Конспект урока физики "Величины, характеризующие колебательное движение." (9 класс)
Документы для скачивания
Урок физики в 9 классе. Тема урока: Величины, характеризующие колебательное движение. Цель урока: — сформировать у учащихся представления о колебательном движении; — изучить свойства и основные характеристики колебательных движений. Ход урока Актуализация знаний На прошлом уроке мы начали изучать колебательное движение. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Но вначале ответьте на вопросы. Какое движение называется колебательным? Что является основным признаком колебательного движения? Что такое период колебаний? Что называется маятником? Измерьте свой пульс и запишите в тетради. Я напомню вам, что колебательное движение, может быть, самое расп ространенное движение в природе. П ериодически движутся участки сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, колеблются струны гитар, колеблется спортсмен на батуте и школьник пытающийся подтянутся на перекладине, пульсируют звезды( будто дышат) , а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки…. Остановимся! Проблемная ситуация Опыт: На столе два маятника, один колеблется с большим размахом, а другой с меньшим. Вопрос: сравните колебания двух маятников, чем они отличаются? ( размахом колебаний) Вопрос: как вы думаете, а может быть размах колебаний величиной, характеризующей колебательное движение( да) Тогда запишите тему сегодняшнего урока. Вопрос: сформулируйте цели урока. Изучение нового материала. Первая характеристика колебательного движения — это амплитуда колебаний. Наибольшее по модулю отклонение колеблющегося тела от положения равновесия называется амплитудой колебаний. Обозначение: А Единица измерения: м Вопрос: Если колеблющееся тело пройдет от начала колебаний путь, равный четырём амплитудам, то сколько колебаний оно совершит? ( одно) . Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание, называется периодом колебаний. Обозначение: Т Единица измерения: с Число колебаний в единицу времени называется частотой колебаний. Обозначение: ν Единица измерения: Гц t – время, n – число колебаний Т= 1/ ν Т= t/ n ν= 1/ Т ν= n/ Т Фаза – физическая величина, которая характеризует состояние колебательной системы в любой момент времени. Откройте учебники на стр. 95 Рис. 56 колебания в противоположных фазах Рис. 57 колебания в одинаковых фазах Рис. 58 колебания с определённой разностью фаз Вывод: амплитуда, период, частота, фаза – величины, характеризующие колебательное движение. А теперь попробуем выяснить, от чего зависит период и частота колебаний маятника. Выдвигайте гипотезы. Учащиеся выдвигают гипотезы: — от длины нити — от жесткости — от амплитуды — от массы груза А теперь гипотезы нужно проверить экспериментально. Работа в группах ( делегат – выбор) 1. Исследуйте зависимость периода колебаний маятника от длины нити. 2. Исследуйте зависимость частоты колебаний маятника от длины нити. 3. Исследуйте зависимость периода от амплитуды 4. Исследуйте зависимость периода от массы груза. 5. Исследуйте зависимость периода от жесткости. Отчеты групп: 1. Чем больше длина нити, тем больше период. 2. Чем больше длина нити, тем меньше частота. 3. Период не зависит от амплитуды 4. Чем больше масса, тем больше период 5. Чем больше жёсткость, тем меньше период Работа в группах: получите автограф маятника. Пусть один ученик сообщит фломастеру рукой колебательное движение, а другой протягивает бумажную ленту, стараясь делать это равномерно. Покажите, что получилось. Развертка колебаний во времени. График представляет собой симметричную линию. Это график, так называемых гармонических колебаний, которые мы будем рассматривать в 11 классе. Работа в группах: Эти термины( амплитуда, период, частота) перекочевали из физики в нашу жизнь. Периодически меняются многие величины, например температура в течение суток, года. Периодические изменения отмечают в общественном развитии человечества( есть термин «маятник истории») . Приведите примеры периодических изменений. Что может меняться периодически в вашей жизни? Возьмём один из примеров: смена настроения у людей. Возьмем холериков и меланхоликов. Представьте графики естественного изменения настроения у людей этих двух темпераментов. А какой темперамент Вы бы предпочли? При ухудшении настроения не спешите обвинять весь мир. Потерпите. Плохое настроение сменитс я- хорошим. Закрепление выполнение упр. 24 Рефлексия Снова определите частоту вашего пульса. Сравните с началом урока. Ответив верно на вопросы и вписав буквы в клеточки, вы получите оценку своей работы на уроке. Какие именно буквы из слова вписывать, указывают цифры в клетках. 1 5 3 5 8 4 4 На доске таблица, вставьте в клетки указанные буквы Твёрдое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания( м аятник) . Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание( пери о д) . Любой предмет в физике( те л о) . Число колебаний в единицу времени( част о та) . Наибольшее отклонение тела от положения равновесия( амплиту д а) . Движения, которые повторяются через определённый промежуток времени( кол е бания) . Единица измерения частоты( гер ц) . Получилось слово «молодец» Кто согласен с такой оценкой своей работы на уроке, встаньте. Д/ З: § 26, упр. 24 №№2, 4, 6. Литература: Физика. 9 кл. : Учеб. д ля общеобразоват. Учреждений/ А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. - М. Дрофа, 2009. Физика в школе. - 2011. - №5
- Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол для дошколят»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Технологическая карта по организации с-р игры