Консультация для воспитателей: «Организация речевого уголка в группе ДОУ»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.
Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:
- Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду. Педагогу необходимо в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые он передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).
- Систематические занятия по развитию речи.
- Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.
- Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Содержание речевого уголка:
- Картотека артикуляционных упражнений.
- Комплект зеркал (с ручкой).
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
- Предметы для поддувания.
- Дидактические игры на обогащение словаря.
- Дидактические игры на развитие связной речи.
- Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи.
10.Картотека игр на развитие фонематического восприятия.
- Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
- Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры