a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы "Технология работы с родителями воспитанников раннего возраста в адаптационный период" (воспитатель Чикина О.Б.)

Опубликовано: 2016-10-24 14:41:40

Документы для скачивания

Технология работы с родителями воспитанников раннего возраста в адаптационный период. Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по- разному, это зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к пере- ходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Чаще всего адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях, во всех системах. Поэтому возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к детскому саду и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям. Отсюда следует, что родители не только должны знать о том, что творится в душе и организме ребенка, но и быть активными участниками процесса адаптации. С этой целью мы поставили перед собой следующие задачи: - разъяснение родителям значимости проблемы адаптации и пути ее решения; - предупреждение возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку; - создание условий для благополучного включения ребенка в новую социальную среду; - устранения противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды; - создание алгоритма совместных действий с родителями; - раскрытие роли семьи в решении данной проблемы. Наша технология работы с родителями в адаптационный период проводится в два этапа- подготовительный и основной. Подготовительный этап работы с родителями предусматривает следующие цели: - донести до родителей важность готовности ребенка к поступлению в детское учреждение, ведь от того насколько малыш будет подготовлен, будет зависеть длительность и характер адаптационного периода; - оказать помощь в формировании таких стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно принять новые для него условия; - нейтрализовать устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды. Встреча родителей с нашим детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут своего малыша. Так, они знакомятся: - в форме собеседования с заведующим, ст. медсестрой; - в форме экскурсии по детскому саду с условиями пребывания ребенка в группе, режимом дня, организацией питания. С целью знакомства с будущим воспитанником мы предлагаем родителям ответить на вопросы анкеты- знакомства. К этой анкете прилагается опросник индивидуальных особенностей ребенка, ответы на который позволит правильно организовать воспитательный процесс. В период адаптации мы рассматриваем девять показателей изменений в поведении ребенка: - эмоции; - социальные контакты; - познавательная деятельность; - социальные навыки; - особенности речи; - двигательная активность; - сон; - аппетит; - состояние здоровья. На основе этих показателей составили адаптационную карту на каждого ребенка, ежедневно отмечаем каждый из перечисленных критериев, анализируя течение периода адаптации. При появлении признаков дизадаптации, привлекаем ст. медсестру с целью назначения медико- педагогической коррекции. На этом этапе во время встречи с родителями мы разъясняем значение режима дня, ритмов сна, активного бодрствования, прогулок. Уточняем пожелания родителей по вопросам питания ребенка. Обязательно обращаем внимание родителей на то, умение играть, общаться формируются у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми и дет ьми в квартире, во дворе, на иг ровой площадке, около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет адаптироваться к условиям детского сада. В нашем детском саду мы практикуем проведение Дней открытых дверей, благодаря которым родители могут: - пронаблюдать организацию ухода за детьми в группе; увидеть какие навыки самообслуживания имеются у воспитанников, уже давно посе щающих дошкольное учреждение; - отметить у адаптированных дошкольников уверенность в самих себе и своих возможностях, активность, инициативность и самостоятельность в поведении. Таким образом, родители наглядно видят разницу между семейным и общественным воспитанием, что побуждает их учитывать это при воспитании своего ребенка. Кроме того, обращаем внимание родителей на подб ор игрушек, необходимых для дан ного возраста, на принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным действиям. Предлагаем на подготовительном этапе родителям па мятки, в которых даются рекомен дации как вести себя с ребенком, чтобы облегчить адаптационный период, чтобы малыш вступил в новую жизнь радостным, общительным, повзрослевшим. Однако в адаптационный период встречается такая проблема, как психо- эмоциональное состояние самих родителей, отдающих детей в детский сад. Порой родители больше встревожены, чем сами малыши. Этот повышенный уровень тревожности передается детям, что еще больше усложняет адаптацию ребенка к условиям детского сада. В рамках этого мы обучаем тревожных родителей мини- аутотренингу, целью которого являются снятие психо- эмоционального напряжения и создание позитивного настроения. Родителям рекомендуется практиковать такие занятия дома, чтобы восстановить эмоциональный баланс организма. Есть традиция у нас в детском саду принятие и посвящение родителей в члены семейного клуба детского сада «Чудесница», «Здоровое поколение», где родители совместно с педа гогами и детьми имеют возможность реализовать свои творческие способности. Весь комплекс мероприятий, проводимых в адаптацио нный период, способствует посте пенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Оставить комментарий: