Мотивация учебной деятельности глухих учащихся на уроках математики
Документы для скачивания
Мотивация учебной деятельности глухих учащихся на уроках математики Дмитриева Зинаида Викторовна Учитель физики и математики КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа- интернат» « Личность- звено между мотивацией и её реализацией» З. Фрейд Формирование мотивации учения в школьном возрасте- одн а из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, ч то не возможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Мотив- это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности. Процесс формирования положительного отношения к учению счита ю для себя значимым и основополагающим при обучении математике глухих учащихся. Когда школьники приступают к изучению математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке. Ученику тогда интересно на уроке, когда ему всё понятно. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Интерес – это синоним учебной мотивации. Х очу – могу – выполняю с инте ре сом – личностно значимо каждому- вот цепочка всего обучения математике в школе. Следовательно, формируем интерес ч ерез самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. В своей работе применя ю технологию проблемного обучения, технологию уровневой дифференциации, личностно- ориентированную технологию обучения, информационно- коммуникационные технологии. И звестно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное, поэтому на уроках использую такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы учащихся – процессы, лежащие в основе интереса. М етодические приемы, которые влияют на формирование мотивации: а пелляция к жизненному опыту детей, с оздание проблемной ситуации, р олевые и деловые игры, р ешение нестандартных задач на смекалку и логику, э лементы занимательности, к россворды, ребусы, анаграммы, творческие работы и т. п. Так, например, апелляция к жизненному опыту детей, предлагаю задачу: к урящие дети сокращают себе жизнь на 20% . Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет. Создание проблемной ситуации: в качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы. Пример: 2 х 2= 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4: 4= 5: 5. Вынесем за скобки общий множитель 4( 1: 1) = 5( 1: 1) . Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4= 5( ! ? ) . Парадокс… Элементы занимательности: при решении линейных уравнений используется прием «разведчика»: при переходе границы( «= ») необходимо сменить форму( знак) на чужую, поменять паспорт. При решении нестандартных задач на смекалку и логику р ебята любят задачи на перекладывание предметов( спичек) , решение магических квадратов, задачи на «разрезание» и «склеивание». Во всех классах на урок е хорошо идет такой прием, как числовые ребусы, кроссворды на закрепление математических понятий, разгадывание ребусов для введения темы урока, составление математических ребусов, разгадывание анаграмм, метод ошибок, найди лишнее и аргументируй. Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности: ситуация удивления, ассоциации вместо правил, презентации, накопительная система оценок, рефлексия, доброжелательный настрой урока, благоприятный микроклимат на уроке. Суть эт их прием ов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем- то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех глухих учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. Методическая ценность прием ов: активное вк лючение в работу всех учащихся; свобода выбора деятельности( ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и поня тные) ; обеспечивается системность знаний и умений; развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания. На практике убедилась в том, что перечисленные приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, а это возможно только в процессе самостоятельной учебно- познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. Библиографический список Гик Е. Я. Занимательные математические игры. М. , «Знание» 2007. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. - М. : Просвещение, 2003. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. , Смысл, Академия, 2005. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской В. А. и др. - М. : Просвещение, 200 2.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры