a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Воспитание самостоятельности детей».

Опубликовано: 2016-11-08 10:12:38

 

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитию самостоятельности мы уделяем мало времени. Лишь отдав ребенка в детский сад, многие из вас с удивлением обнаруживают, что ваш замечательный малыш отстает от сверстников и именно в развитии самостоятельности.

-Как ребенок обретает самостоятельность?

Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия. Следует отметить: во-1,разные способы действий появляются у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности; во-2, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.

Торможение активности у малыша всегда имеет определенные причины: плохое самочувствие, физические трудности, несовпадение его желаний с тем, чего хотят от него взрослые, и т.п. Иначе говоря, лень маленького ребенка – это не плохое поведение, а неестественное состояние организма. Это реакция торможения на отсутствие природосообразных условий жизни.

Постоянно повторяющаяся реакция может впоследствии стать привычкой и превратиться в устойчивую характеристику личности.

-Как развивать самостоятельность ребенка?

Определенные качества и способности у детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них – необходимо определенным образом организовывать его деятельность, причем с самого раннего возраста.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности.

-Какая отличительная способность в развитии самостоятельности?

В отличие от развития музыкальных или любых других способностей для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата.

-И что же все-таки является главным в развитии самостоятельности?

Главное- положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат. Ребенок должен переживать радость , удовольствие как от самого действия, так и от его результата. Яркая игрушка вызывает желание у младенца ее потрогать. Он радостно тянется (ползет) к ней. Неудачные попытки вызывают негативную реакцию (слезы, агрессию), а затем отказ от повторных усилий.

-Я своему ребенку не отказываю ни в чем. Это хорошо или плохо?

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего-либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей. Ублажая свое растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, растите инфальтильное и весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц».

Со временем вас начинает тяготить выбранная роль и вы мечтаете увидеть своего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжаете решать за него все жизненные прблемы, потому что он сам уже мало что может.

- «Я-сам!»- с утра до вечера твердит 3-летний малыш, уверенный, что все умеет делать самостоятельно: и одеваться, и умываться, и есть. Однако самостоятельно он мало что умеет делать, его к этому надо приучать. А как?

 Возрастной кризис 3 лет усиливает потребность самоутверждаться, потребность «быть взрослым», особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребенка, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребенка «буйство эмоций».

Кризис «я сам» - важен, т.к. природа дает ребенку самостоятельность – ценностное личностное качество. Многим ли из нас удастся помочь ребенку сохранить и приумножить эту самостоятельность и в последующие годы его взросления! Поразмышляйте над тем, как вам удается одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку для питья», «завяжи бабушке фартук» или «застегни маме пуговичку» - насколько бытуют в вашем общении с ребенком такие побуждения к действиям?

-Что должны делать родители, чтобы расширить самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром?

Самостоятельность ребенка при общении его с внешним миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.

Родителям необходимо создать такие условия, которые позволяли бы включить ребенка в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности.

У малыша для этого должны быть различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цвета, формы, сделанные из разного материала ( не следует забывать о мерах предосторожности!).

Необходимы также куклы, машинки, наборы строительного материала и др. В совместной деятельности с ребенком взрослый, обучая формирует у него правильные способы действий с предметами, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности.

-Я предложила своему ребенку нарисовать куклу, предварительно ее рассмотрев. Может ли ребенок научиться рассмотреть предмет самостоятельно?

Научиться правильно, рассматривать предмет без помощи взрослого дошкольник не может: этот процесс осуществляют педагоги и родители.

-А есть ли какие-то правила по развитию самостоятельности у дошкольников?

- Организуйте для ребенка деятельность, в которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнение пока еще трудного или непонятного ему задания.

-Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные минуты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

-Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

- Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

-Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому-либо защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.

-Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).

-В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных си ребенка, залог его успешного психического развития.

 

 

Оставить комментарий: