«Значение игры в жизни ребенка».
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети «сорадоваться», сострадать во время игры? Почему об этом мы предлагаем поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры. – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие другие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста.
-Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства?
Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» Эта мысль принадлежит Макаренко А., замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Посмотрите на эти слова ( на мольберте прикреплены слова «интересно», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
-Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?
Игра- путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Для детей игра- это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра-это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…», ребенок даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению… Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот,- для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
В одном эксперименте (игра «Железная дорога») ученые сделали интересные выводы- наблюдения. В 1 варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил, ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать, помочь неумелому. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся мы с тобой!»).
А во 2 варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, независимо от других детей. Совсем другой результат. Сочувствия как не бывало. Каждый озабочен собственными успехами и ему недосуг подумать о товарище. Дети, хотя и делают общую работу, но не связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие.
-Какие знаете утверждения по поводу значимости игры?
-«Игра-школа произвольного поведения» Д.Б.Эльконин,
-«Игра-школа морали в действии» А.Н.Леонтьев и др.
Игры существуют разные. Одни из них развивают логику, другие ловкость, третьи кругозор и конструктивные навыки детей. Все они нужны по-своему и полезны. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Большинство из вас относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпровождению. Поэтому если у вас есть время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то вы скорее предпочитаете последнее.
При решении проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновения с подводной частью. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети
Много двигаются, бегают, прыгают. делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает фантазию, сообразительность. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно, волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
Поэтому вам необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, вы научитесь понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.
Взяв на себя роль в игре, показать ребенку образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрируя примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры