a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный географ-краевед»

Опубликовано: 2016-10-29 16:59:33

Документы для скачивания

Пояснительная записка Цель программы- создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе обу чения по программе «Юный географ- к раевед ». Программа рассчитана на один год обучения учащихся в возрасте 11- 15 лет, но в случае необходимости может быть реализована в течени и более длительного срока. Время, отведенное на обуче ние, составляет 144 часов в год, практические занятия составляют большую часть программы. Основные задачи программы: Обучающие: - расширение знаний по географии, биологии, экологии, краеведении, полученных в школе; - обучение приемам мониторинга окружающей среды. Развивающие: - интеллектуальное и духовно- нравственное развитее учащихся; - расширение знаний об окружающем мире; - развитие творческой, познавательной и созидательной активности; Воспитательные: - воспитание патриотизма посредством занятия краеведением; - воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды; - формирование умения видеть красоту окружающего мира. Основные формы деятельности: - организация экскурсий, походов, географо- краеведческих экспедиций; - изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения; - выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации; - изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп; - изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края; - участие в различных научно- практических мероприятиях( конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и др. ) - оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям; - пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации. Ожидаемые результаты: - приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края; - овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране; - использование географо- краеведческого материала в образовательном процессе; - пропаганда географо- краеведческих знаний. На первом году обучения изучение родного края должно быть связано с поиском полезных ископаемых, изучением местных рек, озер, болот, растительности, охрана памятников истории и культуры, а так же природных ландшафтов. Учено- тематический план. № Тема Всего часов Теория Практика 1 Туристские возможности своего края 6 2 4 2 Физико- географическая характеристика края 4 2 2 3 Экскурсионные объекты 8 2 6 4 Охрана природы 16 2 14 5 Борьба с вредителями леса, браконьерством, очистка лесов, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов. Пропаганда охраны природы. 10 2 8 6 Рельеф, п очвы, растительность и животный мир 18 6 12 7 Природные комплексы леса, луга, водоема 14 2 12 8 Полезные ископаемые 12 2 10 9 Поиск полезных ископаемых и минералов 8 2 6 10 Изучение и охрана памятников истории и культуры 6 4 2 11 Памятники культуры их классификация 4 4- 12 Охрана памятников культуры своего края. 10 2 8 13 Участие в экскурсиях, походах, конкурсах 2 8 8 20 итого 144 40 104 Содержание. Туристские возможности своего края Физико- географическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительность и животный мир. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные. Музеи Практические занятия. Работа с материалом по физико- географической характеристике района. Экскурсии. Охрана природы Борьба с вредителями леса, браконьерством, очистка лесов, посадка зеленых насаждений, охрана водоемов. Пропаганда охраны природы. Практическое занятие: Изучение закона об охране природы. «Зеленые патрули», «Голубые патрули». Рельеф, почвы, растительность и животный мир. Природные комплексы леса, луга, водоема Особенности рельефа своей местности. Взаимосвязь между рельефом и другими компонентами природного комплекса. Природная зона. Типы почв. Видовой состав леса. Виды животных. Птицы. Рыбы. Практическое занятие: Изображение рельефа горизонталями. Сбор гербария местных растений. Учет состава животного мира района. Экскурсия в лесничество. Полезные ископаемые Поиск полезных ископаемых и минералов, Геологическое строение местности. Руды черных и цв етных металлов. Сбор минералов. Упаковка и перевоз образцов. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Изучение и охрана памятников истории и культуры. Памятники культур ы, их классификация. Выявление, изучение О храна памятников культуры своего края. Практическое занятие: Знакомство с памятниками истории и культуры. Выполнение заданий местных организаций по охране памятников истории и культуры своего края. Участие в экскурсиях, походах, конкурсах Методическое обеспечение В основу реализации программы положен метод практической деятельности, направленной на организацию разнообразной творческой деятельности. Каждое занятие превращается в уроки- путешествия, беседы, экскурсии, конференции. Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению интереса к географии, воспитанию нравственных и эстетических чувств. В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы. Результатом творческой работы объединения «Юный географ- краевед» природоохранная деятельность, участие в научно- практических конференциях, выставки гербариев, полезных ископаемых. Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юные географы- краеведы» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, пробуждают творческую активность. Условия реализации программы- Через практические и теоретические знания. - Использование научно- методической литературы: Учебные книги, пособия, справочники, дидактические материалы, видеозаписи, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, фотографии. - Через практическую деятельность в селе, районе. Через использование возможностей мира окружающего ребенка, для развития души, эмоций, экологической и нравственной культуры. Для осуществления учебного процесса в учреждении имеется учебный кабинет, соответствующий требованиям санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся. Кабинет оборудован для проведения практических занятий. Литература. 1. И. И. Баринова, Л. И. Елховская, В. В. Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г. 2. Н. А. Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г. 3. Т. П. Герасимова, О. В. Крылова «Методическое пособие по физической географии. 6 класс», М. , «Просвещение», 2006г. 4. О. В. Крылова «Интересный урок географии», М. , «Просвещение», 2003г. 5. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А. Ф. Трёшникова, М. , «Сов. Энциклопедия», 1988г. 6. «Энциклопедический словарь юного географа- краеведа», сост. Г. В. Карпов, М. , «Просвещение», 2004г. 7. «География. Уроки учительского мастерства. 6- 11 классы», сост. Н. В. Яковлева и др. , Волгоград, «Учитель», 2009г. 8. И. Д. Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М. , «Творческий центр Сфера», 2007г. 9. «Олимпиады по географии. 6 класс», сост. Н. М. Клюшникова, Волгоград, «Корифей», 2006 год. для учащихся: «География. Справочник школьника». Сост. Т. С. Майорова, М. , «АСТ», 2003г. «География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, « Хорвест », 2004г. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М. , «АСТ», 2004г. Н. К. Мукитанов «От Страбона до наших дней», М. , «Мысль», 2000г. «Мир географии». Сост. Л. Г. Бондарев и др. , М. , «Мысль», 199г. «Большой географический атлас». Сост. М. Горчаков и О. Савина, М. , «ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис », 2003г.

Оставить комментарий: