01.10.2016 г. Кантемирова О.С. Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе "Путешествие капельки воды"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Вознесеновская СОШ Шебекинского района Белгородской области» структурное подразделение «Детский сад» Автор: воспитатель Кантемирова О. С. 1- я кв. категория Вознесеновка, 2016 г Программные задачи: О б разовател ьн ые Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трёх состояниях жидком, газообразном и твердом. Формировать пред ставления о круговороте воды в природе. Воспитательные: развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде. Развивающие: активизировать и обогащать словарь де тей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия Оборудование: поднос с предметами разной формы( резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы) , кувшин с водой, кубики льда, снег чашка, чайные ложки; Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды Познавательная игра «Где, какая вода бывает? » Опытно- исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно Использование игр о воде: «Какая бывает вода? », « Путешествие капельки» Чтение художественной литературы. Наблюдение за облаками, тучами, дождём, снегом во время прогулок. Дети кладут сахар, размешивают, пробуют. У воды есть свойство- растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели, чтобы в воде растворяли вещества? ( кофе, какао, соль, стиральный порошок) . - Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья. Опыты с яйцами. Берем два стакана с водой. В один стакан наливаем простую чистую воду и опускаем аккуратно яйцо( яйцо опустилось на дно банки) . Во второй стакан наливаем теплую воду и размешиваем в ней 4- 5 столовых ложек соли. Потом опустить второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности. Почему? Вывод: соленая вода плотнее обычной воды, поэтому яйцо не тонет. Именно поэтому в море плавать легче и не утонешь. Можно ли склеить бумагу водой? Берем/ два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, попробуем сдвинуть- безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом. и гра «Тонет- не тонет» Дети бросают в воду дерево, пенопласт, металл. Выясняют, почему тонут металлические предметы( Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды) Ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась? Дети: вода в паре, вот она и собралась на стекле. Воспитатель: так что же получается, лед — это вода и пар — это вода? Дети: да, и лед, и пар- все это вода. Лед- холодная вода, которая замерзла. 11ар- горячая вода. Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода? Дети: паром, льдом, просто водой. Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру( Лёд- вода- пар) . Лед растает, и тогда Будет из него. . . . ( вода) . ( Дети плавают) Если сильный- сильный жар, Из водички будет. . . ( пар) . Дети изображают пар движением рук — поднимают руки вверх и вращают кистями. Произнося « ф- ф- ф » Если пар вдруг охладиться, Превратиться пар в. . . ( водицу) . ( Дети плавают) Если холод вдруг придет, Из водицы будет лёд, . . . ( лед) ( Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются) Воду трудно удержать, она стремиться убежать. Это мы с вами проверили в самом начале занятия. Ребята, как нам справиться с водой? Как удержать ее в руках, ( ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить) Бросает каждому в ладошки кубик льда. Превратилась в лёд вода, Не стремится никуда. Что такое лёд? Как он получается? - Какой он? ( Прозрачный, холодный, твёрдый и т. п. ) Дети, послушайте загадку: На одном берегу реки живёт гномик, а на другом- его друг. Река глубокая, поэтому друзья встречаются редко. Когда это происходит? ( зимой) В каких видах мы встречаем воду зимой? - Как вы думаете, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату? •- Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим. Опыт «Что быстрее растает? » Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки. - Куда лучше поставить стаканы, чтобы опыт пошел быстрее? ( Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате. ) Давайте определим время: 3 минуты( Выставить песочные часы. ) 1 1ока время идёт, давайте выясним, снег- это хорошо или плохо? - Что хорошего от снега? ( Зимние забавы, укрывает всё и согревает. ) — Для кого и когда снег- плохо? ( Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из- за снега нечего есть в лесу. ) Дети не соглашаются и высказывают свои предложения. ( в се затопит, растения погибнут, наводнения) Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? ( ответы детей) . Сложите руки лодочкой( наливает воду в ладошки) , вода просачивается. А теперь вкусная загадка: «Круглое, румяное, для детей желанное»( яблоко) Может ли яблоко быть квадратным, треугольным? Л вода, какой формы? Сейчас мы посмотрим, какой формы вода Воспитатель предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду. Какой формы вода? ( вода приняла форму перчатки, превратилась в шар и т. д. ) Почему вода приняла разные формы? ( жидкая, текучая) . Вывод: Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Вода — это жидкость На столе два стакана, один с водой, другой с молоком. Воспитатель предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую- в стакан с молоком. Что заметили? - ( в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает) . Почему? Вода прозрачная. В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздика станет невидимкой. Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? ( ответы детей) - Ребята, как узнать имеет ли вода запах? ( нужно понюхать воду) Вывод: У воды нет запаха. Вывод: Вода не имеет вкуса. Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? ( положить сахар) Ребята сегодня мы с вами поговорим о том. ч то мы встречаем с вами каждый день, без чего нам не прожить ни дня. А вот о чем, вы догадаетесь сами, стоит лишь отгадать загадки. Будем отгадывать? Ну, тогда слушайте: Быстро убегает прямо из под ног. Брызгами играя прохладный. . . . ( ручеек] Дети получают букву «В» А за поворотом тиха и глубока, Течет, качая лодки, широкая. . . . ( река) Дети получают букву «О» Облака нахмурятся, соберутся в кучу, Ты увидишь черную, грозовую. . . . ( тучу) Дети получают букву «Д» Облака и тучи рисовал художник, На него из тучи проливался. . . . ( дождик) Дети получают букву «А» Ребята сейчас я прочитаю слово, которое получилось из наших букв, а может мне, кто — то, поможет? «ВОДА». Вы слыхали о воде? Говорят, она везде В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает. На плите у вас кипит, паром чайника шипит. Без воды вам не умыться, не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без воды вам не прожить. А где вы видели воду на улице? Дети перечисляют, где они на улице( лужа, дождь, снег, лед и т. д) Представьте, что на земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? Растения, животные, люди погибнут. Поэтому воду нужно беречь! Вода нужна всем. Надо чтобы се было много. А если вдруг дождик будет лить целыми днями. Здорово будет правда? Когда лёд приносит пользу? ( Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды- оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу. ) Почему со льдом надо обращаться осторожно? ( Лед скользкий: можно упасть: нельзя ходить под сосульками. ) Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду. Время прошло, теперь давайте посмотрим в наши стаканчики, что произошло со снегом и льдом? Они превратились в воду. Воспитатель: молодцы, вы все хорошо знаете превращения воды. Но, чтобы вы ещё лучше все запомнили, мы с вами нарисуем плакат « Путешествие капельки воды»( Коллективное рисование. )
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры