a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок географии в 6 классе "Горные породы и минералы"

Автор: Мирошникова Елена Владимировна Опубликовано: 2016-11-06 01:35:19

Конспект урока географии 6 клас Тема урока: Горные породы и минералы Тип урока: комбинированный Цель: с формирова ть поняти я «горная порода», «минерал», изучив их основные характеристики Задачи: образовательные- сформировать понятие « горная порода », «минерал»; - сформировать представление об образовани и горных пород; - с пособствовать формирова нию умени я определять горные породы; - сформировать представление о значении горных пород в жизни человека. р азвивающие- продолжить формировать умение находить причинно- следственные связи; - продолжить формировать умение работать с опорными схемами; - развивать интерес учащихся к активной познавательной деятельности на уроке с помощью выполнения практической работы- п родолжить формировать умение работать с текстом учебника( выбирать нужные сведения) ; - способствовать развитию речи и логического мышления учащихся, умения сравнивать и делать выводы, посредством проблемных вопросов, составления схем, выделения главного в тексте. воспитательные- восп итание эстетических чувств на примерах красоты минерального мира Оборудование: - коллекция минералов и горных пород- презентация- мультимедиа проектор- раздаточный материал( индивидуальные карточки для опроса) - дидактический материал( карточки понятий, карточки для логической цепочки) ХОД УРОКА Этап урока Содержание( 1 мин. ) 1. Организационный момент Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. ( 5 мин. ) 1. Письмен- но, и ндиви- дуально 2. Устно, фронтально 2. Опрос д/ з по теме « Строение Земли » 1. Индивидуальные карточки. Приложение 1 2. Задания на доске- Дополнить схему Земная кора? ? ( мощность, слои) ( мощность, слои) ( 3 мин. ) Устно, фронтально( 2 мин. ) Устно, фронтально( 15 мин. ) Устно, фронтально( 3 мин. ) Устно, фронтально Физминутка( 10 мин. ) Устно, индивидуально 3. Объяснение нового материала. А) Актуализация опорных знаний Задача: повтор ить вопрос ы необходимы е для дальнейшего изучения темы «Земная кора» и более прочного усвоения основных понятий, связанных с этой темой( опережающие вопросы) . Для чего изучают земные глубины? Что называют полезными ископаемыми? Что такое горные породы? Что такое минералы? ( затрудняются ответить) - Сегодня на уроке вы узнаете: из чего состоит земная кора, чем отличается минерал от горной породы и научитесь различать горные породы по их свойствам. Итак, тема нашего урока « Горные породы и минералы » Б) Поняти я « горные породы », «минералы» Задача: Сформировать поняти я. Беседа с дополнением схемы. - Ребята. Обратите внимание, на одной части стола гранит, а на другой – полевой шпат, слюда, кварц. Гранит – это горная порода, а полевой шпат, слюда и кварц – минералы. Чем они отличаются? - Попробуйте дать определение, что такое горные породы и минералы? ( Горная порода – природный агрегат( совокупность) минералов более или менее постоянного минерального состава. Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу) - На столах у вас лежат железная руда, мрамор, известняк. Сравните такие свойства, как цвет, блеск, масса, твердость. - Как вы думаете, почему у них разные свойства? - В зависимости от происхождения все горные породы можно классифицировать. В) Классификация горных пород по происхождению Задача: сформировать представление об образовании горных пород( составить схему) В начале возникли породы из магмы, Они пе p воpодные самые как бы. Тяжелый гранит в глубине остывал. Базальт на поверхности лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, магматич ески е. - Как называется группа г. п. , которые первыми появились на Земле? ( магматические) - Из чего они произошли? ( из магмы) - В какой части земной коры они могут образовываться? ( в глубине, на поверхности) - Если на глубине ма гма находится под большим давлением в сжатом состоянии, какая будет масса и плотность образующихся пород? ( тяжелые, плотные, твердые) - Найдите на столах среди образцов породу, отвечающую этим свойствам. ( ж елезная руда, гранит) Это глубинные породы. - Если магма застывает в жерле вулкана, или на глубине, то тогда образуются крупные кристаллы. Если лава застывает на поверхности земли, кристаллы в ней не видны и такие породы называются излившимися. Например, вулканическое стекло, пемза. H о прочность- не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием p азpушаются, Дробятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстрой p еки, Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает. А там, где теплые воды струятся, Там в них минералы совсем p аствоpяться. Когда же p аствоp остывает, То соль из него оседает. А в толще морской или в темном болоте, Вы массу оста н ков животных найдете, А также, растений отмерших оста н ки, Они образуют по p оды- осадки. - Как называется вторая группа горных пород? ( осадочные) - Как они образуются? - При разрушении горных пород – обломочные, в воде – химические, из останков растений и животных – органические. Приведите примеры. - А теперь посмотрите на следующий образец на ваших столах( известняк- ракушечник) . Рассмотрите его хорошенько, что вы видите, к какому виду осадочных пород его отнесете? Почему? ( Известняк состоит из раковин моллюсков) - Опишите свойства известняка, сравнив его с железной рудой. ( л егкий, рыхлый) H о вот, под давлением магма опять, Стремится земную ко p у pазоpвать. И в месте такого вторжения Намет ились, вдруг, п p евpащения: Сыпучий песок п p евpатился в кварцит, Был мел очень мягкий – вдруг, м p амоp лежит. Такие породы весьма специфические, Зовутся геологами- метаморфические. - Как называется третья группа г. п. ? - Как они образуются? - Каковы их свойства? ( песчаник- кварцит, мел- мрамор, глина- сланец, графит- алмазы) Г) Беседа с учащимися с постепенным построением схемы «Образование горных пород» Задача: Отработать при помощи схемы изученный материал( первичное закрепление) Работа со схемой «Образование горных пород» Осадочные Магматические выветривание высокое давление и t, погружение Метаморфические Д) Практическая работа Задача: Сформировать умение характеризовать свойства горных пород, работать с определителем горных пород. - Определите горные породы план Горные породы 1. Название железная руда пемза песок уголь гипс кварцит 2. Плотная рыхлая или сыпучая 3. Масса 4. Цвет 5. Блеск 6. Прозрачность 7. Твердость 8. Происхождение( 4 мин. ) Устно, фронтально 4. Закрепление и обобщение изученного Ч то называют магматическими горными породами? К ак они образуются? Где можно встретить осадочные горные породы? К ак образуются метаморфические горные породы? Отгадайте загадки: 1. Черен, как ворон, а греет, как солнце. ( Уголь) 2. Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, Ума- разума не наберешься. ( Мел) 3. Что сперва в воде родится, А потом воды боится? ( Соль) ( 1 мин. ) 5. Инструктаж д омашне го задани я. Д/ з п. 17, записи в тетради( схема+ примеры) ( 0, 5 мин. ) 5. Итог урока. Результативность урока определяется по выполнению учащимися практической работы. Если 100- 9 0% учащихся справились с н ей, значит знания и умения учащихся отработаны отлично, если 90- 80% учащихс я- знания и умения отработаны хорошо. Подведение итогов урока по результатам работы, выставление оценок за работу на уроке. ( 0, 5 мин. ) 6. Выводы- Что нового вы узнали на уроке? Список литературы. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Составитель Н. А. Касаткина. Волгоград, «Учитель», 2005г. Поурочные разработки по географии. Н. А. Никитина. Москва, «ВАКО», 2008г Тематическое и поурочное планирование по географии. Т. В. Иванова. Москва, «Экзамен», 2006г. Тесты по географии. О. В. Чичерина. Москва, » Экзамен», 2005г. Учебник. Начальный курс географии. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Москва, «Дрофа», 2004г.

Тема: Горные породы Горные породы- природный агрегат( совокупность) минералов более или менее постоянного состава Минералы – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу

Для детей: Инструктивные карты Таблица твердости Определитель г. п. Гранит Кварц Полевой шпат Слюда Графит Красный железняк Кварц Магнитный железняк Бурый железняк Гипс Пемза Каменный уголь Мрамор известняк Для учителя: Гранит Кварц Полевой шпат Слюда Мрамор известняк Магнитный железняк Пемза Вулканическое стекло Песок Соль Гипс Кварцит Графит

Оставить комментарий: