a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Развиваем речь детей»

Опубликовано: 2016-11-08 12:26:45

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения.

Хочется особо заметить: взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как из опыта работы видно, что наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии, в основном, начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и последующие годы) мы стараемся убедить родителей в том, что именно из роль в речевом развитии значима; что все наши усилия без вашей помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Игры – занятия:

Я сейчас вас познакомлю с некоторыми играми-занятиями, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

 «Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из борща?, Винегрета?, Кухонного шкафа?, Плиты?»»

 «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

 «Приготовим сок». «Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни...(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из... (апельсина) и т.д.

 «По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Можно называть увиденные объекты по очереди.

 «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»

 

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

 «Перепутанница». «Жили были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: басока (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и пр.».

Игра на обогащение словаря ребенка.

 «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т.д.

Игра на развитие грамматического строя речи.

 «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, платье, кино, метро, пальто). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

         Очень важно развитие мелкой моторики рук, я уже неоднократно вам говорила, что чем развитие пальчики, тем лучше речь детей. Вот некоторые упражнения. Вы на кухне готовите, малыш рядом, дайте ему перебрать горох, рис, гречку, прямо как «Золушке».

 «Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

 Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.

И в конце своего выступления, я хочу предложить вам игру «Я дарю тебе словечко». Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст...), «сладкие» (мармелад, щербет, джем...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...). Родитель записывает эти слова на листочек, а затем все бумажки складываем в коробочку. В любое время мы можем достать эту коробочку и поиграть, например: ребенок берет бумажку, воспитатель читает слово, а ребенок объясняет значение этого слова и наоборот.

 

 

Старший воспитатель: Сурдейкина Л.В.

Оставить комментарий: