a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар - практикум «Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

Опубликовано: 2016-11-07 05:48:36

Документы для скачивания

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. К ривая Лука» Семинар- практикум « Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора) ». Воспитатель Полоскова К. С. 2016 год СОДЕРЖАНИЕ В в едение ……………………………………………………………. 3 Механизм преобразования образовательного процесса. «Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы( вид деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора) »………………………………………… 8 Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов ……………… 14 Приложение 1. Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста «Весна, весна, красная. Приди, весна, с радостью»……. . . 18 Приложение 2. Конспект ОД по развитию связной речи с детьми ОНР старшего дошкольного возраста «Пересказ сказки братьев Гримм «Горшочек каши»»…………………………………………………… 24 Введение Актуальность темы. Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравс твенных ценностей и установок. Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. В сфере образования и самообразования человек в условиях новых биотехнологий, социотехнологий широко вовлечен в новую форму своего бытия- в виртуальную реальность и ни для кого не секрет, что для современного ребенка лучший друг- это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. В настоящее время достаточно актуальна проблема эмоционального развития дошкольников. Можно с уверенностью сказать, что через специально организованное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная сист ема личностных свойств ребенка. Эмоции( от лат. emoveo- потрясаю, волную) проявляются в виде подсознательных реакций субъективного характера на происходящие события. Важным для психического развития ребенка является четкое осознание своего состояния ребенком, умение и желание делиться переживаниями. Таким образом, актуальной становится задача выявления способов, активизирующих развитие эмоционально й отзывчивости детей дошкольного возраста. В поддержании дальнейшего развития отзывчивости, сострадания, заботы об окружающих людях незаменимым средством является художественная литература, так как она одновременно способствует развитию нравственных представлений и чувств. А также дает возможность детям переживать эти чувства при восприятии художественных произведений, способствует осознанию ими этих чувств, пониманию эмоционального состояния другого человека и художественного произведения в целом. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература и устное народное творчество несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в Российском образовании, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» разработана Программа. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей( образовательные области) : «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Социально- коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мор альные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребен ка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к разл ичным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Речевое развитие включает: владение речью ка к средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диало гической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культу ры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разли чных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно- эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, и зобразительного) , мира природы; становление эстетическог о отношения к окружающему миру; формирование элементарных п редставлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фолькл ора; стимулирование сопереживания персонаж ам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) . Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспи тывает эстетическое восприятие. Таким образом, х удожественная литература выступает как средство развития эмоционально й отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников. Но способы и методы развития эмоциональной отзывчивости через восприятие художественной литературы не раскрываются. В связи с этим возникают противоречия между: необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей для понимания эмоционального состояния людей и недостаточным использованием возможностей худ ожественного воспитания детей в ДОУ для развития этой способности; возможностью целенаправленного и эффективного развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в процессе художественного воспитания и отсутствием методики развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения и произведения устного народного творчества. Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: как сформировать у старших дошкольни ков эмоциональную отзывчивость средствами художественной литературы и фольклора? Задачи: Обозначить пути формирования эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста. Определить содержание образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» для реализации механизма формирования эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации ФГОС ДО. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приёмы и формы работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы. Определить целевые ориентиры, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма. МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА М еханизм развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора) Компоненты моделей Модели организации образовательного процесса Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Организация предметно- пространственной среды Взаимодействие( сотрудничество) с родителями ОД Режимные моменты Целевой компонент Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об эмоциональной сфере человека. Вызвать у детей интерес и желание эмоционально реагировать на произведения художественной литературы и фольклора. Развивать все стороны речи детей( лексическую, грамматическую, фонетическую, связную речь) посредством ознакомления с художественной литературой и фольклором. Воспитывать умение детей эмоционально откликаться на переживания взрослых и детей, персонажей художественных произведений. Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние человека. Развивать понимание слов, при помощи которых можно обозначить эмоциональное состояние. Активизировать желание детей участвовать в играх- драматизациях, театрализованных играх, этюдах, презентациях. Формировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности: передавать эмоциональное состояние героев в музыкально- художественной и продуктивной деятельности. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Содержательный компонент О Д 1 Тема «В поисках сказки» Цель: формирование у детей нравственных качеств личности: внимательности, доброжелательности, любви к ближнему, взаимопомощи. ОД 2 Тема « Весна, весна, красная. Приди, весна, с радостью…» Цель: вызвать у детей чувство восхищения родной природой, желание выразить словом свои впечатления, эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов, воспитывать любовь к устному народному творчеству. ОД 3 Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! » Ц ель: приобщить детей к народным традициям, ( устное народное творчество, песнопение, подвижные игры) . Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный праздник со взрослыми. ОД 4 Тема: «Пересказ сказки братьев Гримм «Горшочек каши»». Цель: формировать умение последовательно и логично пересказывать прослушанное художественное произведение. Утро Темы В. Катаева «Цветик- семицветик». «Слова наоборот», «Назови ласково», «Слова – друзья». «Тень- тень, потетень…», «Два весёлых гуся». «Что такое хорошо, а что такое плохо» Прогулка Темы «Жмурки», «Горелки» «Ты куковка». «Сорока- белобока…» «В царстве Василисы Прекрасной». Вечер Темы «В гостях у сказки», «Мой любимый герой», « Ч удесные превращения» «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Герои сказок – какие они? » «Гуси- лебеди», «Лиса и волк», «По щучьему велению» «Расскажи мне сказку» «Заяц – хвастун» «Поле чудес» на тему «По страницам любимых произведений» «Народная мудрость» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Актуальная среда дидактическая настольная игра «Путешествие по сказкам» иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Болтали две сороки» размещение в книжном уголке художественных произведений по т еме атрибуты для игры- инсценировки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русские народные детские песни краски, цветные карандаши; фломастер ы, листы белой бумаги, салфетки выставка детских рисунков «Что такое доброта? ». Темы «Поговорим о чтении» «Любимые герои литературных произведений» «Семейный мини театр» «Книжки- малышки» «Книга или компьютер? » «Народные праздники» «Портфолио- положительные герои»( по литературным произведениям) «Учимся владеть чувствами» Технологический( процессуальный) компонент ОД 1 Ход Беседа Отгадывание загадок о сказках Д/ и «Собери сказку», «Скажи наоборот», «Какая из сказок лишняя» Беседа Просмотр мультфильма «Цветик- семицветик». ОД 2 Ход Беседа Художественное слово – закличка о весне Д/ и «Лучики для солнышка» Д/ у «Я начну, а ты закончи» Д/ и «Что сначала, что потом» Игра «Веснянка» Д/ и «Назови ласково» Творческая деятельность. ОД 3 Ход Беседа о масленичной неделе Приветствие Масленице Народная припевка «Едет Масленица дорогая» Закличка «Весна, весна, поди сюда! » Народные игры ОД 4 Ход Д/ и «Из чего – какая посуда? » Беседа Чтение сказки Беседа Д/ и «Картинная галерея» Д/ и «Далеко- близко» Д/ и «Из чего какая каша? » Психогимнастика Пересказ Д/ и «Закончи портрет» Формы организации Методы и приемы Утро Чтение Дидактические игры Пение русских народных детских песенок Беседа Прогулка Русские народные подвижные игры Заучивание считалки Наблюдение С/ р игра. Вечер Продуктивная деятельность Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок Беседа Просмотр мультфильмов Составление сказок, рассказов Пересказ Игра- развлечение Чтение пословиц и поговорок Игра- инсценирование Способы взаимодействия с материалами и атрибутами Методы и приемы побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для театральной деятельности побуждение к изображению полученных впечатлений( того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего) поощрение инициативы и активности детей. Формы организации Беседа Совместное творчество детей и родителей – выпуск газеты Совместные проекты Театрализованная постановка Педагогическая мастерская Индивидуальное консультирование родителей специалистами( психолог, логопед, психоневролог) по разре шению кризисных состояний детей Опросы, анкетирование по теме эмоционального развития детей Информационные листы, буклеты. Результативный компонент Ребенок: эмоционально в оспринимает литературные произведения; выражает свое отношение к персонажам; понимает смысл пословиц; может пересказать содержание прочитанных ранее произведений; может отличить пословицы и поговорки от песенок и потешек; проявляет чуткость к художественному слову; может связно и выразительно пересказать содержание художественного произведения; сопереживает героям прочитанных произведений, понимает мотивы поступков героев. Целевые ориентиры: р ебенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Кадровые условия Внести в штатное расписание должность руководителя театрализованной деятельностью. Повысить квалификацию педагогов: воспитателей, музыкального руководителя, логопеда, психолога по вопросу развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы. Научно- методические условия Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти, разработанная на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2007. Тимофеева Л. «маленькая дверь в большой мир загадок»/ / Журнал «Дошкольное воспитание». - № 6, 2007. - с. 21- 26. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»/ / Журнал «Дошкольное воспитание». - №1, 2005. - с. 18- 21. Материально- технические ресурсы Приобрести компьютер, интерактивную доску, ткани для пошива костюмов, материал для изготовления декораций, канцтовары. Нормативно- правовые ресурсы Конвенция о правах ребенка( Нью- Йорк, 20 ноября 1989 г. ) Федеральный закон" Об образовании в Российской федерации" ( утв. 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ) . С изменениями от 05. 05. 2014 Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 N 1015" Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" ( ред. от 13. 12. 2013) Приказ Минобрна уки России от 17. 10. 2013 N 1155" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26" Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13" Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе" Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы" Концепция дошкольного воспитания( Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/ 1) Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. –( Стандарты второго поколения) . Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области( Постановление Правительства Самарской обл. от 26 сентября 2007 г. N 201) Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08- 249" Комментарии к ФГОС дошкольного образования" Информационные Белинский В. Г. « О детской литературе »/ В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. – М. , 1954. Быстрова, А. Г. « Логосказки »/ А. Г Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : К А РО, 2002. « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников »/ под ред. Виноградовой, 2- е изд. , и справленное и дополненное. - М. : Просвеще- ние, 1989. Грищенко 3. « Ребенок и книга »/ / Журнал « Дошкольное воспитание », №3, 2000. Запорожец А. В. « Воспитание эмоции и чувств у дошкольника ». - М. , 1985. Запорожец А. В. « Психология воспитания ребенком- дошкольником литературного произведения: Избранные психологические труды ». - М. , 1986, т. 1, с. 66. Иванова О. Л. «Учимся читать художественную литературу». - М. : Школьная Пресса, 2005. Князева О. Л. , Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. – Спб. : Детство – пресс, 2010. Конилева А. Д. « Эмо циональное развитие дошкольника». - М. , 1985 Кренри Элизабет. « Я злюсь: Для дошкольного и младшего школьного возраста ». – СПб. : НО и Комплимент, 1995. Маневич Н. « Кому книги в руки? »/ / Журнал « Семья и школа », №11, 2003. Минаева, В. М. « Развитие эмоций дошкольников »/ В. М. Минаева – М. : АРКТИ, 2000. Михайлова, А. Я. « Современный реб енок и сказка»/ А. Михайлова. – М. , 2002. « Мои первые сказки. Р усские народные сказки »/ в обработке К. Ушинского, М. Булатова, А. Макарова, О. Макаровой. – М. : АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2003. «Сказки, сказания, былины, предания». - Ярославль: Академия развития, 1997. Стрельцова, Л. Е. « Литература и фантазия ». / Л. Е Стрельцова – М. : Просвещение, 19 92. Тушканова. О. И « Развитие понимания друго го человека и сопереживания ему»/ О. И Тушканова. – М. : ВОЦРО, 1997.   Фесюкова Л. В. « Воспитание сказкой ». - Харьков, 1996 Чистякова. М. И. « Психогимнастика ». – М. ; Просвещение, 19 96 «Я, ты, мы. Программа социально- эмоционального развития дошкольников» Сост. : Князева О. Л. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М. «Практикум по креативной терапии». – СПб. : Изд. «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. «Практикум по сказкотерапии». Под ред. Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой. – СПб. : «Речь», 2000. Организационные Разработать конспекты по чтению художественной литературы, музыкально- художественной деятельности. Разработать перспективно- календарное планирование по чтению художественной литературы, по театрализованной деятельности. Сформировать диагностический пакет, направленный на определение и оценку уровня сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Приложение 1 Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема «Весна, весна, красная. Приди, весна, с радостью…». Задачи: 1. Расширить представления детей о весне. ( Познавательное развитие) 2. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным. ( Речевое развитие) 3. Совершенствовать навыки словообразования и словотворчества. ( Речевое развитие) 4. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. 5. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю. 6. Развивать навыки работать в коллективе. ( Социально- коммуникативное развитие) . 7. Закреплять навыки лепки из соленого теста. ( Художественно- эстетическое развитие) . Материалы и оборудование: приглашение с изображением весеннего леса, солнышко, «лучики- прищепки» для солнышка, «лужи», д/ и «Что сначала, что потом», д/ и «Чей листок, чей цветок», мяч, картинки с изображением животных, медведь, мед, соленое тесто, формочки для лепки. Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Двигательная Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи» Игровая Игра «Веснянка» Продуктивная Лепка из соленого теста Познавательно- исследовательская Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи» Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Дидактическая игра «Чей листок, чей цветок? » Коммуникативная Дидактическая игра «Лучики для солнышка» Дидактическая игра «Назови ласково» Музыкальная Восприятие художественной литературы и фольклора Проговаривание заклички Трудовая Уборка рабочего места, после лепки № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1 Сюрпризный момент. Воспитатель показывает детям приглашение, предлагает отправиться в поход в весенний лес, задает вопросы. Дети отвечают на вопросы, соглашаются отправиться в поход. 2 Для того, что бы развеселить солнышко, воспитатель предлагает позвать весну закличкой. Дети проговаривают закличку. 3 Дидактическая игра «Лучики для солнышка» Воспитатель предлагает детям подобрать слова- определения к слову солнышко. Солнышко, какое? Дети подбирают слова определения, прикрепляют лучики к солнышку. Подбирают прилагательные к существительному: солнышко. 4 Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи» Дети проговаривают окончание предложения. Закрепляют знание признаков весны. 5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Воспитатель предлагает детям разложить последовательно картинки. Раскладывают картинки последовательно. Закрепляются знания о развитии птицы, бабочки, цветка. 6 Предлагает на цветочной полянке, поиграть в игру «Веснянка» Дети выполняют движения в соответствии с текстом. 7 Дидактическая игра «Чей листок, чей цветок? » Дети узнают цветы по их отдельным частям. Закрепляются знания названий цветов, геометрических фигур. 8 Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи» Проговаривают словосочетания. Совершенствуются навыки словообразования. 9 Дидактическая игра «Назови ласково». Воспитатель показывает детям картинки животных. Образовывают уменьшительно- ласкательные существительные. Образовывают уменьшительно- ласкательные существительные. 10 Лепка из соленого теста медового печенья. Лепят печенье. Развитие мелкой моторики рук. Ход ОД: 1. Сюрпризный момент. Воспитатель: Кто- то бросил мне в окошко Посмотрите, письмецо. Может это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Может это воробьишко, Пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку На окошко заманил? В: - Ребята, мы получили с вами приглашение( воспитатель показывает приглашение, на открытке изображен весенний лес) . Как вы думаете, куда? Дети: в лес. ( Уточнить, что в весенний) В: - Когда же мы должны отправиться? Вопросы детям: Это будет время года, которое наступит после зимы? Это второй месяц весны? Это будет пятый день недели? А пятница это сегодня или завтра? Воспитатель: Значит, отправляемся сегодня. Ну что ж, пожелаем нам удачи и пусть нам, светит солнышко. Но что- то солнышко грустное. Попробуем его развеселить, а поможет нам в этом весна. В старину весну закличкой зазывали. 2. Проговаривание заклички: Ой, весна- красна! Из- за темных лесов, Из- за синих морей, приходи, Солнцем нас озари! ( Появляется девочка – веснянка, в корзинке лучики «прищепки») 3. Дидактическая игра «Лучики для солнышка» Воспитатель: ребята, вам нужно подобрать слова- определения к слову солнышко. Солнышко, какое? ( дети подбирают слова определения, прикрепляют лучики к солнышку) . Воспитатель: Солнышко стало веселым( «показывает лицо солнышка») , нам можно отправляться в поход. Отправляемся в поход, Много нас открытий ждет По тропинке мы пойдем, Куда мы с вами попадем? Воспитатель: на пути у нас лужи, поможем весне высушить их? 4. Дидактическое упражнение «Я начну, а ты закончи»( На каждой «лужи» вопрос) Солнце светит ярко, потому что…( наступила весна) Снег потемнел, стал…( таять) , появились. . . ( проталины) На полянах зацветут…( первоцветы) Деревья еще стоят голые, но на ветках…( набухают почки) Воробьи весело…( чирикают) , купаются в …( лужах) , радуются…( весне) Из теплых стран возвращаются…( перелетные птицы) , и начинают …( строить гнезда) Люди для птиц строят…( скворечники) После зимней спячки просыпаются…( медведи, барсуки, ежи, насекомые) Воспитатель: Ребята, вы рассказали об изменениях, которые происходят в природе с приходом весны. А теперь я предлагаю вам это показать. ( Дети делятся на 3 команды, в соответствии с изображением на бейджике) 5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Воспитатель: вам нужно разложить последовательно картинки: как появляется птица; как появляется бабочка; как появляется цветок. Воспитатель: молодцы, с заданием справились. А вот и цветочная полянка, поиграем с вами? 6. Игра «Веснянка» Солнышко, солнышко Золотое донышко Гори, гори ясно, Чтобы не погасло Побежал в саду ручей Прилетело сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Воспитатель: Какие цветы на поляне? ( ответы детей: подснежник, одуванчик, ландыш) Соберем их в большой букет? ( Ответ детей: нет, нельзя) Почему нельзя? ( ответы детей) А что можно? ( ответы детей: любоваться, нюхать, нарисовать, сфотографировать…. ) 7. Дидактическая игра «Чей листок, чей цветок? » Воспитатель: перед вами фотографии цветов, у фотографий не хватает некоторых частей, найдем их и восстановим( узнавание цветов по их отдельным частям – части в виде геометрических фигур) Воспитатель: все эти цветы весенние, а что еще может быть весенним. 8. Игра с мячом «Скажи со словом весенний»( день, погода, солнце, дождь, небо, настроение, лес) Воспитатель: а в весеннем лесу кого мы можем встретить? 9. Дидактическая игра «Назови ласково»( воспитатель показывает детям картинки животных, они образовывают уменьшительно- ласкательные существительные, на картинках нет медведя) Воспитатель загадывает загадку: Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. ( медведь) Воспитатель: в лес давно весна пришла, а он все спит. Подойдем его разбудим? ( подходят к «сугробу», будят медведя) Воспитатель: Медведь зашевелился! У него есть для нас угощенье. Как в ы думаете, что это за угощенье? А мед полезен? Почему? Что можно сделать с медом? ( ответы детей) 10. Лепка из соленого теста медового печенья. Приложение 2 Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Задачи: Речевое развитие а) Развивать умение последовательно и логично пересказывать прослушанное литературное произведение детьми по цепочке. б) Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. в) Расширять, активизировать словарь по теме «Посуда. Продукты питания». г) Уточнить и активизировать словарь, характеризующий эмоции человека. д) Развивать фонематическое восприятие. е) Совершенствовать грамматический строй речи: - Закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных. 2. Социально – коммуникативное развитие: Р азвивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 3. Познавательное развитие: Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. Формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность; Формировать первичные представления о себе, других людях. Формировать умение понимать и различать эмоциональное состояние другого человека в изображении, в действительности. 4. Художественно- эстетическое развитие Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивн о- модельной, музыкальной и др. ) . Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений. Развивать творческое воображение и способность изображать художественный образ сказочных персонажей через пластику движения, мимику, жесты, интонацию. Методы и приемы: практические( игры, упражнения) ; наглядные( рассматривание, наблюдение, показ способов действий) ; словесные( чтение, беседы, объяснения, решение проблемных ситуаций, рассуждения) . Материалы и оборудование: Предметные картинки по теме «Посуда», текст сказки Братьев Гримм «Горшочек каши», иллюстрация к сказке Братьев Гримм «Горшочек каши», керамический или глиняный горшок, схемы и портреты с изображением эмоций, картон с изображением овала лица, карточки с различными( в зависимости от эмоционального состояния) частями лица, пластмассовые контейнеры с крупами( рис, гречка, пшено, овёс, манка) , клей- карандаш на каждого ребёнка. Формы организации совместной деятельности Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности Двигательная Динамическая пауза: Психогимнастика. Импровизация «Горшочек каши». Продуктивная Аппликация: Д/ и «Закончи портрет» Познавательно- исследовательская Рассматривание и сравнение изображений и схем эмоционального состояния человека. Решение проблемной задачи. Коммуникативная Беседы, рассуждения, ответы на вопросы. Д/ и «Далеко- близко» Д/ и «Из чего – какая посуда? » Д/ и «Из чего – какая каша? » Речевое упражнение «Подбери признак к предмету» Чтение( восприятие) Чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши» Трудовая Подготовка и уборка пособий и оборудования. Логика образовательной деятельности № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1 Организационный момент Д/ и «Из чего – какая посуда? »- Я назову: из чего сделана посуда, а вам надо назвать какая это посуда? Посуда из стекла – … Посуда из металла – … Посуда из керамики – … Посуда из фарфора – … Посуда из глины – … Посуда из дерева – … Посуда из пластмассы- … Дети называют относительные прилагательные и садятся на стулья. ( стеклянная) ( металлическая) ( керамическая) ( фарфоровая) ( глиняная) ( деревянная) ( пластмассовая) Привлечение произвольного внимания. Развитие внутренней мотивации на дальнейшую деятельность. 2 Проблемная ситуация: ( демонстрация предметных картин по теме «Посуда») - Посмотрите на картинки. Назовите одним словом, что это такое? - Как вы думаете, в чём можно сварить кашу? - Представьте такую ситуацию: вам надо сварить кашу, а у вас нет кастрюли. Что можно использовать вместо кастрюли и почему? Дети рассматривают предметные картинки, отвечают на вопросы. ( Посуда) ( Кашу можно сварить в кастрюле) . Дети подбирают соответствующие предметы, рассуждают, почему можно использовать данный предмет. Совершенствование умения у детей рассуждать, делать выводы. 3 Предварительная беседа: ( Демонстрируется керамический горшочек) - Ребята, посмотрите – что это такое? - В древние времена ещё не было кастрюль, и еду готовили в горшках на печи. И только в более позднее время- в XVII веке, сначала во Франции появились кастрюли. - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Братьев Гримм «Горшочек каши». - Кто знает эту сказку? - Ребята, почему это литературное произведение называется сказкой? - Мы прочитаем сказку и узнаем, о каком волшебстве в ней написано. Дети рассматривают горшочек, отвечают на вопросы. ( Горшочек) ( Потому что в сказке есть волшебство) . Вызван интерес у детей к сказке. Умение отвечать на вопросы учителя- логопеда. 4 Чтение сказки педагогом Дети внимательно слушают сказку. Умение внимательно слушать. 5 Беседа по сказке: ( демонстрируется иллюстрация к сказке) - Что же было волшебного в сказке? - Почему горшочек был волшебным? - Как начинается сказка? - Кто подарил девочке горшочек? - Как вы думаете, это была простая старушка? - Почему старушка подарила девочке горшочек? - Расскажите, какая девочка? - Что случилось, когда девочка ушла гулять? - Как закончилась сказка? Дети рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. ( волшебный горшочек) ( Потому что он сам варил кашу) . Ответы детей( Горшочек девочке подарила старушка) . ( Может это была волшебница) . ( Потому что девочка угостила старушку ягодами) . ( добрая, не жадная и т. д. ) ( Мама девочки стала вварить кашу, но забыла слова, чтобы горшочек больше не варил) . Ответы детей Умение отвечать на вопросы полным ответом. 6 Д/ и «Картинная галерея»- Мы с вами отправляемся в картинную галерею. ( демонстрируются портреты девочки, изображающие различные эмоции: спокойствие, страх, удивление, злость, растерянность, радость) - Посмотрите на портреты и назовите эмоции, которые здесь изображены. - Найдите портрет девочки, когда она собирала ягоды. - Найдите портрет девочки, когда старушка подарила ей горшочек. ( демонстрируются схематичное изображение эмоциональных состояний человека) - Назовите эмоции на схемах. - Как вы думаете, что почувствовала мама девочки, когда не смогла остановить горшочек? Покажите эти эмоции на схемах. Дети рассматривают портреты, определяют и называют эмоциональное состояние, которое изображено на картине. ( спокойствие, радость) ( радость, удивление) Дети называют. ( Мама растерялась, испугалась) Умение определять и различать эмоциональное состояние человека в изображении. 7 Д/ и «Далеко- близко»- Представьте, что мама зовёт девочку. Какими словами она может её звать? - Я сбуду звать девочку, а вы по моему голосу определите: далеко дочка или близко. ( затем дети выбираются поочерёдно водящим, поощряется варьирование обращений) ( дочка, дочурка, доченька) Дети поворачиваются к водящему спиной и по силе голоса называют «близко»- «далеко» девочка Умение различать и изменять силу голоса. 8 Д/ и «Из чего – какая каша? »( демонстрируются пластмассовые контейнеры с крупами) Если мы сварим кашу из риса, какая это каша? - - каша из гречки –- каша из манки –- каша из пшена –- каша из овса – Дети рассматривают крупы и называют относительные прилагательные. ( рисовая) ( гречневая) ( манная) ( пшённая) ( овсяная) Умение правильно образовывать прилагательные от существительных. 9 Динамическая пауза Психогимнастика: - Покажем, как обрадовалась, а затем удивилась девочка волшебному горшочку. - Покажем, как растерялась, а затем испугалась мама, когда она забыла, как надо остановить горшочек, чтобы он больше не варил. Импровизация «Горшочек каши»- Ребята, сейчас я взмахну этой волшебной палочкой, и вы превратитесь в горшочки с кашей! - Покажем, как варится, бурлит, пыхтит, поднимается в горшочке каша. Каши становится всё больше и больше. Она не помещается в горшочке и вытекает наружу. Дети изображают радость, удивление. Дети изображают растерянность, испуг. Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются, руки постепенно разводят в стороны – изображают кашу. Произносят: «Буль- буль, пых- пых», - сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Снятие напряжения, эмоциональная разрядка. Умение точно изображать эмоциональное состояние человека. 10 Повторное прослушивание сказки с установкой на запоминание и пересказ Дети внимательно слушают и запоминают сказку Умение внимательно слушать. Мотивация на запоминание и пересказ. 11 Пересказ сказки детьми по цепочке Дети пересказывают сказку. Интерес к высказываниям сверстников. Развитие контроля и самоконтроля за правильным произношением звуков. Умение последовательно и логично пересказывать прослушанное литературное произведение. 12 Д/ и «Закончи портрет»( у детей на столах- листы бумаги с изображением овала лица, на лице только нос, отдельно карточки с различными, в зависимости от эмоционального состояния, изображениями частей лица; на доске- схемы эмоций) - Ребята, посмотрите, что у вас нарисовано на листочках? - Если на картине нарисован человек – эта картина называется портретом. - Ребята, что- то не в порядке с нашими портретами? - Закончите, пожалуйста, эти портреты! Для этого придумайте: Чей это портрет? Какие эмоции испытывает ваш герой на портрете? Подберите части лица в соответствии с этими эмоциями и наклейте на портрет. Организуется выставка портретов. Дети подбирают и наклеивают части лица на незаконченный портрет и объясняют свой выбор. ( лицо человека) ( они не дорисованы) При затруднении дети могут ориентироваться на схемы эмоций. Обсуждение выставки. Умение сравнивать и анализировать. Развитие способности передавать эмоции в изображении. 13 Итог- Что вам понравилось? - Что нового узнали? - Что у вас лучше всего получилось? - Что у вас сегодня вызывало трудности? Дети отвечают. Осознание себя как участника творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

Оставить комментарий: