a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Работа по развитию речи в ДОУ

Автор: Мартынова Маргарита Александровна Опубликовано: 2016-11-03 09:46:33

     В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Именно поэтому так важно проводить с детьми коррекционно-развивающую работы по развитию речи.

Цели коррекционной работы:

  1. сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях;
  2. создать такую развивающей среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей, предупреждение трудностей в речевом развитии и своевременного преодоления, у детей среднего и старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях ДОУ;
  3. раскрыть потенциальные возможности личности ребенка - логопата, через речевую среду. Обеспечить эмоциональное благополучие детей - логопатов. Предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

При определении задач коррекционной работы исходным моментом служит стартовая психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушения речи:  клинико – и психолого – педагогическую.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

  1. диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознании и выявлении неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной классификации.
  2. профилактическая – в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
  3. собственно коррекционная задача, состоящая в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Задачи логопедической работы в каждой из групп:

  1. раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  2. воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия;
  3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  4. воспитание грамматически правильной связной речи;
  5. формирование навыков учебной деятельности;
  6. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

Задачи, стоящие перед воспитателем :

  1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;
  2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы;
  3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования;
  4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом;
  5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
  6. Расширение кругозора детей;
  7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам;
  8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей);
  9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей;
  10. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда;
  11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;
  12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида;
  13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни;
  14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок;
  15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей;
  16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

Планируемый результат – достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

 


Программное обеспечение по развитию речи в МБДОУ №2 "Теремок"

Основная программа ДОУ

Программы по развитию речи

 

Перечень педагогических технологий.

Методических пособий.

ООП ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учетом комплексной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» (авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон).

Т.И. Гризик «Речевое развитие детей». Состоит из 4хчастей:

1. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3-4 лет;

2. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4-5 лет;

3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет;

4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6-8 лет.

 

1.     Гризик Т.И. Говорим правильно: беседуем и рассказываем (4-5,5-6 лет);

2.     Гризик Т.И. Готовим руку к письму (4-8 лет)

3.     Гризик Т.И. Говорим правильно: слушаем и беседуем (3-4, 6-8 лет)

4.     Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольному речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР;

5.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

6.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков;

7.     В.Н. Лапковская. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7лет.

8.     Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика.

9.     Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ;

10.           Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.

 

Оставить комментарий: