Консультация " Адаптация ребёнка к условиям детского сада"
Документы для скачивания
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период, т. е. приспособление. Приспосабливаться надо к- изменению режима сна, питания, прогулок; - изменению привычной жизни ребёнка – к ново му помещени ю, незнакомым детям и взрослы м, отсутствию родителей, невозможности в пол ной мере делать то, что хочется. Чтобы приспособиться к изменившимся условиям, каждому малышу нужно время: от нескольких дней до нескольких месяцев. На первые недели адаптации приход ятся самые бурные реакции, которые проявляются в капризности, непослушности, плаксивости, нарушениях сна( ребёнок может плакать и вскрикивать во сне) , быстрой утомляемости, усиливается привязанность к матери. Могут возникать респираторные заболевания. Е сли ребёнок заболевает во время привыкания к детскому саду, то после выхода с больничного адаптацию, скорей всего, придётся начинать практически заново. Легкой считается адаптация, е сли поведение ребёнка изменилось, но нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1- 2 недели, о стрых заболеваний не возникает. В случае средней степени адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит восстанавливаются через 20- 40 дней. При тяжелой адаптации грубо нарушается сон, аппетит и настроение ребёнка, его могут мучить кошмары. Ребёнок может" уйти в болезнь" , отстаивая свою потребность б ыть дома с мамой. Если на фоне стресса малыш начинает длительно и тяжело болеть, обязательно надо проконсультироваться с детским психологом, психиатром или неврологом. Процесс привыкания длится тем дольше, чем более ребёнок чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем боле е возбудима его нервная система, чем более он зависим от мамы. Страх разлуки с мамой- яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обста новки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребен ка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоциональ но- чувственном уровне. На третьем году жизни все еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка. Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Обычно родителям в этот период свойственны смешанны е чувства вины, тревоги, иногда даже злости и собственного страха. Многие мамы переживают по поводу громкого плача детей во время адаптации, но ребёнок должен «страдать по маме», это естественно. Хуже, если ребёнок замыкается и всё переживает глубоко внутри, находится в депрессивном состоянии. Мамы и сами могут создавать обстановку тревожности: болезненно расставаясь с малышом, они тем самым передают ему свое волнение. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкрет ной ситуации. Чтобы не провоцировать страхи, родител ям нужно сохранять спокойствие и доброжелательность во взаи моотношениях с малышом, быть позитивно н астроенными к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства. З а несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный" тренинг расставания с мамой" перед детским садом. В раздевалке старайтесь долго не прощаться, потому что тем самым вы показываете малышу собственную неуверенность и нежелание отпускать его. Помните поговорку: «Долгие проводы – лишние слёзы». Н аучитесь мягк о, но коротко расставаться с ребенком. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте малыша резко от себя, переключите его внимание на что- нибудь интересное в группе. Не уходите «втихую», иначе ребёнок воспримет это как предательство и не будет вам доверять. Лучше придумайте ритуал прощания( например, поцеловать, погладить по голов е, спинке, потереться носиками и т. п. ) . Что делать, чтобы у ребенка не возник страх перед детским садом: Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости и на детские праздни ки в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых площадках. Помогай те ребенку налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут? », «Во что ты играешь? », «Смотри, что у меня есть! », «Давай играть вместе! ». Если ребенок плохо говорит, говорите за него. Соблюдайте режим: еще за месяц- два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7. 00- 7. 30 — подъем, 8. 30- 9. 00 завтрак, 10. 30- 11. 30 — прогулка, 12. 00 — обед, 12. 30- 15. 00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15. 30 — полдник. Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса- час в выходные и праздничные дни. Важно, чтобы к моменту прихода в детский сад у вашего малыша были сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он должен уметь есть ложкой и пить из чашки, мыть руки, пользоваться платком, быть приучен к горшку и уметь на него попроситься. Если ваш ребёнок приучен к горшку, но после поступления в детский сад начал писаться в штаны, не расстраивайтесь, так как ребёнок таким образом может реагировать на стрессовую ситуацию, и постепенно всё войдёт в норму. Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. До первого дня прихода в группу побывайте с ребенком на площадке детского сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, при этом комментируйте все, что ви дите и сл ышите; чаще посещайте площадку для прогулок в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, пото му что им интересно играть. Приучение к детскому саду должно проходить постепенно. Нельзя сразу оставлять ребёнка на целый день. В первый день приходите на час, а затем в зависимости от состояния и поведения ребёнка время постепенно увеличивается( до прогулки, до обеда) . Здесь нужно прислушиваться к рекомендациям воспитателя, которые наблюдают вашего ребёнка во время его пребывания в группе. И, если, например, вы хотите оставить ребёнка на «тихий час», а воспитатель говорит, что вам ещё рано оставаться на сон, то есть смысл ради психического здоровья и благополучия ребёнка прислушаться к нему. В течение двух недель после того, как начали оставлять ребенка в детском саду, не приходите поздно и не оставляйте ребенка на полный день- это для него тяжело. Для детей важна предсказуемость. Собираясь с утра в детский сад, проговаривайте ребёнку, что он будет делать в течение дня. Например: «Мы сейчас умоемся, позавтракаем и пойдём в детский сад. Там ты поиграешь, погуляешь, пообедаешь, поспишь, а потом я за тобой приду». Забирая ребёнка из сада, старайтесь не опаздывать. Дети чётко отслеживают все режимные моменты, и, если мама не пришла после обеда, как обещала, то это может вызвать слёзы и даже истерику. В случае опоздания объясните ребёнку, что вы помнили о нём и очень спешили. Пообещайте, что постараетесь больше не опаздывать, но, если такое снова повторит ся, он не должен бояться, вы обязательно за ним придёте. В период адаптации нужно исключить любые нововведения( например, отучать от соски, делать ремонт в квартире) , нельзя требовать от медлительного ребенка быстроты или от активного – спокойствия и излишней дисциплины. Сохранять дома спокойную обстановку. Нельзя в одить в сад больного малыша. Нельзя н аказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением" плохого" характера ребенка. Можно дать ребенку в детский сад его любимую игрушку. Если ребенок в течение трех недель очень тяжело расстается с мамой, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый( чаще папа, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры) . В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Побалуйте его чем- нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время о ткажитесь от многолюдных мест и даже похода в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10- 15 минут за вечер. Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры