a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы педагога-психолога Терёхиной О. С.

Опубликовано: 2016-10-25 00:12:41

План работы педагога- психолога с учащимися 5 класса. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Цели Задачи Наименование форм работы, упражнений 1 Значение пятого класса 1. Формирование новой социальной позиции – ученик средней школы. 2. Развитие внутригруппового сплочения. 1. Познакомить участников с целями занятий, формой работы. 2. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы. Упражнение «Школьный путь»[ 16] . Групповая беседа «Ученик 5 класса»[ 16] . Авторская методика «Эмоциональное самочувствие». Упражнение «Продолжи фразу»[ 16] . Упражнение «Те, кто»[ 14, с. 164] . 2 Режим дня пятиклассника 1. Уточнение представлений о режиме дня. 2. Обучение планированию своей деятельности. 1. Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья. 2. Формировать привычку планировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей. Авторская анкета «Режим дня пятиклассника». Групповая беседа «Режим дня школьника». 3 Культура учебного труда 1. Закрепление навыков соблюдения распорядка дня. 2. Развитие умений учиться. 1. Способствовать принятию новой социальной позиции- ученик средней школы. 2. Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе. 3. Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать и сравнивать свои учебные достижения с успехами других. Групповая беседа «Ученик 5 класса». Авторская методика «Дерево успехов». Групповая дискуссия «Как надо работать на уроках? »[ 16] 4 Наши учителя 1. Формирование новой социальной позиции по отношению к учителям. 2. Профилактика межличностных конфликтов. 1. Формировать представления об учителях как профессионалах, решающих образовательные задачи. 2. Формировать представления об учителях как об интересных личностях. Упражнение «Учебные предметы»[ 3] . Авторская игра «Учителя нашей школы». Групповая дискуссия «Учитель- личность- профессионал»[ 3] . Авторское упражнение «Учительница первая моя». 5 Мои одноклассники 1. Оптимизация внутригруппового сотрудничества. 2. Профилактика межличностных конфликтов. 1. Способствовать осознанию собственных особенностей и особенностей одноклассников. 2. Развивать навыки сотрудничества и умения работать в парах. Авторское упражнение «Комплимент». Авторская игра «Презентация одноклассника». 6 Коллектив нашего класса 1. Формирование способности конструктивно взаимодействовать со сверстниками по достижению общей цели. 2. Развитие внутригруппового сплочения. 1. Способствовать осмыслению своего «Я» как части общего «Мы», обобщению полученного опыта взаимодействия в группе. 2. Формировать убеждение добросовестно выполнять обязанности члена коллектива. 3. Содействовать снижению уровня межличностной тревожности. Игра «Кто это? »[ 11] . Авторская модификация упражнения «Наш класс»[ 16] . Авторская модификация упражнения «Мы все»[ 16] . Анкета «Оценка эффективности занятий»[ 16] . Количество часов: 6. МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА «ЗНАЧЕНИЕ ПЯТОГО КЛАССА» Цели: Формирование новой позиции – ученик средней школы. Развитие внутригруппового сплочения. Задачи: Познакомить участников с целями занятий, формой работы. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы. Методическое оборудование: мяч; кружочки по количеству участников; фотоаппарат. Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Разминка. Упражнение «Школьный путь». [ 16] ( 3 мин. ) Ведущий проводит беседу с участниками о пройденном отрезке школьного пути и о том, что ещё предстоит. Основное содержание занятия. Групповая беседа «Ученик 5 класса». [ 16] ( 5 мин. ) Ведущий. Вы стали учениками средней школы. Что изменилось в вас, в вашем облике в связи с переходом в 5- ый класс( новые, учителя, предметы, классы, школьные принадлежности, …, портфели) ? Какие впечатления создались у вас о средней школе? Расскажите кратко. Авторская методика «Эмоциональное самочувствие. ( 15 мин. ) Ведущий. Давайте посмотрим, как прошли первые дни в средней школе. ( Детям раздаются кружочки) . Изобразите своё лицо: интересно, хорошо, легко; неинтересно, плохо; трудно. Участники берут свои изображения в руки, а ведущий делает общую фотографию. Упражнение «Продолжи фразу». [ 16] ( 5 мин. ) Участникам предлагается продолжить фразу: «В пятом классе мне хотелось бы…» Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обсуждает вопрос о том, кто осуществит все эти ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Упражнение «Те, кто». [ 14, с. 164] ( 5 мин. ) Поднимают правую руку те, у кого дома есть кошка; опускают голову те, кто опаздывает на уроки; встают те, кто сегодня пришёл в школу; подпрыгивают те, кто хорошо учится; делают шаг вперёд те, кто любит сладкое; приседают те, кому нравится играть в футбол; хлопают в ладоши те, у кого день рожденье в сентябре; улыбаются те, кому уже исполнилось 10 лет; берутся за руки те, кто является учеником 5- го класса. Ведущий подчёркивает, как много общего у участников, а главное – это то, что они являются пятиклассниками. Домашнее задание – следующее занятие будет посвящено режиму дня, обсудите с родителями и составьте свой режим дня( 1- 2 мин. ) Рефлексия прошедшего занятия. ( 5 мин. ) Ведущий. Что значит для вас пятый класс? . . Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. ) ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА «РЕЖИМ ДНЯ ПЯТИКЛАССНИКА» Цели: Уточнение представлений о режиме дня. Обучение планированию своей деятельности. Задачи: Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья. Способствовать формированию привычки планировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей. Методическое оборудование: бланки анкеты по количеству участников. Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Ведущий. Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровый образ жизни – понятие многогранное. Одним из главных является вопрос о том, как всё успеть, во время прийти в школу, не опоздать на урок, а во время урока быть успешным? . . Как назвать одним словом, когда человек в одно и то же время просыпается, выполняет различные дела, ложится спать? . . Вы знаете, что такое режим дня? . . – Это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. [ 2, с. 24] Рефлексия предыдущего занятия. ( 5 мин. ) Предлагается обсудить свой режим дня. Основное содержание занятия. Авторская анкета «Режим дня пятиклассника». ( 10 мин. ) 1 Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 6 Сколько времени вы проводите у компьютера? а) 30 мин. [ 19, с. 32] ; б) 1 – 2 часа; в) 3 и более часов. 2 Завтракаете ли вы утром? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 7 Сколько часов в день вы смотрите телевизор? а) 30 мин. [ 17] ; б) 1 – 2 часа; в) 3 и более часов. 3 Когда вы обычно делаете домашние задания? а) сразу, как прихожу из школы; б) обедаю и сажусь за уроки; в) обедаю, отдыхаю и потом делаю уроки[ 17] . 8 Сколько времени вы проводите на свежем воздухе? а) 1 – 3 часа[ 17] ; б) 4 и более часов; в) совсем не гуляю. 4 Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий? а) до 1 часа; б) не более 2 часов[ 17] ; в) 3 – 4 часа. 9 В котором часу вы ложитесь спать? а) в 21- 22. 00[ 1, 2, 8] ; б) 22- 23. 00; в) после 23. 00. 5 Есть ли у вас компьютер? 10 Как обычно вы проводите воскресный день? а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры; б) гуляю, занимаюсь спортом; в) другое. Курсивом выделены гигиенические нормативы. Групповая беседа «Режим дня школьника». ( 15 мин. ) Ведущий. К сожалению, часто наблюдается такая ситуация. Прозвенел будильник. Далее идёт тридцатиминутное лежание в постели. Потом за 15 мин. нужно сделать все «утренние дела» и бежать в школу. Нет времени позавтракать, хорошенько умыться, сделать зарядку и т. д. , нарушается целый комплекс физиологических процессов. Ученик, или, если можно так сказать, его организм приходит в школу совсем неподготовленным. Всё это можно успеть лишь при одном условии- подчинить всю свою деятельность определённому ритму, режиму дня. Он помогает сформировать правильные привычки, дисциплинирует, обеспечивает ритм в работе и отдыхе, поддерживает работоспособность и тем самым содействует успешному учению. А любое нарушение режима( нерегулярный приём пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т. п. ) ведёт к резкому снижению работоспособности, утомлению, может стать причиной задержки роста и нормального развития организма. [ 8, с. 13] Подъём- 6. 45. Сократить время перехода от сна к бодрствованию помогает утренняя зарядка. Недаром она называется зарядкой, « заряжая» бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. [ 2, с. 7] Сборы, завтрак- 7. 10. - 7. 30. Утренний завтрак обязателен, в противном случае во время уроков появляются головная боль, слабость, снижается внимание. [ 8, с. 13] Дорога в школу- 7. 30. - 7. 50. Организм человека готовится к работе, настраивается на неё. Спокойно подходя к школе, ученик уже мысленно находится на уроке. Совсем другое дело, если запыхавшийся ученик влетает в класс со звонком. . . Ещё потребуется довольно много времени, чтобы он вошёл в рабочую обстановку. [ 8, с. 13] Учебные занятия в школе- 8. 00. - 13. 10. Снять учебное утомление помогают перемены. Если перемена используется не для отдыха, а для того чтобы выучить за короткие 10 мин. то, на что в обычных условиях дома затрачивается не менее 20- 30 мин. , то, конечно, ни отдыха, ни знаний- не будет. [ 8, с. 14] Дорога из школы домой и прогулка- 13. 15- 14. 00. Обед- 14. 00. - 14. 30. [ 1, с. 90] Послеобеденный отдых- 14. 30. - 15. 30. Готовить уроки сразу же после школы нельзя, т. к. ученик после занятий и длительного сидения за партой устаёт, надо отдохнуть. Это могут быть подвижные и спортивные игры на открытом воздухе. Если перерыв недостаточный, то работоспособность полностью не восстанавливается. [ 17; 1, с. 31; 2, с. 10] Приготовление домашних заданий- 15. 30. - 18. 00. По СанПиН начинать самоподготовку следует в 15- 16 час. , т. к. к этому времени отмечается физиологический подъём работоспособности. [ 17] Между 16- 18 часами можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил. [ 8, с. 10] Приготовление домашних заданий нужно самим школьникам, поэтому выполнять домашние задания надо в строго намеченное вами самими время. Это помогает быстрее и лучше их выполнить. Полдник- в 16. 30. [ 17; 1, с. 90] Свободное время( занятия по интересам, спорт, прогулка, общественно- полезный труд) - 18. 00. - 19. 30. В свободное от учебных занятий время школьники помогают семье, потому что любят своих родителей и других близких. Ужин- 19. 30. - 20. 00. Ужинать рекомендуется за 2 часа до отхода ко сну. [ 1, с. 45, 90; 2, с. 10] Тихие игры, чтение- 20. 00. - 21. 00. Они создают ровное и спокойное настроение[ 2, с. 14] . Во время этих занятий надо соблюдать правильную позу, следить за освещением рабочего места и др. гигиеническими требованиями. Подготовка ко сну- 21. 00. - 21. 30. Привести в порядок одежду, обувь; проветрить комнату, расстелить постель, принять душ, сменить одежду и т. п. Всё это не только полезно, но и настраивает на сон. [ 2, с. 14] Сон- 21. 30. Сон – необходимый отдых. Во время сна мозг отключается от сигналов внешнего мира, расслабляются мышцы. При недосыпании понижается работоспособность. Привычка ложиться спать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, глубокому сну, что в свою очередь ведёт к хорошему отдыху, восстановлению сил. [ 3, с. 15] Домашнее задание – соблюдать правильный режим дня( 1- 2 мин. ) Рефлексия прошедшего занятия. ( 5 мин. ) Ведущий. Что нужно делать, чтобы быть настоящим школьником? . . Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. ) ЗАНЯТИЕ 3 ТЕМА «КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА» Цели: Закрепление навыков соблюдения распорядка дня. Развитие умений учиться. Задачи: Способствовать принятию новой социальной позиции – ученик средней школы. Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе. Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать и сравнивать свои учебные достижения с успехами других. Методическое оборудование: на доске рисунок дерева с тремя ветвями, фотоаппарат, памятка «Как готовить домашние задания». Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Разминка. Групповая беседа «Ученик 5 класса». ( 3 мин. ) Ведущий. Теперь, когда вы утвердились в роли учеников средней школы, что изменилось в вас, в вашем характере, облике? Расскажите кратко. Рефлексия предыдущего занятия. Учащиеся делятся опытом соблюдения режима дня. ( 5 мин. ) Основное содержание занятия. Ведущий. Н аше занятие посвящено культуре учебного труда. Авторская методика «Дерево успехов». ( 10 мин. ) Ведущий. Посмотрите на рисунок дерева. Обратите внимание, что каждая ветка дерева – это ваши учебные достижения и успехи. Возьмите мел и расположите себя на ветвях этого дерева: чем выше, тем более высоки ваши успехи в учёбе. Для анализа результатов самооценки ведущий делает фотографию дерева или сразу отмечает уровень самооценки каждого участника. Групповая дискуссия «Как надо работать на уроках? »[ 16] ( 15 мин. ) Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развёрнутые ответы, характеризующие как их осведомлённость, так и возможность проявить себя: Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если на уроке вы что- то не поняли, что- то кажется трудным, что надо сделать? Почему? Что произойдёт на уроке, если вы неправильно сделаете домашнее задание? С какого предмета вы начинаете выполнять домашние задания? Чем заканчиваете? Зачем необходимо выучить или повторить правила, прежде чем делать домашнее задание? Откуда вы знаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаёте, что задано, у одноклассника по телефону? Какие книги помогают вам получать дополнительную информацию по изучаемым предметам? Как вы думаете, правильно ли, хорошо ли выполняете домашние задания? Участникам раздаются памятки «Как готовить домашние задания». Памятка «Как готовить домашние задания» Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы. Если что- то непонятно, не стесняться задать вопрос. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету. Придя домой, привести в порядок своё рабочее место. По записям в дневнике или тетради установить, что задано. Сначала необходимо выполнять задания по математике, потом по русскому языку, затем по устным предметам. Приготовить нужные учебники и учебные принадлежности. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. Найти заданное в учебнике: текст задач, статей, письменных упражнений и т. п. Припомнить учебный материал, объяснённый учителем на уроке, вспомнить указания учителя о цели упражнения и о способах выполнения упражнения. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а ещё и решать, с помощью каких средств и приёмов этого можно добиться. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить. Узнавая новые понятия или явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. Большой текст необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день. Надо составлять план устного ответа и проверять себя. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы. Сверить выполненное с тем, что было задано, чтобы установить, не забыли ли что- либо выполнить, исправить замеченные ошибки. Домашнее задание – использовать памятку при подготовке домашних заданий( 1- 2 мин. ) Рефлексия прошедшего занятия. ( 5 мин. ) Ведущий. Зачем надо делать домашние задания? . . Как надо работать на уроке? . . Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. ) ЗАНЯТИЕ 4 ТЕМА «НАШИ УЧИТЕЛЯ» Цели: Формирование новой социальной позиции по отношению к учителям. Профилактика межличностных конфликтов. Задачи: Формировать представления об учителях как профессионалах, решающих образовательные задачи. Формировать представления об учителях как об интересных личностях. Методическое оборудование: карточки с названиями учебных предметов, список качеств настоящего учителя( любовь к детям, хорошее знание предмета, влюблённость в знания, интеллектуальность, высокая нравственность, общительность, артистичность, грамотность, хороший вкус, широкий кругозор, весёлый нрав и т. п. ) , фотоаппарат. Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Рефлексия предыдущего занятия. ( 5 мин. ) Учащиеся делятся опытом использования памятки при подготовке домашних заданий. Разминка. Упражнение «Учебные предметы». [ 3] ( 5 мин. ) Ведущий. Давайте вспомним, какие у вас в пятом классе есть учебные предметы? Некоторые из них вам уже знакомы с начальной школы, а другие появились только сейчас. Ведущий приглашает детей по одному взять карточку, зачитать, что на ней написано, сказать, есть ли такой предмет. Среди карточек встречаются названия предметов, которые дети не изучают в пятом классе( например, физика, химия) . Карточки с названиями предметов, которые есть в программе пятого класса, прикрепляются на доску. Ведущий просит учеников озвучить общий перечень учебных предметов. Им предлагается подсчитать их общее количество, оно впечатляет. Основное содержание занятия. Авторская игра «Учителя нашей школы». ( 5 мин. ) Ведущий. А теперь вспомним имена и отчества наших учителей. Сейчас я буду называть учебный предмет, мальчик, поднявший руку, будет называть имя, а девочка- отчество учителя. Групповая дискуссия «Учитель – личность- профессионал». [ 3] ( 10 мин. ) Участникам предлагается закончить фразу: «Учитель – это. . » Ведущий. Учитель – это название профессии. Каждая профессия предъявляет определённые требования к человеку: его возможностям, качествам. Так, космонавт должен быть очень крепок физически, а учёный должен обладать развитым умом. К профессии учителя тоже предъявляются свои требования. Какие? Участникам предъявляется список различных качеств и свойств человека. Среди них есть качества, важные для осуществления педагогической деятельности, есть и нейтральные. Участники высказывают своё мнение, какие качества обязательно должны быть у учителя, как профессионала. Возможны споры, дискуссии, но необходимо добиться общего решения. Авторское упражнение «Учительница первая моя». ( 10 мин. ) Ведущий. Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Вы узнаёте? Да, это ваша первая учительница. Давайте вместе вспомним что- нибудь из того времени, какие- то смешные случаи. Дети вместе с учителем вспоминают, говорят слова благодарности ей, постепенно переходят к обсуждению того, что им дала начальная школа. Если у первой учительницы нет возможности посетить своих выпускников, то делается видеосъёмка благодарностей и пожеланий для первой учительницы. Домашнее задание – расспросите полюбившихся вам учителей об их интересах и увлечениях( 1- 2 мин. ) Рефлексия прошедшего занятия. ( 5 мин. ) Ведущий. Сегодня мы с вами увидели, что каждый учитель обязательно обладает теми качествами, которые необходимы для его профессии. И в то же время каждый учитель – это уникальная личность, со своими интересами, симпатиями и антипатиями. Как человек, он может быть вам близок по духу, а может быть непонятен. Но у вас всегда есть возможность задать ему вопросы, чтобы его понять. Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. ) ЗАНЯТИЕ 5 ТЕМА «МОИ ОДНОКЛАССНИКИ» Цели: Оптимизация внутригруппового сотрудничества. Профилактика межличностных конфликтов. Задачи: Способствовать осознанию собственных особенностей и особенностей одноклассников. Развивать навыки сотрудничества и умения работать в парах. Методическое оборудование: опросные листы по количеству участников, цветные ручки, фломастеры. Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Разминка. Авторское упражнение «Комплимент». ( 5 мин. ) Ведущий. Д авайте скажем друг другу добрые слова, комплименты, что- нибудь хорошее, приятное. Участникам предлагается подойти к одному однокласснику и, обращаясь к нему, закончить предложение: «Я рад/ - а, что в нашем классе учится. . , потому что …» При этом ведущий следит за тем, чтобы участники называли друг друга по имени. Рефлексия предыдущего занятия. ( 5 мин. ) Учащиеся делятся впечатлениями об интересах и увлечениях учителей. Основное содержание занятия. Авторская игра «Презентация одноклассника». ( 25 мин. ) Участникам предлагается объединиться в пары, узнать что- то новое о своём друге и рассказать о нём всему классу. Для этого они получают опросные листы( любимый цвет, любимое время года, любимые растения, домашние животные, хобби, любимая музыка, жанры кинофильмов, виды спорта, любимые учебные предметы, на кого хотелось бы быть похожим? , будущая профессия, мечта и т. п. ) . Затем пары выходят в центр и по очереди рассказывают об однокласснике. Характеристики сдаются ведущему. Домашнее задание – понаблюдать и обсудить с родителями, какие домашние обязанности выполняют мужчины, а какие – женщины, и почему( 1- 2 мин. ) Рефлексия прошедшего занятия. ( 5 мин. ) Ведущий. Как вы себя чувствовали, когда рассказывали о вас? . . Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. ) ЗАНЯТИЕ 6 ТЕМА «КОЛЛЕКТИВ НАШЕГО КЛАССА» Цели: Формирование способности конструктивно взаимодействовать со сверстниками по достижению общей цели. Развитие внутригруппового сплочения. Задачи: Способствовать осмыслению своего «Я» как части общего «Мы», обобщению полученного опыта взаимодействия в группе. Формировать убеждение добросовестно выполнять обязанности члена коллектива. Содействовать снижению уровня межличностной тревожности. Методическое оборудование: фломастеры, цветные карандаши; плакат с надписью в центре «Наш класс»; фотоаппарат; бланки анкеты по количеству участников. Сценарий Ритуал приветствия. ( 1- 2 мин. ) Разминка. Игра «Кто это? »[ 11] ( 5 мин. ) Ведущий зачитывает полученные на прошлом занятии характеристики детей, добавляя к ним свои собственные наблюдения, а дети должны угадать, о ком идёт речь. Рефлексия предыдущего занятия. ( 5 мин. ) Учащиеся делятся наблюдениями о домашних обязанностях мужчин и женщин. Основное содержание занятия. Авторская модификация упражнения «Наш класс». [ 16] ( 20 мин. ) Ведущий раздаёт школьникам опросные листы, предлагает каждому добавить в характеристику ответ на вопрос «Какой я? » и создать коллективную эмблему класса. На доске вывешивается плакат с надписью в центре «Наш класс». Выполнив задание, каждый участник подходит и приклеивает свою характеристику на плакат. Ведущему необходимо подвести участников к идее, что каждый из них- частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». В заключение нужно обсудить, может ли общее «Мы» существовать без отдельных «Я». Авторская модификация упражнения «Мы все». [ 16] ( 5 мин. ) Все хором произносят «Мы все» и читают качества, записанные на своих характеристиках во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые. . . » Делается общая фотография группы. Ведущий сообщает, что она будет наклеена на общую эмблему класса. Рефлексия. ( 5 мин. ) Анкета «Оценка эффективности занятий»[ 16] . Дорогой пятиклассник! Ты принял участие в занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твоё мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов. Спасибо! Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились, понравились? Что тебе совсем не понравилось? Что из того, о чём ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится или уже пригодилось в жизни? Доволен ли ты предоставленной психологической информацией? О чём бы ты хотел узнать на будущих занятиях? Удовлетворён ли ты общением с психологом? Стиль общения психолога с тобой: доброжелательный, безразличный, приказной? Какими качествами обладает психолог: доброжелательность, профессионализм, безразличие? Дай оценку работы психолога: 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Твои претензии психологу. Ритуал прощания. ( 1- 2 мин. )

ГК ОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Рекомендации педагога- п сихолога Составитель: педагог- психолог Терехина О. С. Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией. В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям. Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех вновь поступивших детей, а также при переходе детей из одного звена школы в другой. Только у одних он длиться один месяц, у других- одну четверть, у третьих- растягивается на весь год. С одной стороны, человек- это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школ е- значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим ученико м- старательным, неконфликтным. С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка- это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде. Поэтому педагоги и психолог, адаптируя ребенка к школьной жизни, должны помнить о создании условий для последующего развития школьника. Классный руководитель реализуя программу адаптации школьников должен учитывать результаты диагностики в процессе воспитания и обучения. Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем- то своим: умеет что- то особенное делать, чем- то увлекается, в его жизни были какие- то интересные события и др. ; - создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми; - дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; - обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения( 1 класс) также являются: - оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьн ой жизни и себя в роли учеников; - приучение к режиму дня и соблюдению санитарно- гигиенических норм. При обнаружении неблагоприятных результатов школьный психолог проводит более глубокое обследование ребенка, применяя диагностические методики изучения личности учащихся( например, проективные тесты «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Мой класс», «Моя учительница», «Моя школа», тесты исследования интеллекта, внимания, памяти и др. ) , выявляет причины неблагополучия ребенка. Успех работы по адаптации школьников зависит от эффективности взаимодействия разных специалистов. Выводы и заключения педагога должны дополнять исследования психолога, а решения по коррекции и воспитанию следует принимать только сообща. Предлагаю некоторые методики, которые помогут педагогам в адаптации детей к школьному процессу. Методика «Отчего у меня легко на сердце» Назначение: выявление причин хорошего или плохого настроения ребенка, тревожности. Оборудование: учитель заранее готовит листы плотной бумаги в форме сердечка. Размер каждого сердечка должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда записать туда несколько фраз. Цветные карандаши или фломастеры. Процедура Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель: Ребята, иногда люди говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте попробуем разобраться, отчего может быть тяжело на сердце, а отчего легко. Подумайте о себе и о своей жизни. На одной стороне сердечка перечислите то отчего у вас на сердце тяжело, что доставляет вам огорчения. На другой стороне- то, отчего у вас на сердце легко, что вас радует в жизни. Пишите коротко. После того как напишите, раскрасьте каждую сторону сердечка в свой цвет. Методика «Краски» Назначение: определение эмоционального отношения к школьному обучению. Оборудование: набор красок или цветных карандашей( чем больше цветов, тем лучше) ; альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, - в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь. Процедура Классный руководитель раздает учащимся листы и просит их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Классный руководитель: Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой- либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется. Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные( фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, - это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом. Методика «Остров Невезения» Назначение: определение мотивационной ценности учения, выявление значимых зон в жизни ребенка. Оборудование: чистые листы. Процедура Классный руководитель: Получена радиограмма с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, просят нас о помощи. Они страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым- в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать название предметов, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Методика «Школа будущего» Назначение: выявление учебных предметов и других явлений школьной жизни, вызывающих у учащихся негативное отношение. Оборудование: листы бумаги, имеющие два столбца- со знаком «+ » и со знаком «- ». Процедура Классный руководитель. Давайте немного пофантазируем. Всем нам прямо сейчас предоставляется возможность попасть в Школу будущего. Там все прекрасно, все дети счастливы, им легко и приятно учиться. Подумайте, что из сегодняшней школы нужно взять в Школу будущего, а также что брать не нужно. Перед каждым из вас лист бумаги, имеющий два столбца: «+ »- нужно брать, «- »- не нужно брать. Запишите в эти столбцы, что бы вы взяли с собой из сегодняшней школьной жизни, а что нет. Методика «Экскурсия в лесную школу» Назначение: выявление эмоционального отношения к обучению, проблем, тревожности учащихся. Процедура Классный руководитель. Ребята, давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на экскурсию в лесную школу. В этой школе в первом классе учатся различные зверюшки: зайчата, бельчата, медвежата и другие маленькие животные. Их учат писать, считать, читать, они занимаются физкультурой и танцами. Возможно, у них есть и другие уроки. Многое зависит от вашего воображения: попробуйте придумать сами, что там может быть интересного. А может быть, зверюшкам учиться трудно и неинтересно? После «посещения» лесной школы ребята должны рассказать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы: - Как выглядит лесная школа? - Какие предметы есть в расписании лесной школы? - Кто учит зверят в лесной школе? - Какой он – учитель в лесной школе? - Какие отметки ставят в лесной школе? - Как учатся зверята в лесной школе? Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, свои переживания. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах в реальной школьной жизни. Предлагаемые методики позволят педагогам оперативно определить эмоциональное самочувствие маленького школьника. Эти методики просты в использовании, носят игровой характер. Их целесообразно применять в комплексе с другими играми, заданиями. Такие методы нужно тактично включать в воспитательную работу, не травмируя детей. Больше того, эти методики могут стать первым шагом для группового или индивидуального обсуждения затронутых проблем, отправной точкой для позитивных перемен в развитии личности ребенка.

ГК С( К) ОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» Упражнения, игры с элементами психотренинга. Разработала педагог- психолог: Терехина О. С. Релаксационные игры( по книге: Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М. , 2000) «Подснежник» Инструкция взрослого: Вы уже готовы играть? Тогда пора превращаться! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками. В лесу под сугробом спрятался нежный Цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее, лучики солнца постепенно пробуждают Цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает. Ласковое солнышко так далеко, а Цветочку хочется почувствовать близко тепло. Ведь кругом еще снег, и он в лесу появился самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться. Наслаждаясь весенним теплом, Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я – первый весенний Цветок, и зовут меня Подснежник», - кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал Подснежник раскачиваться в разные стороны, раскачиваться. Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину. Побежали ручьи, и вода подхватила наш Подснежник в длительное, сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращением. А вот он приплыл в какую- то сказочную страну. Поднялся, осмотрелся. Чему- то удивляется и радуется. Чему удивился Подснежник? Расскажите мне. ( и ли друг другу) . «Дождь в лесу» Инструкция взрослого: И вот опять игра, и мы вновь превращаемся. На этот раз мы будем деревьями. Встаньт е( если задание групповое, то друг за другом) . В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики- листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково. Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность. «Помощники» Инструкция взрослого: А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились. Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, еще сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанем. Еще немного. Ну вот, с бельем управились. Поможем и дедушке: он посыпает дорожки песком. Берем песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ножками. Сильней. Еще сильнее. Осталось дрова нарубить. Поднимаем топор высоко- высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось. Еще раз поднимаем. Ух, здорово! Помогаем голосом. Размахиваемся сильнее. Ух, еще раз! Ух, готово! Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать. Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхают. Веки отдыхают, глазки закрываются. Музыка играет, Все тело отдыхает. Потянулись сладко, Приподнялись, встали, А теперь вздохнули, выдохнули дружно. Вот как отдыхать и работать нужно! Игры на реализацию агрессивной потребности. «Еж» Условия игры: дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно- сильно сжимаются в клубочек. Но все неприятели разбежались, ежи остались в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. ( повторить 3 раза) «Хищник» Условия игры: дети выбирают для себя предпочитаемый образ хищника( тигр, лев, волк, рысь и пр. ) , располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, успокаиваются, уважая силу и достоинства каждого. Игры на организацию и реализацию двигательной потребности «Хлопки» Условия игры: когда начинается занятие, а дети продолжают шуметь, психолог может хлопнуть в ладоши в определенном ритме и попросить повторить самого шумного ученика. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее повторяет ритм тот ребенок, на кот ором остановится взгляд психолога. Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается. Правила: тот, кто хлопнет в ладоши, не поймав взгляд психолога, пропускает ход. Варианты: вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др. «Порядок в классе» Условия игры: дети закрывают глаза, а психолог бесшумно изменяет что- нибудь в оформлении класс а( например, снимает цветок с окна и др. ) Чем старше дети, тем больше может быть изменений( до пяти) . Дается команда ребятам: «Открыть глаза и навести порядок в классе» Правила: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует. Варианты: вместо перестановки предметов можно предложить некоторым детям пересесть. «Солнце» Условия игры: дети сидят за партами. Психолог предлагает по речевому сигналу «Солнце» медленно подняться из- за парты, поднять руки вверх, развести их в стороны( «лучики») и улыбнуться друг другу. Условия игры: дети стоят и по речевому сигналу «Ветер» делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным. «Солдат в темноте» Условия игры: ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команду, как идти по «правильному» пути. Например: шаг вперед, два шага влево и т. п. Все остальные дети стоят в ожидании. Когда «солдат» подойдет близко к товарищу, ему необходимо угадать, кто оказался рядом с ним. Затем «солдатом» будет другой ребенок. «Помоги другу» Условия игры: дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, и его друг помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем они меняются ролями. Рисунки и истории( игры для учащихся 5- 6- х классов) . Для организации игр необходим набор картинок, иллюстраций или открыток( не менее 20 штук) как предметного, так и сюжетного содержания. Веселые картинки. 1- й вариант. Картинки выкладываются по одной друг за другом в произвольном порядке, но при этом содержание( изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. Каждую историю начинают со слов «Однажды…», «Когда- то…», «Далеко- далеко…» При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию, четвертый- развязку и т. д. Необходимо, чтобы в конце каждой истории дети придумали заглавие, которое поможет психологу выделить наиболее важные аспекты рассказа. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, точне е- все негативные моменты, которые фиксировал во время рассказа психолог( но не называется имя ребенка- автора этой части рассказа) , и стараются найти альтернативные способы разрешения конфликта. Взрослый предлагает им свои способы, более приемлемые в социальном плане. 2- й вариант. Дети рассчитываются на первый- второй, таким образом получаются две группы детей, также на две части делим набор картинок. Первой группе дается задание по набору своих картинок придумать историю с какой- либо конфликтной ситуацией, а вторая группа по своим картинкам должна разрешить эту ситуацию. Психолог предлагает свои способы разрешения конфликта, более приемлемые в социальном плане. Игра «Экспресс- таблица» Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Из набора предложенных предметных картинок выбирают карточки и заполняют квадраты таблицы таким образом, чтобы каждая последующая картинка выступала звеном в цепи сюжетных событий. На первой картинке должен быть изображен герой рассказ а- неодушевленный предмет. Вот примерное начало сказки: «Жил –б ыл старый школьный глобус. За свою короткую жизнь он ни разу не двинулся с места, а только стоял и мечтал. И вот однажды его самое заветное желание начало сбываться…» Во время придумывания сказки психолог фиксирует события, предшествующие зарождению конфликта. После того как сказка по картинкам составлена, с таблицы убирают цепочку картинок, «пришедших» к конфликту. Психолог показывает эти картинки и проводит беседу: - Что здесь произошло? - Что предшествовало этому? - Как этой ситуации можно было избежать? - Что трудне е- завязать конфликт или избежать его? Затем психолог предлагает детям составить по картинкам новую, альтернативную цепочку событий( без конфликта) . Игра «Ассорти» Для получения «ассорти» необходим лист бумаги, разлинованный на 20 квадратов. В каждый квадрат разложить по одной или несколько картинок в любом порядке. На основе такой таблицы и будет составляться рассказ. Во время сочинения психолог фиксирует негативные моменты в рассказе детей, а по окончании убирает картинки, связанные с событиями, следующими за конфликтом. Психолог обращает внимание детей на ту группу картинок, которые оказались связаны с конфликтом, и спрашивает: - Что здесь произошло? - Какие эмоции испытывают наши герои после конфликта? - Покажите с помощью цветных полосок настроение героев. - Закройте этими полосками пустые квадраты. - Как вы думаете, может ли человек контролировать свое состояние? - А как бы вы поступили, чтобы не случилось подобной ситуации? После составления новой, позитивной истории психолог предлагает подобрать полоски цвета для изображения эмоций героев нового рассказа. - А теперь с каким цветом ассоциируется ваше настроение? ( Меняются цвета на таблице) Игра «Путешествие» Покажите детям репродукции картин Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Предложите представить, что они вдруг оказались на месте событий, изображенных на картинках, в роли неодушевленного предмета( например, в роли елки в картине «Прибыл на каникулы» или часов на стене в картине «Опять двойка») . Затем надо рассказать, что услышали, почувствовали, находясь рядом с героями произведения. Можно предложить придумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента, который запечатлел художник. Такое «путешествие» позволит ребятам более успешно осмыслить изображаемое, понять состояние героев, их настроение, отношение к событию. Можно спросить детей: - Как бы вы реагировали на месте героя? - Какое настроение было бы у вас в этой ситуации?

Оставить комментарий: