НОД по теме "Воздух"
Документы для скачивания
НОД по теме «Свойства воздуха». Составила: Борисова Е. В. Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха( невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес, легче воды) . Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина, ванилин, чашечные весы, миска, бутылка пластиковая. Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем ( Воздух) Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей. Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду- на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Дети: Да. Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет. ( Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть? ) Дети: Вода вытечет, выльется. Воспитатель: Давайте проверим! ( Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает) . Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться. Воспитатель: А что такое воздух? Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные. Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг- направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Дети: Нет, не видим, он невидимый. Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! Дети: Как это сделать? Он везде невидим … П оймать его нельзя! Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение» Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? ( подул ветерок) . Какой воздух? ( прохладный, холодный воздух) . Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый. Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен? Дети: Да, нужен. Воспитатель: Зачем? Дети: Чтобы дышать. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе( несколько раз) . Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания. Воспитатель: Кому еще нужен воздух? Дети называют объекты живой природы. Воспитатель: Кому не нужен воздух? Дети называют объекты неживой природы. Наблюдение «Воздух легче воды» Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы( камень, гвоздь, пуговица и пр. ) . Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? ( Выслушивает ответы детей) . Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать. Воспитатель: Что вы видели? Дети: Предмет тонет( падает на дно) , при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх. Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды? Дети: Пузыри – это воздух. Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха? Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Делают вывод: третий секрет воздуха – воздух легче воды. Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму? Дети: Нет. Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы. Воспитатель: Что находится внутри игрушек? Дети: ( воздух) . Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится. Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. Воспитатель: Что происходит с шаром? Дети: Он надувается. В: Воздух при нагревании расширяется. ( Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом. ) Воспитатель: Что происходит с шаром? Дети: Шар не надувается. Делают вывод: четвертый секрет воздуха- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. ( Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз. ) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? ( Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? ( Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа) . Упражнения повторяют 4- 5 раз Наблюдение «Чем пахнет воздух» Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой- нибудь запах? Дети: Нет. ( Воздух не имеет запаха) . Воспитатель подготавливает пахучие вещества( яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки. Игра « Узнай по запаху»( с закрытыми глазами) . Воспитатель: У меня в руках два шарика- надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах. В: Какой шарик тяжелее? Вывод: Воздух имеет вес. В: Как вы думаете, что такое ветер? Д: ( ? ? ? ) В: Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется? Д: Бумага изгибается под струей воздуха. В: Ветер –э то и есть движение воздуха . Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса А теперь давайте с вами вспомним, что мы узнали сегодня про воздух?
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры