a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся. Кружок «Юный краевед».

Опубликовано: 2016-10-20 19:14:35

Документы для скачивания

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Новозаволжский » «Согласовано» Зам. Директора по ВР/ Назарова Т. В. / «Утверждено» Директор школы/ Ерубаева У. С. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ г. Рабочая программа  по внеурочной деятельности учащихся туристко- краеведческого направления «Юный краевед ». Срок реализации  –   1 год                                                                                                              Программа рассчитана на детей  6, 6- 10 лет                                             Руководитель кружка: Живаева Ольга Дмитриевна 2016- 2017 уч. г од Пояснительная записка            Основная идея программы  «Юный краевед » состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется мало й Родиной – наш район, наш поселок, наш регион.           Новизна  программы « Юный краевед » состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем,  к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.     Содержание программы « Юный краевед» интегрирует в себе следующие курсы: «Окружающий мир», руководитель кружка Живаева Ольга Дмитриевна, УМК « Школа 21 века ».  Возможности данного УМК позволяют обеспечить  духовно- нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.           Цели  программы-   формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом( формирование экологической культуры) ; - формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.          Задачи программы: Обучающие: -  расширять представления об окружающем мире; -  формировать опыт участия в природоохранной деятельности; - формировать  ответственность за свои поступки; Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; Воспитательные: -   воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы; Содержание программы внеурочной деятельности «Юный краевед » соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реали зуемой в школе для обучающихся 6, 6 лет( 1 класс) . Содержание программы « Юный краевед » предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно- ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные а кции, проекты, экскурсии, заочные путешествия и другие.  Программа « Юный краевед » относится  к   туристко- краеведческому направлению,  рассчитана на 1 год занятий, объемом 33 часа, 1 час в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный краевед » Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в  ожидаемых учебных достижениях   выпускников. Личностные- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; -  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия- предвосхищать результат. -   адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество;  - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; -  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности- формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия- ставить и формулировать проблемы; -   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. - запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. -  установление причинно- следственных связей;     К концу первого года обучения школьники должны знать: 1. Секреты живой и неживой природы 2. Условия, необходимые для жизни растений и животных посёлка 3. Нравственные правила обращения с объектами природы К концу первого года обучения школьники должны уметь: 1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов. 2. Оказывать помощь птицам в зимнее время 3. Эстетически, эмоционально – нравственно относиться к природе. Учебно- тематический план образовательной программы кружка   «Юный краевед» № п/ п Темы Кол- во часов теория практика 1 Введение в экологию. 1 1 2 Молчаливые соседи. 1 2 3 Пернатые друзья. 1 1 4 О чем шепчут деревья. 1 1 5 Загадки животного мира. 1 2 6 Секреты неживой природы. 1 1 7 Оранжерея на окне. 1 3 8 Человек – часть живой природы. 2 2 9 Охрана природы. 1 2 10 Досуговые мероприятия 8  Итого: 10 23 Описание содержания разделов: № п/ п Тема занятий Содержание Теория Практика 1 Введение в экологию Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу. 2 Молчаливые соседи Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. В ыставка книг «Наши любимцы». 3 Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Проект: «Кормушка», «Птичья столовая». 4 О чем шепчут деревья Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Игровой прием «Путешественник»( деревья родного города) . 5 Загадки животного мира Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». 6 Секреты неживой природы Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Игра «Тайны вокруг нас». 7 Оранжерея на окне Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. 8 Человек  - часть живой природы Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. 9 Охрана природы Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. 10 Досуговые мероприятия Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир».       Календарно – тематическое планирование № п/ п Дата Содержание занятия Количество часов Общ. Теор. Прак. План Факт Введение в экологию. 3 1 2 1. Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. 1 Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 1 Экскурсия в природу. 1 Молчаливые соседи. 3 2 1 Наблюдения за домашними питомцами. 1 Интересные факты о домашних питомцах. 1 В ыставка книг «Наши любимцы». 1 Пернатые друзья. 3 1 2 Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. 1 Чтение рассказов о птицах, разгадывание загадок. 1 Наблюдение за поведением птиц на улице. Проект: «Птичья столовая». 1 О чем шепчут деревья. 3 1 2 Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. 1 Игра «Путешественник»( деревья родного города) . 1 Викторина «Чей листик? » 1 Загадки животного мира. 3 1 2 Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду. 1 Экскурсия в краеведческий музей. 1 Заочное путешествие «Загадки животного мира». Устный журнал «Такие интересные животные» 1 Секреты неживой природы. 3 2 1 Наблюдение за состоянием воды в природе. 1 Интересное в неживой природе. 1 Игра «Тайны вокруг нас». 1 Оранжерея на окне. 7 1 6 Комнатные растения( просмотр слайдов) . 1 Наблюдение за комнатными растениями. Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. 1 Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». 1 Игровая программа « Во саду ли в огороде». 1 Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. 1 Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. 1 Конкурсная программа «Угадай цветок» 1 Человек – часть живой природы. 4 2 2 Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. 1 Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. 1 Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. 1 Выращивание лука в комнатных условиях. Наблюдение за растениями. 1 Охрана природы. 4 3 1 Знакомство с понятием «Красная книга». 1 Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. 1 «Красная книга» Саратовской области. 1   33. Праздник «Наш окружающий мир». 1 Список учащихся: 1. Аксашева Минара 2. Аксашева Арина 3. Балиев Камран 4. Дущанов Самат 5. Жаксаликов Тимур 6. Исмаилов Хамид 7. Хасанов Алишер Список литературы для учителя Основная литература 1.  Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников. - М. : 2010.  2.   Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –   М. : Просвещение, 2010, 119с. 3.   Аверина,  Н. Г. О духовно- нравственном воспитании младших школьников/ Н. Г. Аверина/ / Нач. школа. – 2005- №11 – С. 68- 71 4.   Бобкова, Н. Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с. 5. Григорьев, Д. В. , Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. / Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2010, 223с. 6. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно- нравственного образования в современных условиях/ Т. Г. Жарковская/ / Стандарты и мониторинг в образовании – 2003- №3 – С. 9- 12 7. Планируемые результаты начального общего образования/ [ Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др. ] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. –( Стандарты второго поколения) . – ISBN 9785090210584. 8. Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности( Текст) : 1- 4 кл. : в 2 ч. - М. : Академкнига/ Учебник, 2011. - Ч. 1: 240 с.   Дополнительная литература 1. Кропочева, Т. Б. Дидактические игры на уроках природоведения. - Новокузнецк, 1997, 52с. 2. Кропочева, Т. Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие. - Новокузнецк: Изд. И ПК, 1999, 42с.  3. Ляшова, Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1- 4 классы. - Ростов н/ Д: изд- во «Феникс», 2003. - 448с. 4. Маханева, М. Д. , Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005. - 72 с. 5. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – ж урнал «Начальная школа» №10, 2005. 6. Рыжова, Н. А. Не просто сказки( экологические рассказы, сказки, праздники) . – ж урнал «Начальная школа», 1998, №10. 7. Тарабарина, Т. И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с. 8. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 192 с.   Список литературы для обучающихся Основная литература 1. Калугин, М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. - Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с. 2. Кропочева, Т. Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов. - Новокузнецк: Изд- во КузГПА, 2006. - 126с. Дополнительная литература 1. Скребцова, М. Природа – глазами души. : М. : 1999, 48 с. 2. Томилина, М. Е. Природоведение для младших школьников. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. - 64 с.

Оставить комментарий: