Работа по развитию речи в ДОУ
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Именно поэтому так важно проводить с детьми коррекционно-развивающую работы по развитию речи.
Цели коррекционной работы:
- сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях;
- создать такую развивающей среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей, предупреждение трудностей в речевом развитии и своевременного преодоления, у детей среднего и старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях ДОУ;
- раскрыть потенциальные возможности личности ребенка - логопата, через речевую среду. Обеспечить эмоциональное благополучие детей - логопатов. Предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
При определении задач коррекционной работы исходным моментом служит стартовая психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушения речи: клинико – и психолого – педагогическую.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
- диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознании и выявлении неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной классификации.
- профилактическая – в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
- собственно коррекционная задача, состоящая в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Задачи логопедической работы в каждой из групп:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- воспитание грамматически правильной связной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.
Задачи, стоящие перед воспитателем :
- Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе;
- Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы;
- Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования;
- Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом;
- Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
- Расширение кругозора детей;
- Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам;
- Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей);
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей;
- Выполнение заданий и рекомендаций логопеда;
- Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях;
- Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида;
- Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни;
- Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок;
- Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей;
- Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.
Планируемый результат – достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Программное обеспечение по развитию речи в МБДОУ №2 "Теремок"
Основная программа ДОУ |
Программы по развитию речи
|
Перечень педагогических технологий. Методических пособий. |
ООП ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учетом комплексной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» (авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон). |
Т.И. Гризик «Речевое развитие детей». Состоит из 4хчастей: 1. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3-4 лет; 2. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4-5 лет; 3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет; 4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6-8 лет.
|
1. Гризик Т.И. Говорим правильно: беседуем и рассказываем (4-5,5-6 лет); 2. Гризик Т.И. Готовим руку к письму (4-8 лет) 3. Гризик Т.И. Говорим правильно: слушаем и беседуем (3-4, 6-8 лет) 4. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольному речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР; 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков; 7. В.Н. Лапковская. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев для работы с детьми 5-7лет. 8. Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастика. 9. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ; 10. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет.
|
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры