Конспект урока русского языка в 9 классе. Сочинение-рассуждение "Что такое материнская любовь?"
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Тема: Сочинение- рассуждение «Что такое материнская любовь? » Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе( выполнение задания 15. 3) . Цель: - выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. - усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы. Задачи: 1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; 2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно- эмоциональное отношение к теме; 3) воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность. Методы обучения: проблемно- поисковый, сравнительный анализ информации. Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия. Ход урока. Организационный момент. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я бы хотела начать с притчи, чтобы вы поняли о чём пойдёт речь на уроке. ( аудиозапись) За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: - Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе. Ребенок задумался, затем сказал снова: - Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья. Бог ответил: - Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. - О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе? Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал: - Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться. Затем ребенок спросил: - Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня? - Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью. - Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой. В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил: - Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела? - Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама. Так о ком мы сегодня будем говорить? ( о маме) . А как конкретно будет звучать тема сочинения- рассуждения вы попробуете определить по афоризмам великих людей. ( афоризмы читает подготовленный ученик) Что объединяет все эти высказывания? ( материнская любовь) Сформулируйте тему сочинения – рассуждения и запишите в тетрадь. ( Что такое материнская любовь? ) Проверка домашнего задания. Вы по группам получили домашнее задание- это составление кластера, синквейнов и подборка литературных произведений на эту тему. С синквейнами выступают Антон и Никита. Если у нас появятся вопросы, то мы им их задаём. ( Одновременно Лера, Света и Рома работают у доски с кластером) . - Защита и обсуждение кластера. - Какие литературные произведения на эту тему вы подобрали? ( пересказ эпизодов) - Общие выводы. III. Работа над построением сочинения- рассуждения. 2) Анализ текста. Чтение задания. - Какой ещё может быть материнская любовь мы узнаем из текста* Яковлев а Юрия Яковлевич а, писателя и сценарист а, автор а книг для детей и юношества. ( 1) Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. ( 2) И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. ( 3) Она не жалуется, значит, ей хорошо. ( 4) Я никогда не видел слёз своей матери. ( 5) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. ( 6) Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне. ( 7) В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. ( 8) А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей. ( 9) « Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. ( 10) И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье. . . ( 11) В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. ( 12) Швырнул портфель. ( 13) Разделся. ( 14) И сразу за стол. ( 15) На тарелке лежал розовый кружок колбасы. ( 16) Я съел его мгновенно. ( 17) Он растаял во рту. ( 18) Его как бы и не было. ( 19) Я сказал: –( 20) Мало. ( 21) Хочу ещё. –( 22) Мама промолчала. ( 23) Я повторил свою просьбу. ( 24) Она подошла к окну и, не оглядываясь, тихо сказала: –( 25) Больше нет. . . колбасы. ( 26) Я встал из- за стола, не сказав «спасибо». ( 27) Мало! ( 28) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. ( 29) Я подумал, что она, наверное, разглядывает что- то, и тоже подошёл к окну. ( 30) Но ничего не увидел. ( 31) Я хлопнул дверью – мало! – и ушёл. ( 32) Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. ( 33) И негде взять. ( 34) И она уже отдала тебе свой кусок. . . ( 35) Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. ( 36) Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. ( 37) И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости. ( 38) Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. ( 39) Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости! » ( 40) Нет ответа. ( 41) Некому прошептать милосердное слово «прощаю». ( 42) Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. ( 43) Но я этого не заметил. ( 44) Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери. ( 45) Теперь я всё вижу и слышу. ( 46) Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. ( 47) Во мне накопилось много слов. ( 48) Они распирают мне грудь, стучат в висок. ( 49) Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. ( 50) Прости меня, родная! ( По Ю. Я. Яковлеву) * Что можете сказать об этом тексте? 1. Какова схема построения сочинения- рассуждения( композиция) ? ( записывается на доске) - Тезис. - Аргументы( доказательства) - Вывод. Что должно быть в 1 части сочинения? ( определение понятия) . С чего начинаем сочинение? ( Что такое материнская любовь? . Попробуйте написать 1 часть сочинения. ( После написания- анализ) - Приступаем ко 2 части сочинения. 1 аргумент- из текста, 2 аргумент- из художественной литературы. ( После написания- анализ) - Пишем последнюю часть- заключение. ( Чтение 1- 2 сочинений, анализ) III. Домашнее задание. Написать сочинение- «Что такое взаимопомощь? »
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры