Рекомендации по составлению конспекта занятия.
- Продумать выбор типа занятия, его структуры, логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразность распределения времени занятия. Рациональность выбора форм обучения. Рациональная организация труда воспитателя и воспитанников.
- Продумать начало занятия, его ход и окончание;
- Содержания занятия должно соответствовать реализуемой программе воспитания и обучения в детском саду (реализуемой образовательной системе), учитывает уровень развития воспитанников, возрастные особенности воспитанников
- Вводимое воспитателем содержание должно соответствовать уровню развития детей, современных научных знаний.
- Подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач; достаточное количество игр, упражнений, заданий и т. д. (обратное явление встречается реже), их однообразие, разнородность, слабая сочетаемость друг с другом, невысокая эффективность.
- Продумать структуру занятия, целесообразность распределения времени занятия, рациональность организации труда. Наличие логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность;
- Выбратьформу организации занятия (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное занятие.); выбрать организацию детей (сидя или стоя за столами кругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определить свое собственное место и все возможные перемещения в процессе занятия;
- Отражение в конспекте дифференцированного подхода: приемы, формы работы, позволяющие его реализовать, разные типы заданий (приемов, форм работы) для разных групп воспитанников..
- Отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные (трудовые, речевые) задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития;
- Определить дозировку и сочетание разных задач;
- Определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования;
- Сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;
- Четкость, точность, ясность, лаконичность в формулировках заданий, при объяснении игр, упражнений в инструкциях, что и как делать детям, в описании учебных и учебно-игровых ситуаций.
- Соблюдение баланса между занимательными, элементами и учебно-познавательным содержанием.
- Соблюдение баланса между словом и действием педагога в тексте конспекта.
- Наличие обобщений и выводов (там, где это необходимо), логических переходов от одной части занятия к другой.
Конспект предполагает отражение основных этапов занятия: вводной, основной, заключительной части.
Примерная схема конспекта занятия
- Методика дошкольного образования (образовательная область)
- Тема занятия
- Предварительная работа с воспитанниками
- Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)
- Структура занятия
- Использованная литература
Вводная часть
Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:
- описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.
Основная часть
- изложение основных положений нового материала;
- описание методов, способствующих решению поставленных задач;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;
- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;
- определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
Заключительная часть
- Подведение итогов занятия;
- описание положительных действий воспитанников,
- определение перспективы полученных знаний.
Составление конспекта занятия требует от педагога специальных умений и навыков.
- Умения отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем психофизического развития воспитанников.
- Продумывать форму организации занятия.
- Отбирать методы и приемы, содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование, последовательность, взаимодополняеомость.
- Умение отбирать игры и упражнения, позволяющие максимально эффективно реализовать поставленные задачи.
- Умение определять собственное место и все возможные перемещения в процессе занятия.
- Умение определять части занятия, их оптимальное количество, предусмотреть логику перехода от одной структурной части к другой, их длительность.
- Предусматривать индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии, элементы психогимнастики, динамические паузы.
Схема развернутого занятия.
- Название методики, тема.
- Задачи занятия (учебная, развивающая, воспитательная, речевая).
- Оборудование и материалы, учебные пособия.
- Предварительная работа (при необходимости).
- Ход занятия:
- начало (мотивационный компонент);
- основная часть (операционно-деятельностный компонент);
- окончание (аналитический компонент).
Особенность полного (развернутого) конспекта.
- Отражается деятельность педагога, направленная на развитие детей.
- Пишется от первого лица.
- Превалирует прямая речь.
- В скобках обычно проставляются предполагаемые ответы детей, их действия, действия педагога.
- Текст приближен к разговорной речи и состоит их коротких фраз.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры