Выступление на семинаре в ДОУ "Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования"
Составил: Воспитатель 1 к\к Костенко И.А.
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с.реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов (воспитателей) дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации дошкольного образования;
- обеспечение полноценной теоретической и практической (деятельностно-проектной) подготовки педагогических работников к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- формирование умений проектировать и прогнозировать педагогический процесс в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
Предшествующая работа
Ознакомление с ФГОС ДО, моделирование развивающей предметно- пространственной среды
Подготовка к семинару-практикуму
- Создание презентаций «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника» в электронном виде - старшим воспитателем.
- Оформление зала к семинару-практикуму - воспитатели.
- Расстановка мольбертов для упражнения - воспитатели.
- Проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций – старший воспитатель.
- Выбор экспертной группы для просмотра презентаций и подведение итогов упражнения «Придумайте и задайте вопрос командам» среди воспитателей – старший воспитатель.
План семинара - практикума
- Приветствие участников семинара-практикума – (1 мин.)
- Видеопрезентация: «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника». (8 мин.)
- Командная игра «Что вы знаете о «Развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с ФГОС» - старший воспитатель (30 мин.)
- Подведение итогов семинара-практикума – экспертная группа (5 мин.)
Ход семинара – практикума
- Приветствие участников семинара-практикума.
Представление экспертной группы (они расположены напротив участников семинара) .
2Представление видеопрезентации старшим воспитателем: «Предметно-пространственная развивающая среда, как один из аспектов социальной ситуации развития дошкольника».
Аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
1 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2 Характер взаимодействия с взрослыми;
3 Характер взаимодействия с другими детьми;
4 Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Понятие предметно-развивающая среда
«система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
- В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Принципы при формировании предметно-пространственной среды рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды)
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ)
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры