" Ярмарка русских народных игр и забав" . Цель: 1. Популяризация народных игр среди дошкольников. 2. Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки. 3. Воспитание интереса к культуре русского народа. Рисунки на асфальте" Мой дом" . Цель: 1. Развитие творческих способностей, фантазии. 2. Создать атмосферу радости. 3. Формирование патриотических чувств. Выставка рисунков" Моя Родина" . Цель: 1. Формировать правильное отношение к Родине, заботу о ней. 2. Воспитывать уважение и интерес к родной стране, месту, где ты родился.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры