Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные, Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет. И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит? О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? В. А. Жуковский Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны. Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство- это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события[ 2, С. 123] . С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки- это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной[ 4, 123] . Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чу вств пр оисходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране[ 1, С. 5] . Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним- важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело[ 4, С. 123] . Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста- процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время. В последнее время нравственно- патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей[ 2, 242] . Работая с детьми по проблемам нравственно- патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию. Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка. Мы поставили перед собой следующие задачи: Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной. Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности. Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне. Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности- защищать Родину. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о Родине Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества. Привлечь внимание родителей к нравственно- патриотическому воспитанию детей. Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире. - С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно- развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно- патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия: - Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну. - Альбом «Наша Родина- Россия», где дети знакомятся с геральдикой и иллюстрации о малой Родине, Москве и России. - Альбомы «Наша Армия родная»- помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. - У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности- защищать нашу Родину. Также в этом 4 уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города. - У детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, с целью патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к малой Родине, России, к историческому прошлому. Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно- патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Работа по патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности- важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя[ 4. С. 218] . Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Таким образом, работу по патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей. Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно- патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей. Библиографический список Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - С Пб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. - 528 с. Князева О. Л. , Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. - 2- е изд. , перераб. и доп. - СПб: Детство- Пресс, 1998- 304 с. : ил.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры