Конспект НОД старшая группа (5-6 лет) "Веселое путешествие" образовательная область "Познавательное развитие"
Документы для скачивания
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
ТЕМА: «Веселое путешествие»
старшая группа (5 – 6 лет)
Выполнила:
Дурнова Анжелика Никитична
воспитатель МБДОУ детский сад
№ 10 «Золушка», г. Охи
Программное содержание:
Формировать знания детей о быте коренных народов Севера.
Формировать у дошкольников положительное отношение к коренным жителям Сахалинской области, их традициям и обычаям, культурной практике нивхского народа.
Способствовать поддержке детской инициативы в изучении традиций и обычаев народов Севера через разнообразную игровую деятельность.
Активизировать словарь: кунджа, коренной житель, быт.
Методы и приемы:
Наглядные: иллюстрации, показ слайдов
Словесные: беседа, вопросы
Практические: игра малой подвижности, дидактическая игра
Интеграция областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Посещение Охинского краеведческого музея: залы – природа; народы севера, промыслы, экскурсия в библиотеку. Чтение сказок «Маленький охотник», «Охотники». Рассматривание физической карты (местоположение о. Сахалина, села Некрасовка), животный и растительный мир. Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области. Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области.
Раздаточный материал: силуэты нивхского халата, краски гуашь, кисти для рисования
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в село Некрасовка. В этом поселке живут коренные жители Сахалинской области со своими традициями и обычаями – нивхи. Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище жили члены одного рода. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством.
Приглашаю вас в автобус (дети садятся в импровизированный автобус).
Воспитатель: Итак, поехали. Ребята, посмотрите направо, посмотрите налево, что мы видим? (лес). Слайды.
- Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети: В нашем лесу растут березы, лиственница, ольха, елка, осина.
Воспитатель: Ребята! Наш автобус сломался. Давайте выйдем и пойдем пешком. (звук плескающей рыбы в реке).
Дети: А что это за звук?
Воспитатель: Это в реке плещется рыба. Давайте ближе подойдем и посмотрим.
Воспитатель: Одно из основных занятий нивхов было рыболовство.
- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове? (корюшку, горбушу, кету, кунджу, камбалу).
Вот и в нашей реке много рыбы – кунджа, ленок, мальма, кета, горбуша (демонстрация слайдов).
Давайте мы сейчас поиграем в игру «Кто больше поймает рыбы».
Дети делятся на две команды. В обручах находятся игрушки – рыбки. Члены каждой команды по сигналу «Начали!» поочередно подбегают к обручу, ловят удочкой и складывают ее в ведерки. После сигнала «Стоп!», проверяем, у какой команды улов больше. Выигрывает команда, которая больше поймала рыб.
Воспитатель: Молодцы ребята, хороший улов рыбы. А сейчас нам нужно узнать, какой рыбы мы поймали больше. Для этого нам нужно собрать картинки.
Дидактическая игра: «Собери картинку». Дети делятся на две команды. Собирают картинки - пазлы (лосось и щука).
Выигрывает команда, которая быстро и правильно собрала картинку и назвала название рыбы.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, воспитывали детей. Помните мы ходили в музей и познакомились с национальной одеждой нивхов. Шили одежду из кожи рыбы (демонстрация слайдов). Кожа рыбы прочный материал она не пропускает ни ветра, ни мороза. Шкуру сушат, мнут. После этого выкраивают одежду и расшивают красивым орнаментом. Она передавались по наследству от матери к дочери и хранились женщинами как большая ценность.
Воспитатель: Давайте мы с вами украсим нивсхий халат узором. (дети рисуют за столами). Молодцы красивые халаты у нас получились.
Воспитатель: Теперь дальше в путь.
- Ой, ребята, мы кажется близко (слышна национальная музыка – нивхов). Выходят три ребенка одетые в национальные костюмы и танцуют танец с бубнами.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, мы идем в село Некрасовка.
Дети – нивхи: Здравствуйте! Добро пожаловать в наш поселок! (демонстрация слайдов и рассказ ребят). Наше село находится на берегу залива Помрь. В селе проживает около тысячи человек. Более половины жителей являются коренными жителями Сахалина, нивхами. Главой села является старейшина. Село можно смело назвать национальным. Там каждый год проходят всевозможные обряды, праздники.
Воспитатель: Спасибо вам ребята. А сейчас мы хотим вам подарить наши работы, которые приготовили для вас и ваших друзей.
Дети – нивхи: Спасибо вам за такие красивые подарки. Мы тоже хотим угостить вас ягодой, которую мы собирали для вас (угощают детей брусникой, клюквой).
Воспитатель: Ребята, а еще какая ягода у нас растет? морошка, голубица, черника (показ слайдов).
(слышится шум мотора автобуса)
Воспитатель: А вот и автобус наш подъехал. Спасибо вам ребята. До свидания, мы поехали в детский сад. (дети садятся в автобус, воспитатель задает им вопросы)
- Понравилось ли путешествие? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось?
- Кто живет в поселке Некрасовка?
- Чем они занимаются?
- Ну вот, мы и приехали в свой город. Большое спасибо.
Литература:
-
Кочешкова Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития. 2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. 3. Ланина Е. К. Нифгу Мролф Тор (нивсхие старинные традиции) 2007г. 223стр.
-
Роон Т. П. Естественная история Сахалина и курильских островов. Коренные народы. 2010г. 68стр.
Интернет-сайт: 1. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html 2. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)». 3.Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера
Коментарии
Ирина
написано 2016-11-03 02:09:44
Ответить
Предыдущие материалы
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры