a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Круглый стол

Опубликовано: 2016-10-23 16:58:48

Документы для скачивания

Управление образования Новокузнецкого муниципального района Круглый стол « Роль б абушек в воспитании внуков» Итоговое мероприятие к проекту Воспитатели: Шишулина Л. Г. Штайгер И. В. 2016 год Цель:  актуализация в общественном сознании старшего поколения потребности в осознании самоценности периода дошкольного  детства     Задачи: 1. Формировать  активную позицию старшего поколения в образовательном процессе 2. Сохранить и укрепить традиции семейного воспитания 3.   Осуществить психолого- педагогическую поддержку бабушек и дедушек в реализации их воспитательного потенциала     Материалы и оборудование:   2 плаката с силуэтным изображением современной и традиционной бабушки, маркеры, карточки с пословицами, карточки со сказками, загадки. Ход мероприятия Приветствие гостей.    Звучит музыка, слайды.   У поэтессы С. Григорьевой есть такое стихотворение: У мамы — работа, У папы — работа, У них для меня Остается суббота. А бабушка дома всегда. Она не ругает меня никогда! Усадит, накормит: — Да ты не спеши. Ну что там стряслось у тебя, Расскажи. Я говорю, а бабушка Не перебивает, По крупинкам гречку Сидит перебирает. . . Нам хорошо — Вот так вдвоем. Без бабушки — Какой же дом? Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения. В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка. Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими. Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям. Дошкольное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты. Детство, проведенное с бабушкой, интересные вещи, книги прошлых лет – все это оставляет в памяти теплые и светлые картины, которые сохраняются на всю жизнь. Свое детство забыть невозможно, оно и вспоминается по- особому, если в нем были бабушка и дедушка. Роль старшего поколения в воспитании внуков огромна.      Во- первых, Вы способны создавать в доме особую среду, определенный мир ценностей. С таршие в доме обеспечивают педагогическое воздействие, , формируя в сознании ребенка представления о нормах и морали, что можно, а что нельзя. Вот почему так велика роль старших членов семьи, равно как и их ответственность за воспитание младших. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки из детства бабушек и дедушек – являются источниками исторических знаний для ребенка. Следовательно, бабушки и дедушки обогащают жизнь ребенка, и прежде всего, эмоционально. Как правило, они любят ребенка гораздо более бескорыстно и безоглядно, психологически готовы принимать ребенка таким, какой он есть, и выполнять все его капризы.      И поэтому было бы правильно учить детей говорить своим бабушкам спасибо и радовать их своим вниманием.     Что происходит с бабушками? Современная бабушка не похожа на бабушку 60- 70 годов прошлого века. Попробуем найти изменения. ( Предложить 2 плаката с изображением современной и традиционной бабушки и маркером подписывать их характеристики) Традиционная бабушка Современная бабушка Солидный возраст  Достаточно молода и активна  Не работает, на пенсии  Работает в любой сфере  Печет пирожки и блины  Предпочитает покупать еду быстрого приготовления  Вяжет носки, варежки, шапочки  Покупает одежду в супермаркетах  Чаще живет в семье внуков  Живет одна  Все свободное время посвящает внукам  Свободное время может использовать по своему усмотрению( бассейн, косметический салон и т. д. )   Старается не навязывать свои взгляды на воспитание, больше обеспокоена здоровьем ребенка Считает, что лучше всех знает как воспитывать ребенка Посмотрите и решите, к какой из этих колонок вы бы отнесли себя? А вот. Что о вас говорят ваши внуки( ответы детей) Мы думаем, что многие из вас не остались в стороне и принимают участие в воспитании своих внуков. И сейчас мы в этом убедимся. Проведем несколько конкурсов. - Конкурс «Узнай сказку».     Подготовлены 3 сказки- перепутки. Бабушка вытягивает наугад лист с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие же сказки задействованы, а мамы помогают записывать названия. Бабушки выступают поочередно. В отгадывании участвуют все 3 команды. 1. Жил- был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как- то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси- лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им и говорит: " Не пейте, а то козлятами станете! " ( 7 сказок: " Колобок" , " Курочка Ряба" , " Волк и семеро козлят" , " Гензель и Гретель" , " Гуси- лебеди" , " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" , " Руслан и Людмила" )   2Жили- были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка- норушка и Лягушка- квакушка, увидали избушки и говорят: " Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом! " . Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует. ( 7 сказок: " Три медведя" , " Заюшкина избушка" , " Теремок" , " Баба Яга" , " Репка" , " Спящая красавица" , " По щучьему веленью" )   3. В некотором царстве, в некотором государстве жила- была Царевна Лягушка. Вот как- то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: " Не садись не пенек, не ешь пирожок! " . А волк рассердился и говорит: " Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам" ! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок. ( 7 сказок: " Царевна- Лягушка" , " Финист Ясный Сокол" , " Иван царевич и Серый волк" , " Маша и медведь" , " Заюшина избушка" , " Золушка" , " Руслан и Людмила" ) - Загадки( отгадки – подарочки) «Крокодильчики мое Искусали все белье»( прищепки) «За стеклом живой портрет, Смотришь –е сть, ушел – и нет»( зеркало) «Ароматный он, хороший Все берут его в ладоши. А поплавает в воде. Глядь – и нет его нигде». ( м ыло) « У моей подружки Хвост торчит из ушка. Он шаги считает, С каждым шагом тает». ( н итка и иголка) «На пальце одном Ведерко вверх дном»( наперсток) «Маленький, кругленький За хвостик не поймаешь»( клубок) «Эти палки – средство от тоски, С них снимают кофты и носки »( спицы) Сценка. , , Бабушки и внуки “ 1 – я З дравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?   2 – я Д а что ты, я ещё уроки не сделала.   1 – я Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!   2 – я Д а – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.   1 – я Д а, я всю жизнь за внуков уроки делаю.   2 – я Правда? Это ты их так балуешь? 1 – я Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают.   2 – я О, действительно строго.   1 –я Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.   2 – я Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила Гм – гм…, , У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…   1 –я Т ак, хорошо   2 –я И днём и ночью пёс учёный…   1 – я Какой пёс? Какой пёс?   2 – я Н у, я не знаю, какая у него порода.   1 – я Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот!   2 – я А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала, , У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный…   1 – я Н у?   2 – я С авоськой ходит в гастроном….   1 – я С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?   2 – я О й, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала.   1 – я К ак ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь какую- нибудь единицу назовут?   2 – я Её уже назвали.   1 – я Как?   2 – я Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.   Вед. 2. Но эта сценка, конечно же – шутка. А мы, конечно, же, хотим подольше оставаться детьми рядом с нашими замечательными бабушками О бсуждение ситуаций СИТУАЦИЯ №1. Часто у ребенка не одна бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь – бабу Веру или бабу Галю «, - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать пришедшим в сумку и задавать неизменный вопрос: « А что ты мне принесла? » Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки, дедушки. Расскажите о своем опыте отношений с ребенком. Ласковые или грубые ваши внуки во многом зависят от Вас, от Вашего отношения к ребенку, от Вашей реакции на его поступки. СИТУАЦИЯ №2. Как – то пришла бабушка за внуком в детский сад. В этот день погода выдалась по – летнему теплой, особенно к вечеру, и мальчику разрешили не надевать курточку, шапку. Все это он сложил бабушке в сумку. - На, бабушка, неси! А я пойду налегке… Хорошо – то как! - радостно воскликнул мальчик. - А я – то думала, что ты Антон, не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница. Мальчик смутился, поняв намек, и сказал: - Давай, бабушка, я сам сумку понесу! - Ладно уж, - говорит бабушка, поднимая сумку вверх, так чтобы внук не смог дотянуться до нее. - Ну, как же, он в детском саду помогает и мне и малышам тоже, - п родолжает воспитательница, - ведь он уже большой, сильный. Бабушка недовольно махнула рукой: - Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем  маленький! Мальчик растеряно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Но он так и не успевает принять решение нужное: бабушкина рука подталкивает решительно его  в спину навстречу к раскрытой двери. И вдруг, словно спохватившись, мальчик стремительно выбегает в дверь. Не оглядываясь, он выкрикивает: - А я еще совсем маленький!   Если ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку? Всем нам хочется знать, почему одни дети избалованны, а другие нет. Где корни избалованности, откуда они идут? СИТУАЦИЯ №3.    В вагон вошла бабушка с внуком. Пассажиры, потеснившись, освободили место, и мальчуган тут же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом. Пассажиры переглянулись. Кто – то сказал, обращаясь к мальчику: «Мы уступили место твоей бабушке, она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто- то. «Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый, а учиться только осенью пойдет». «Конечно, большой, должен уступить место и не только своей бабушке. В вагоне народу немного, и мальчик может постоять», - возразила женщина. Бабушка недовольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать; «сиди, сиди, всем не науступаешься » Представьте, что Вы вошли в вагон со своим внуком, внучкой. Ваше мнение о данной ситуации.   Существует много  пословиц и поговорок  о старшем поколении. ( Раздать бабушкам карточки с пословицами для обсуждения) «У кого есть дед, у того и обед» «Была б моя бабуся – никого не боюсь я: бабушка – щиток, кулак- молоток» «Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка» «Нет милее дружка, чем родная бабушка» «При солнышке тепло, а при бабушке – добро» «Баба, бабушка, золотая сударушка. Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь» Мастер класс- оберег Уважаемые бабушки помните, что Вы вносите огромный вклад в воспитание внуков, Вы обогащаете их жизнь, являетесь опорой и поддержкой молодым родителям и ваша мудрость помогает   скрепить поколения. Бабушки и дедушки – надежное убежище от не всегда справедливого родительского гнева. Дети верят в преданность своих бабушек, дедушек и поэтому мало боятся их, не всегда слушаются. Но, когда Вы сердитесь, они готовы на все, лишь бы вы простили и улыбнулись. ПАМЯТКА ДЛЯ БАБУШЕК ДОРОГИЕ БАБУШКИ! Предлагаем вам несколько советов о воспитании внуков и внучек. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия. Давайте им трудиться вместе с вами. Говорите с ними как с взрослыми. Не напоминайте им, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас, как о новом человеке.

Оставить комментарий: