Звук "о" и буква "О" (Знятие 16-17 уч. год)
Цель: 1.Уточнение и закрепление правильного произношения звука «о».
- Выделение звука «О» из начала, середины и конца слова.
- Упражнение в образовании единственного числа от множественного числа имён существительных.
- Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа единственного и множественного числа имён существительных.
- Повторение правила предложения.
- Знакомство с буквой О.
- Звуковой анализ и ситез прямых и обратных слогов типа -ОП, -ТО. Составление слога -ТО, преобразование в – ПО, - ОП.
- Чтение прямых и обратных слогов по таблице.
- Развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
- Воспитание внимания к своей и чужой речи.
Оборудование: предметные картинки (овцы. облако, нож, компот, автобус, бинокль, пальто, платок, дом, обруч ), картонный экран, конверт с письмом от Незнайки, индивидуальные наборы «Птичка» (на каждого ребёнка), демонстрационный набор для составления схемы предложения, демонстрационная буква О, элементы буквы О (индивидуально на каждого ребёнка) ,звуковые фишки, разрезные азбуки.
Ход занятия:
- Организационный момент :
-Сядут девочки.
- Сядут мальчики.
- Постановка цели:
а) Игра: «Четвёртый лишний»:
-Выделите четвёртое лишнее слово из ряда слов и объясните почему оно лишнее.
кот, заяц, медведь, лиса
корова, коза, собака, окунь
редиска, лимон, огурец, тыква
диван, кровать, окно, стул;
б) Игра: «Запомни, повтори»:
- Повторите за мной ряд слов, точно также и в той же последовательности.
кот – окунь – лимон – окно;
- Какой звук повторяется во всех словах? (Во всех словах повторяется звук «о»)
- Сегодня познакомимся со звуком «о» и буквой О.
- Уточнение артикуляции и характеристика звука «о»:
а) объяснение и показ артикуляции звука «о»:
- губы округлены и слегка вытянуты вперёд
- зубы чуть приоткрыты
- язык лежит на дне рта
- голосок «поёт», воздух выходя изо рта не встречает препятствий
б) произнесение звука детьми индивидуально и хором
в) характеристика звука «о»
- Давайте попробуем спеть звук «о». ( о-о-о-о)
- Его можно петь? (да)
- Значит звук «о» - какой? (гласный)
- Какой звуковой фишкой будем обозначать звук «о»? (красной)
4.Развитие фонематического слуха:
а) Игра: «Кто самый внимательный?»
(использовать картонный экран)
- Хлопните в ладоши, если услышите звук «о».
а, о, а, у, и, у, о, и, а, о, а, у, о, и, э…;
б) Игра: «Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
- Повторите слоги точно также и в той же последовательности.
по-то-ко по-ко-то
то-по-ко то-ко-по
ко-по-то ко-то-по
в) Игра: «Найди звук»
(индивидуальные наборы «Птичка» на каждого ребёнка)
- Приготовьте к работе птичку.
- Определите, где слышится звук «о» - в начале, в середине или в конце слова:
забор, овощ, пальто, картон, конь, обруч, кино.
г) Игра: «Много – один»
- Ребята, мне пришло письмо от Незнайки. Он обращается к вам за помощью.
- Я назову много одинаковых предметов, а вы назовёте один такой же предмет.
кольца – кольцо сёдла – седло вёдра – ведро стёкла – стекло
окна – окно зёрна – зерно перья – перо звенья – звено
колёса – колесо крылья – крыло лица – лицо облака – облако
- Какой звук слышится в конце слов, которые вы назвали? (Звук «о»)
д) Игра: «Угадай, чего не стало?»
- Назовите картинки (овцы, облако, нож, компот, автобус, бинокль, пальто, платок, дом, обруч )
- Рассмотрите их внимательно, а теперь закройте глаза.
(логопед убирает одну картинку)
- Угадай, чего не стало? ( Не стало платка и т.д.)
е) Игра: «Составь предложение»
-Напомните, что такое предложение. (Предложение - это слова, которые дружат между собой. Предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем раздельно).
-Составьте предложение со словом «облако». (дети составляют предложения)
- Составьте схему предложения: «Облако плывет по небу».
|________ _________ _________ _________ .
- Физкультминутка:
Озорная буква О - ( руками показывать букву О)
Очень круглая, О -О.
Объедалась: О - О -О, ( гладить животик)
Отдыхала: О – О – О, ( приседать, руки под щёку)
Одевалась: О – О – О, (имитировать одевание)
Обувалась: О – О – О, ( имитировать обувание)
Осмотрелась: О- О –О ( рука у лба, повороты туловища)
И куда – то делась: О. (руки спрятать за спину)
- Обучение грамоте:
а) Знакомство с буквой О.
- Отгадайте загадку:
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
- Какой первый звук в слове «осень»? (Первый звук «о»)
- Звук «о» обозначаем буквой О.
(выставляется демонстрационная буква О)
- На что похожа буква О? (на баранку, на цифру О, на обруч)
- Послушайте стихотворение про букву О:
О – как обруч. Захочу –
По дороге покачу.
- Из каких элементов можно составить букву О? ( два полукруга или круг)
- Напишем букву О в воздухе.
- Составьте букву О из элементов букв.
(индивидуальная помощь )
-Почитаем составленную букву.
(индивидуально и хором)
- Поселите букву О на улицу согласных.
б) Звуковой анализ и ситез прямых и обратных слогов. Работа в кассах.
ТО – ПО – ОП.
- произнесение слога и звуковой анализ
- обозначение звуков фишками
- чтение «схемы»
- замена фишек буквами
- чтение слова
(один рёбёнок работает у доски, остальные в кассах)
в) Чтение слогов по таблице.
АП ПА
ОП ПО
УП ПУ
ИП ПИ
ЭП ПЭ
ЫП ПЫ
- Подведение итогов:
- С каким звуком и буквой сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком и буквой О)
- Кто напомнит, чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем)
- В какие игры играли? ( «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори», «Кто самый внимательный?», «Без ошибки повтори», «Много – один», «Найди звук», «Угадай, чего не стало»)
- Чем ещё занимались? (составляли схему предложения, отгадывали загадку об осени, составляли букву О из элементов букв, составляли слоги в кассах, читали слоги, проводили физминутку)
- Оценка деятельности детей:
-Молодцы, все были внимательными. Мне понравилось, как вы работали на занятии, читали, составляли слоги, играли в игры.
- Релаксация:
-Откиньтесь на спинку стульчика, опустите руки, закройте глаза.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье
И становится понятно – расслабление приятно.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать-
Улыбнуться, потянуться, всем глаза открыть и встать.
- Занятие окончено.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры