a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Звук "о" и буква "О" (Знятие 16-17 уч. год)

Опубликовано: 2016-10-31 12:00:36

       Цель: 1.Уточнение и закрепление правильного произношения  звука «о».

  1. Выделение звука «О» из начала, середины и конца слова. 
  2.    Упражнение в образовании единственного числа от множественного числа  имён                          существительных.           
  3.    Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа единственного и                   множественного числа имён существительных.
  4. Повторение правила предложения.
  5.     Знакомство с буквой О.
  6.   Звуковой анализ и ситез прямых и обратных слогов типа -ОП, -ТО.    Составление слога      -ТО, преобразование в – ПО, - ОП.
  7. Чтение прямых и обратных слогов по таблице.
  8. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
  9. Воспитание внимания к своей и чужой речи.       

        Оборудование:  предметные картинки (овцы. облако, нож, компот, автобус, бинокль, пальто,      платок, дом, обруч ), картонный экран, конверт с письмом  от Незнайки, индивидуальные наборы «Птичка» (на каждого ребёнка), демонстрационный набор для составления схемы предложения, демонстрационная буква О, элементы буквы О (индивидуально на каждого ребёнка) ,звуковые фишки, разрезные азбуки.

        Ход занятия:

  1. Организационный момент :

-Сядут девочки.

- Сядут мальчики.

  1. Постановка цели:

а) Игра:  «Четвёртый лишний»:

-Выделите четвёртое лишнее слово из ряда слов и объясните почему оно лишнее.

           кот, заяц, медведь, лиса

          корова, коза, собака, окунь

          редиска, лимон, огурец, тыква

          диван, кровать, окно, стул;

      б) Игра: «Запомни, повтори»:

- Повторите за мной ряд слов, точно также и в той же последовательности.

                                      кот – окунь – лимон – окно;

      - Какой звук повторяется во всех словах? (Во всех словах повторяется звук «о»)

- Сегодня познакомимся со звуком «о» и буквой О.

  1. Уточнение артикуляции и характеристика звука «о»:

а) объяснение и показ артикуляции звука «о»:

- губы округлены и слегка вытянуты вперёд
- зубы чуть приоткрыты
- язык лежит на дне рта
-  голосок «поёт», воздух выходя изо рта не встречает препятствий

б) произнесение звука детьми индивидуально и хором

в) характеристика звука «о»

- Давайте попробуем спеть звук «о».  ( о-о-о-о)

- Его можно петь?  (да)

- Значит звук «о» - какой? (гласный)

- Какой звуковой фишкой будем обозначать звук «о»?  (красной)

4.Развитие фонематического слуха:

а) Игра: «Кто самый внимательный?»

        (использовать  картонный экран)

- Хлопните в ладоши, если услышите звук «о».

      а, о, а, у, и, у, о, и, а, о, а, у, о, и, э…;

 б) Игра: «Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»

- Повторите слоги точно также и в той же последовательности.

                                 по-то-ко                    по-ко-то

                                 то-по-ко                    то-ко-по

                                 ко-по-то                    ко-то-по

в) Игра: «Найди звук»
   (индивидуальные наборы «Птичка» на каждого ребёнка)

- Приготовьте к работе птичку.
-  Определите, где слышится звук «о» - в начале, в середине или в конце слова:
забор, овощ, пальто, картон, конь, обруч, кино.

г) Игра: «Много – один»

- Ребята, мне пришло письмо от Незнайки. Он обращается к вам за помощью.

- Я назову много одинаковых предметов, а вы назовёте один такой же предмет.

кольца – кольцо             сёдла – седло            вёдра – ведро              стёкла – стекло

окна – окно                       зёрна – зерно          перья – перо               звенья – звено

колёса – колесо                крылья – крыло       лица – лицо               облака – облако

- Какой звук слышится в конце слов, которые вы назвали?  (Звук «о»)

   д) Игра: «Угадай, чего не стало?»

- Назовите картинки (овцы, облако, нож, компот, автобус, бинокль, пальто,  платок, дом, обруч )

- Рассмотрите их внимательно, а теперь закройте глаза.
                 (логопед убирает одну картинку)

- Угадай,  чего не стало?   ( Не стало платка и т.д.)

е) Игра: «Составь предложение»

-Напомните, что такое предложение.  (Предложение - это слова, которые дружат между собой. Предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем раздельно).

-Составьте предложение со словом «облако». (дети составляют предложения)

- Составьте схему предложения: «Облако плывет по небу».

|________   _________  _________  _________   .

  1. Физкультминутка:

Озорная буква О -                       ( руками показывать букву О)
Очень круглая, О -О.
Объедалась:  О - О -О,               ( гладить животик)
Отдыхала: О – О – О,                 ( приседать, руки под щёку)
Одевалась: О – О – О,                (имитировать одевание)
Обувалась: О – О – О,                ( имитировать обувание)
Осмотрелась: О- О –О               ( рука у лба, повороты туловища)
И куда – то делась: О.               (руки спрятать за спину)

  1. Обучение грамоте:

 а)  Знакомство с буквой О.

- Отгадайте загадку:

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?    (Осенью)

- Какой первый звук в слове «осень»?    (Первый звук «о»)

- Звук «о» обозначаем буквой О.
                 (выставляется демонстрационная буква О)

- На что похожа буква О?    (на баранку, на цифру О, на обруч)

- Послушайте стихотворение про букву О:

           О – как обруч. Захочу –
           По дороге покачу.

- Из каких элементов можно составить букву О?  ( два полукруга или круг)

- Напишем букву О в воздухе.

- Составьте букву О из элементов букв.
       (индивидуальная помощь )

-Почитаем составленную букву.
    (индивидуально и хором)

- Поселите букву О на улицу согласных.  

б) Звуковой анализ и ситез прямых и обратных слогов. Работа в кассах.
 ТО – ПО – ОП.

- произнесение слога и звуковой анализ
- обозначение звуков фишками
- чтение «схемы»
- замена фишек буквами
- чтение слова

                 (один рёбёнок работает у доски, остальные в кассах)

в) Чтение слогов по таблице.

                         АП    ПА
                         ОП    ПО
                         УП    ПУ
                         ИП   ПИ
                         ЭП   ПЭ
                        ЫП   ПЫ

  1. Подведение итогов:

- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?  (Мы познакомились со звуком и буквой О)

- Кто напомнит, чем отличается звук от буквы?  (Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем)

- В какие игры играли?   ( «Четвёртый лишний»,  «Запомни, повтори», «Кто самый внимательный?», «Без ошибки повтори»,  «Много – один», «Найди звук», «Угадай, чего не стало»)

- Чем ещё занимались?  (составляли схему предложения, отгадывали загадку об осени, составляли букву О из элементов букв, составляли слоги в кассах, читали слоги, проводили физминутку)

  1. Оценка деятельности детей:

-Молодцы, все были внимательными. Мне понравилось, как вы работали на занятии, читали, составляли слоги, играли в игры.

  1. Релаксация:

-Откиньтесь на спинку стульчика, опустите руки, закройте глаза.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье
И становится понятно – расслабление приятно.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать-
Улыбнуться, потянуться, всем глаза открыть и встать.

- Занятие окончено.

Оставить комментарий: