a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей

Опубликовано: 2016-11-09 12:24:55

Документы для скачивания

«Почему мой ребёнок плохо говорит? »               Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей- дошкольников. Причины этого следует искать и в ухудшающейся экологии, и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родители уделяют должное внимание речевому развитию ребёнка.                К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия на плод во время беременности. Такие как, генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие вирусов, радиации, электромагнитных полей, интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы. И тяжесть речевой патологии во многом зависит от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлые поражения мозга ребёнка возникает на 3- м месяце беременности.                 Большое значение придаётся факту неправильного питания беременных, невынашивание, употребление алкоголя и никотина, в результате чего дети рождаются с недостаточной массой тела и отставанием в физическом и психическом развитии в дальнейшем.                  К патологии родов можно отнести длительный безводный период, отсутствие или слабовыраженные схватки и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение ручных вспомогательных приёмов, кесарево сечение, обвитие пуповины, большая или маленькая масса тела, преждевременные или затяжные роды, ягодичное предлежание. Также очень распространённое явление- смещение шейных позвонков, черепных швов ребёнка. В результате, страдает бассейн позвоночных артерий, которые снабжают кровью мозг. В дальнейшем это может привести к нарушениям цветоощущения, близорукости, позже- к нарушениям речевой и слуховой функциям. Могут возникать нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения, повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, вегето- сосудистая дистония, ожирение, задержка роста. «Как я могу помочь своему ребёнку? »                   Если ребёнок не начал говорить в 2 года, необходимо срочно обратиться к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше родители начнут «бить тревогу», тем скорее специалисты смогут выявить причину и начать оказывать квалифицированную помощь. Невролог может направить ребёнка на различные исследования. Такие как: Нейросонография и электроэнцефалография, где выявляется степень зрелости мозга, диффузные нарушения, внутричерепное давление. Допплерография  головного мозга, которая позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие. Спондиллографическое исследование  шейного отдела позвоночника позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте, являющейся причиной нарушения мозгового кровотока. Электромиография  помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.                   Невролог также может назначить и медикаментозное лечение, как правило, курсами. Отказываться от этого не стоит, т. к. это может привести к неспособности ребёнка учиться в обычной школе и направлению в речевую школу. «Какой дефект у моего ребёнка? »            При отсутствии речи у ребёнка в 2г. Невролог ставит  ЗРР( задержка речевого развития) .  ЗРР характеризуется более медленными темпами по усвоению с нормой темпами усвоения родного языка.           Причинами ЗРР могут быть: недоразвитие слухового, зрительного, тактильного восприятия; наследственность; соматическая ослабленность, болезненность; также отсутствие условий для развития речи детей.           Следует знать и помнить, что самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года жизни. Часто в более поздние сроки навёрстывать упущенное в полной мере не удаётся. Поэтому только своевременное обращение к специалистам поможет выявить причину и начать занятия с логопедом и психологом.           Для оказания всесторонней помощи ребёнку с патологией речи его направляют в логопедическую группу дошкольного учреждения( после прохождения медико- психолого- педагогической комиссии, где уточняется диагноз) . Один из самых частых сейчас диагнозов – ОНР.            ОНР( общее недоразвитие речи) –  это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи при нормальном слухе и интеллекте. Степень нарушения может быть от полного отсутствия до фразовой речи с элементами фонетико- фонематическогои лексико- грамматического недоразвития.               Ещё один из распространённых диагнозов – ФФНР.              ФФНР( фонетико- фонематическое недоразвитие речи)  – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанных с дефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15- 20 звуков( с учётом того, что например, с – твёрдый и с, - мягкий – два разных звука) .               К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей  с полным отсутствием речи в 2г. ,  и в 3 г. Таким детям ставится диагноз «алалия».               Алалия  – это отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Многие учёные отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксий новорожденных, что является следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода( внутриутробную гипоксию) . Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с ярко выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции. Нарушаются все функции речи.  Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. «Зачем заниматься с логопедом? » Родители не всегда замечают неправильное звукопроизношение ребёнка. Без правильной и красивой речи в современном мире трудно достичь успеха! Речевые нарушения не проходят сами! Неисправленное звукопроизношение в дошкольном возрасте может привести к проблемам с русским языком в школе( дисграфия) , т. е. ребёнок будет писать так, как говорит. «А у соседки ребёнок говорит лучше…» Не сравнивайте своего ребёнка с другими. У каждого малыша свой темп развития и свой набор нарушений. Не забывайте хвалить за старания, даже  за небольшой( по вашему мнению) успех. Ребёнок должен быть уверен, что вы его любите любым и поможете справиться с любой проблемой! Раньше, не значит лучше             Ребёнку, имеющему дефекты звукопроизношения, не стоит начинать заниматься  иностранными языками, пока эти нарушения не будут исправлены окончательно( доведены до автоматизма) . Правильное произношение в чужом языке, может быть дефектом в родном( межзубное произношение – в русском дефект, в английском – норма, горловое произношение « р »- во францусском норма, в русском – дефект, от которого трудно избавиться) . МКДОУ Басакинский детский сад «Тополёк» Консультация для родителей детей раннего возраста МКДОУ Басакинский детский сад «Тополёк» Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду» Воспитатель Зуйко Н. П. Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч ​ ный результат-   спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов. Ребенок. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме ​ няется кардинальным образом. В привыч ​ ный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения: • четкий режим дня; • отсутствие родных рядом; • длительный контакт со сверстниками; • необходимость слушаться и подчи ​ няться незнакомому взрослому; • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему; • особенности нового пространственно- предметного окружения. Адаптация ребенка к ДОУ сопровожда ​ ется различными негативными физиологическими и психологическими изменени ​ ями. Адаптирующегося ребенка отличает: • преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; • утрата навыков самообслуживания; • нарушение сна; • снижение аппетита; • регрессия речи; • изменения в двигательной активнос ​ ти, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности; • снижение иммунитета и многочислен​ ные заболевания( последствия стрессовой ситуации) . Родители. Родители отдают своего ребенка в дет​ ский сад по разным причинам. Но даже ес ​ли это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи( например, обязательный выход матери на ра ​боту) , оно поселяет чувство тревоги прак ​ тически в каждом близком ребенку чело​веке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог дет ​ ского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления: • в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада( причем в первую очередь, как правило, отрицатель​ ные) ; • начинается «маркетинг в песочнице»( разговоры с гуляющими мамами на дет​ ской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там? ») ; • обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно- гигиеническим( умение поль ​ зоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр. ) , но и к поведенческим( как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр. ) ; • в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и « воспи ​ тательница »( Вот пойдешь в детский сад. . . Что скажет воспитательница, если уви ​ дит такое. . . ) . И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус​ ловиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает: • повышенная тревожность; • обостренное чувство жалости к ребен ​ ку и к себе; • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка( еда, сон, туалет) ; • повышенное внимание к педагогам( от усиленного контроля до заискивания) ; • многословность( задает много вопро ​сов, интересуется подробностями и дета​ лями из прожитого ребенком дня) . Педагог. Набирая новую группу, каждый педагог( особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и по​ нять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необ ​ ходимо наладить контакт, выстроить взаи ​ моотношения на основе понимания, ува ​ жения и сотрудничества. В общем, педаго ​ ги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неиз ​ бежностью адаптационного процесса. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям дет​ ского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, назва ​ ние которому- адаптация. Адаптирующегося педагога отличает: • чувство внутреннего напряжения, ко​ торое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости; • повышенная эмоциональность. Сколько это будет длиться? ! Или когда наступит конец адаптации? Выделяют три степени адаптации: • легкую( 15- 30 дней) ; • среднюю( 30- 60 дней) ; • тяжелую( от 2 до 6 месяцев) . По статистике, большинство детей, по​ступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положитель ​ ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг ​ рушки; • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по ​ являются новые достижения, которым он научился в саду; • восстановилась речь и нормальная( характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду; • нормализуется сон как в детском саду, так и дома; • восстанавливается аппетит. Адаптация- это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года. На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы: 1. ​ Возраст; 2. ​ Состояние здоровья; 3. ​ Уровень развития навыков самообслуживания; 4. ​ Умение общаться со взрослыми и сверстниками; 5. ​ Сформированность предметной и игровой деятельности; 6. ​ Приближенность домашнего режима к режиму детского сада; С какими трудностями приходится сталкиваться малышу? Во- первых, надо помнить, что до 2- 3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Во- вторых, дети 2- 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи- одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. В- третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. В- четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно- гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью. И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от таких привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко. Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка: ∙ ​ Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей ∙ ​ Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. ∙ ​ Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой. ∙ ​ Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь: - самостоятельно садиться на стул; - самостоятельно пить из чашки; - пользоваться ложкой; - активно участвовать в одевании, умывании. ∙ ​ Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого- нервничать, плакать, капризничать.        ∙ ​ Неумение занять себя игрушкой. ∙ ​ Наличие у ребенка своеобразных привычек. К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: ∙ ​ Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возра ​ста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете. ∙ ​ Нельзя пугать детским садом( «Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь! ») . Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным. ∙ ​ Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад- нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще. ∙ ​ Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. Способы уменьшить стресс ребенка. ∙ ​ необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня( сон, игры, прием пищи) , соответствующий режиму ДОУ. ∙ ​ в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2- х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2- 3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день. ∙ ​ каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. о бязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. ∙ ​ Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. ∙ ​ В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности. ∙ ​ Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями: ∙ ​ в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой. ∙ ​ частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. ∙ ​ ребенок может привыкать к садику 2- 3 месяца. ∙ ​ сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам. Рекомендуется: ∙ ​ как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. ∙ ​ когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день- верный знак того, что он освоился. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по- разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение? В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду. Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками( смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов) , строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две- три баночки, — и пусть переливает водичку туда- сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15- 20 минут ребенок будет спокоен. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе( если позволяет время) . Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что- то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер. Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши! » или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и то же время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит! Памятка для родителей 1. Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад. 2. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу 3. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернутся. Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим. 4. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. 5. Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. 6. Создайте свой ритуал прощания. Договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы ему помашете в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. 7. Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду. 8. Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе. 9. В выходные дни придерживайтесь режима дня, принятого в ДОУ, повторяйте все виды деятельности 10. Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим. 11. Занимайтесь вечерами с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте 12. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, кушать, расчесываться, проситься и ходить в туалет. 13. Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка. 14. Не отзывайтесь отрицательно об учреждении, его специалистах. 15. Будьте терпимее к капризам. 16. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя. 17. Не обещайте забрать его до сна, и понимать что этого не будет- потеряете доверие в глазах ребенка. 18. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. 20. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздника, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных случаях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого- то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели. ПОМНИТЕ, ВАЖНЫ ТЕРПЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ! Консультация для родителей «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста». Воспитатель Зуйко Н. П. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр( сюжетные, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры- забавы) ; самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим; общение со взрослыми, с детками; элементарные практические( трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности. Родителям  нужно постараться создать условия для всех этих видов деятельности, создать, по возможности, игровые зоны. Это могут быть полочки в шкафу с дидактическими играми, сетка с мячами, коробка в определенном месте со строительным материалом… главное, чтоб игрушки были не навалены скопом, а разложены по определенным зонам. Игра с сюжетно- образными игрушками.   Такие игры появляются не спонтанно, а в процессе наблюдения за взрослым. Руководство такой игрой должно быть направлено на формирование игры, как деятельности, в основе которой лежит умение отражать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Так, например, показываем, как гладить детским утюжком, имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься. Учим пользоваться кукольной плитой и готовить куклам кашку, показываем и называем последовательность приготовления. Дальше ребенок уже будет дублировать ваши действия. С возрастом игра будет усложняться, добавляться новые предметы игровые или новые действия. В таких играх ребенок тренирует полученные практические навыки и осваивает новые. Содержание наблюдений.  Взрослый, рассматривая вместе с детьми предметы, должен предоставлять возможность обследовать их, создавать условия для его участия в доступных формах бытовой деятельности( покормить рыбок, принести необходимую вещь и т. д. ) . Не забывайте, что в этом возрасте ребенок на слух еще не воспринимает предметы, для полноты картины ему надо все потрогать, пощупать, попробовать на вкус. Обучающие игры.  Это игры, где ведущая роль принадлежит взрослому( сюжетно- дидактическая, показ- инсценировка) . Взрослый предлагает игру, объясняет правила, показывает действия и дает ребенку задания, а ребенок выполняет. Например, показываете ребенку пирамидку, называете цвет каждого колечка. А потом просите: «дай красное колечко»… В следующий раз достаете ту же пирамидку, но теперь показываете, что одно колечко большое, а другое – маленькое. «Дай маленькое колечко». Показ- инсценировка, это когда вы учите ребенка, например, понарошку кушать в игре, кормить зайчика, стирать носовые платочки и т. д. Игра с дидактическими игрушками.  Тут обязательно участие взрослого, как и в обучающих играх. Главное — правильно подобрать дидактические игры и материал, они должны соответствовать возрасту, иначе ребенку будет не интересно. Например, пирамидки: на втором году жизни используют 3- 4 вкладки, с возрастом и с усвоением материала, увеличивают количество пирамидок. Полезно приучать и к пазлам. Сначала картинки должны быть разрезаны только на 2 части и обязательно должен быть образец, чтоб ребенок понимал, что он собирает. С усложнением увеличиваются количество частей в пазле и предлагается собирать картинку не по образцу. Игры со строительным материалом.  Должно быть разнообразие строительного материала: это могут быть мягкие кубики, деревянные кубики. . . Не надо сразу предлагать строить замки – детям сложно представлять такие трудоемкие конструкции. Постройте гараж для маленькой машинки, домик для матрешки, горку для игрушек. И обязательно сразу обыграйте, чтобы был интерес строить. Усложняйте задания: построили дорожку для машинки, а тут приехала вторая машинка, значит «дорогу» надо сделать шире… Игра с игрушечными орудиями труда.  Эти игры позволяют овладевать навыками, приучаться к труду и в желанию помогать взрослым. Купите маленький веник и совочек – ребенок с удовольствием будет вам помогать, имитируя ваши действия. Детский утюг и носовой платочек – пусть гладит как мама. Игры- забавы, развлечения.  Главная цель — активность детей, эмоциональность. Использование фольклора( пестушки, потешки, пословицы) , литературного материала. Для этого пригодится фланелеграф, на который вы «сажаете» персонажей сказки; пальчиковый театр. Для ребенка – это ожившая сказка, он воочию видит всех персонажей. Изобразительная деятельность.  Первое время – подражание действиям взрослого. Сначала самые простые задания: нарисуй веревочки к воздушным шарикам, чтоб они не улетели; нарисуй лучики у солнышка; нарисуй листики на дереве и т. д. Продуктивная деятельность с использованием различного материала: это может быть и лепка, причем совсем не обязательно из пластилина. Ведь продается и специальное тесто для лепки. Рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, а также ватными палочками и даже манкой… Можно делать аппликации, используя разную по фактуре бумагу и даже приклеивать ватку, кусочки ткани, салфетки… МКДОУ Басакинский детский сад «Тополёк» Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки! ». Воспитатель Зуйко Н. П. Цель:   донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи:  - Познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей. - Дать рекомендации по использованию малых фольклорных форм. - Привести примеры потешек для использования в повседневной жизни. Описание:   материал предназначен для родителей детей 2- 3 лет. Назначение:   для оформления родительского уголка, для устной консультации воспитателя. В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик.   Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.   Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки… Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни. Дети любят потешки! И это не просто слова.   Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас. Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления. Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствии чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации: «Стуки- стуки, глянь в ворота – Верно в гости едет кто то! Едет целая семья: Впереди идёт свинья, А за нею утка мчится! Сзади волк идёт с волчицей! Кот и пёсик удивились –   Даже помирились! »  ( Данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями, движениями рук, и эмоциональной речью) . «Ой! Кто это? »( Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребёнка от предмета каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой! Кто это? », направляя внимание ребёнка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребёнка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка? ») . Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки: «Умница, Катенька! Ешь кашку сладеньку! Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую! »( Дети раннего возраста эмоционально откликаются быстрее, если использовать их собственное имя) . «Посадим на ложку:   Капустку, картошку.   И спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке: Капустки, картошки. И нет на тарелке, гляди! »( Чтение потешки следует сопровождать эмоциональностью в речи и акцентированием внимания детей на отсутствии еды в ложке и тарелке) . Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки, причесаться: «Ай, лады- лады- лады! Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся! » « Моем, моем, руки чисто, Чтоб не стать трубочистом! » «Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса… Расти, косонька, до пят, Все волосики в ряд. » Укладывая детей на дневной сон, необходимо пробудить в них желание пойти отдохнуть, успокоить их, создать ощущение уюта: «Со станции Топтушкино, До станции Кровать, Скорей добраться нужно нам! И чуточку поспать! На станции Вставайкино П роснёшься – выйдешь сам! И побежишь в Играйкино, К друзьям и чудесам! Ну а пока приехали Н а станцию – Кровать! » «Бай, бай, бай, бай… Ты, собаченька, не лай … И в гудочек не гуди, Наших деток не буди…» Очень важно, чтобы дети просыпались в хорошем настроении: « Потягуни- потягушечки! От носочков до макушечки! Мы потянемся- потянемся, Маленькими не останемся! » Существенную роль играют потешки в помощи при одевании детей на прогулку: «Оля варежку надела, Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. Оля варежку сняла – Поглядите- ка, нашла! Ищешь, ищешь, и найдёшь! Здравствуй, пальчик! Как живёшь? » Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший! Сашенька пригожий! » Консультация для родителей «Как научить дошкольника одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, наверно, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у совсем маленького дошкольника, до капризов, связанных с выбором одежды, у детей постарше. Нередко родители, столкнувшиеся с такой проблемой, теряются и начинают вести себя агрессивно, добиваясь тем самым лишь отрицательного результата. Основные причины трудностей при одевании малыша: Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его одеваться самому. К тому же это один из важных навыков, который понадобится дошкольнику в детском саду. Нередко обучение одеванию вызывает сложности. Причин несколько: • трудность одевания; • неприятие самого процесса одевания; • капризы( когда понятия родителей и ребенка о" правильной" одежде не совпадают) . В первом случае задача взрослых( в первую очередь родителей) максимально облегчить этот процесс. Советы по подбору одежды. Облегчить процесс одевания можно, во- первых, купив одежду самого простого и удобного покроя, которую легко надевать: в одежде не должно быть ничего, что нужно зашнуровывать, застегивать, завязывать; сложных застежек и пряжек. Советы родителям в этой области могут дать воспитатели. Например, штаны стоит выбирать с поясом на резинке, слегка свободные на талии. Чтобы научить ребенка правильно надевать их, для начала надо удобно посадить его. Лучше, если он сядет на край стула, чтобы ноги свисали. Но можно разместиться на полу, объяснив ребенку, что он должен выпрямить ноги и вытянуть носки. В домашних условиях взрослые обязательно должны показать ему, как это сделать, на собственном примере. Поначалу, когда малыш попытается надеть штанишки, его нога будет застревать в одном и том же месте штанины или же теряться в складке в самом ее низу. В таком случае вы должны сказать: " Ничего страшного" , снять их и начать все сначала, на этот раз чуть больше помогая ребенку и направляя его действия. При выборе футболки( свитера и т. п. ) нужно обратить внимание, в первую очередь, на горловину: чем она шире, тем лучше. Дело в том, что дети, надевая футболку, всегда пытаются просунуть в отверстие лицо, а не макушку. Им становится страшно, когда на короткий момент натягивания футболки их глаза покрыты ею. Тогда они начинают кричать, прося о помощи. Кто- то из родителей начинает жаловаться на то, что ребенок не хочет попытаться самостоятельно одеться. После того как рассерженный родитель сам натягивает на него злополучную футболку, в сознание малыша внедряется мысль: " Надевать футболку очень трудно, к тому же родителей раздражает, когда я пытаюсь это делать" , так что в следующий раз он даже и не попробует надеть ее самостоятельно. Если же отверстие футболки все же недостаточно широко, нужно растянуть его. Перед тем как ребенок будет одеваться, необходимо показать ему, что горловина достаточно широка, позволить взглянуть сквозь нее на потолок – это поможет малышу убедиться в том, что пространство достаточно большое для того, чтобы прошла его голова. Первые несколько раз надо следить за одеванием малыша, направить его голову так, чтобы вначале шел не подбородок, а макушка. Затем показать, как надо держать руками футболку снизу, чтобы потом опустить ее до пояса и дать голове легко пролезть через отверстие одним движением. Тогда ребенок не станет пытаться продевать в рукава руки до тех пор, пока успешно не просунет голову в горловину. Не следует ожидать, что дошкольник справится со всеми этими движениями за несколько попыток и даже за несколько десятков попыток. На самом деле все это гораздо сложнее( для него) , чем кажется взрослому. Что касается обуви, то нужно выбирать ботинки с нескользящей подошвой и раскрашенными в разные цвета носками и пятками, чтобы ребенок без труда определял, на какую ногу следует надевать ботинок. Для самых маленьких дошкольников( двухлетнего возраста) лучше всего подобрать обувь на липучке. Дети этого возраста еще нуждаются в помощи взрослых, чтобы прямо придержать язычок ботинка и стянуть должным образом застежку. Липучка же поможет им быстрее научиться справляться самостоятельно. Следует помнить, что в качестве инструмента для обучения обычно не помогают матерчатые книжки, к страницам которых прикреплены шнурки для ботинок, а также молнии, кнопки и пуговицы, чтобы учиться их завязывать и застегивать. Опыт, полученный при проталкивании пуговицы сквозь петлю на плоском ровном куске ткани, существенно отличается от реальности, когда приходится проделывать это на собственном животе. Возможно, ребенок с удовольствием поиграет с пуговицами и кнопками такой книжки; у него даже может все неплохо получаться, однако с застегиванием настоящей одеждой его может постичь неудача. Родителям же будет казаться, что ребенок просто не старается. Мы рекомендуем начинать и продолжать обучение на одежде, надетой на ребенка. Даже когда ребенок уже научился выполнять простейшие действия, одеваясь самостоятельно, взрослые не должны пускать этот процесс на самотек. Нужно максимально четко организовать его. Как правильно организовать процесс одевания. Например, дошкольники часто не могут разобраться, где у вещи зад, а где перед. Чтобы подобных проблем не возникало, советуем взять маркер для белья и нарисовать сзади на внутренней стороне пояса всех штанишек и всего нижнего белья ребенка большой красный кружок, а спереди на внутренней стороне пояса – зеленый кружок. Всегда нужно использовать одинаковые цвета: зеленый означает перед одежды, а красный – зад. На футболках использовать этот принцип не получится. Но здесь все проще: достаточно объяснить ребенку, что передняя часть – та, на которой что- то нарисовано( сами родители не должны забывать об этом при покупке одежды! ) . Хорошим подспорьем в упорядочивании обучения ребенка самостоятельному одеванию может стать детский органайзер для одежды. Сейчас в некоторых магазинах продается матерчатый гардероб, состоящий из нескольких полок и подвешивающийся на крюк. Каждая полочка предназначена для одежды на один день. Также имеются два мешочка для обуви. В начале недели взрослые должны положить одежду для каждого дня на определенную полочку. Это в дальнейшем позволит предотвратить капризы и споры о том, что надевать утром. Тогда приготовления к отправке в детский сад будут проходить намного быстрее. У ребенка все будет под рукой: и носки, и нательное белье, и рубашка, и штанишки. Организовать процесс одевания помогут также: • крючки для одежды, прибитые вдоль стены и досягаемые для ребенка; • специальная детская стоячая вешалка для пальто в прихожей; • полки для детской обуви, где собрана вся обувь вместе и недалеко от входной двери. Мелкие предметы одежды нужно стараться держать вместе с ней. Можно использовать специальные зажимы для варежек, чтобы прикреплять их к куртке. А куртка с капюшоном гораздо практичнее отдельно купленных куртки и шапки. Чтобы блузки и юбки висели вместе на одном крючке, надо вешать их на комбинированные вешалки. Как избежать капризов малыша. Все это облегчит ребенку обучение. Однако научить его просовывать голову в футболку, а ногу в штанину – еще полбеды. Со временем дошкольник, совершенно точно умеющий правильно обращаться с одеждой, начинает капризничать, когда нужно одеваться. Вполне возможно, что ребенка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько неприятным, что он готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно одевание. Можно воспользоваться следующими приемами: Поиграть с ребенком в прятки. Когда он еще не просунул голову в горловину футболки( свитера и т. п. ) , взрослый озабоченно спрашивает: " Где же наш Саша? " . Как только показывается макушка и глаза, радостно говорит: " Да вот же он! " . Поиграть в паровозик. Рука ребенка становится паровозиком, который заезжает в туннель – рукав. Можно изменить игру, сделав руку мышонком, а рукав – норкой. Поиграть в" Рассеянного с улицы Бассейной" . Взрослый задает ребенку вопросы вроде: " Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет. Как же разобраться? Кто же поможет? " . На начальном этапе обучения одеванию можно разделить работу пополам. Взрослый надевает штаны на ноги, а ребенок натягивает их. Взрослый продевает головку в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животе. Тренироваться на куколках и зайчиках. Взрослый вместе с ребенком обязательно проговаривает последовательность и логику одевания. Иногда проблемы связаны с нежеланием дошкольника надевать какую- то определенную вещь, которая наиболее практична, по мнению взрослых. Однако то, что старшие считают таким важным в одежде( ее размер, соответствие погоде, опрятность) , редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней было правильное яркое изображение персонажей из любимого мультфильма. Есть несколько способов решить эту проблему. Лучше всего вместе послушать прогноз погоды на завтра. Во время прослушивания давайте более простые пояснения трудных для ребенка понятий( к примеру, объяснить, что непонятное слово" осадки" означает" дождь" ) . Затем пусть малыш поможет родителям подобрать соответствующую завтрашней погоде одежду. Для этого нужно разложить все предметы одежды на полу в определенном порядке. В таком случае у ребенка не возникнет затруднений в том, что и куда надо надевать и что необходимо надевать в первую очередь, а что во вторую и третью. Кроме того, эта мера поможет избежать лишних споров с утра. Если одежда с вечера не заготовлена, а надеть, к примеру, теплую куртку, необходимо, можно предложить ребенку две разные на выбор. В таком случае есть вероятность, что он отвлечется от капризов и станет принимать самостоятельное решение насчет того, какого цвета куртку ему выбрать. Но тут есть нюанс. Когда ребенку предлагают два возможных варианта( что ты будешь пить – чай или молоко? ) то он всегда выбирает третий, которого не было в списке( компот! ) . А поэтому дошкольник, уже умеющий говорить, да к тому же и упрямый, вполне может предложить третий вариант: не надевать куртку вообще. Можно согласиться с ним и позволить ему выйти на улицу без куртки. Тогда ситуация может разрешиться следующим образом: Ребенок замерзнет. Тогда придется сократить время прогулки, тем самым давая ему понять, какими будут последствия в следующий раз, если он не будет прислушиваться к советам старших. Ребенок замерзнет, но взрослые возьмут с собой его куртку и дадут ее в нужный момент. Следует учитывать, что в таком случае он гораздо дольше будет учиться правильно, по погоде, выбирать одежду. Ребенку на самом деле не будет слишком холодно, и он не попросит куртку. В таком случае он был прав: она действительно не нужна. Детям обычно удается сохранять тепло тела благодаря энергии, вырабатываемой ими за счет движения – бега и прыжков. И все же необходимы осторожность и определенный контроль со стороны взрослого человека. Игры при минусовой температуре без должной экипировки могут быть опасными для здоровья ребенка. Проблему нежелания ребенка надевать куртку можно решить еще одним простым способом: использовать много слоев одежды. Возможно, причина конфликта состоит в самой идее куртки, а не в необходимости тепло одеваться. Не исключено, что малыш с удовольствием согласится на другую, более удобную для него одежду: хлопчатобумажную водолазку, на нее – теплую спортивную фуфайку и поверх всего этого жилет. В теплой шерстяной шапке и паре хороших перчаток он будет прекрасно защищен от холода – не хуже, чем в зимнем пальто. В самом деле, поскольку основная часть тепла тела теряется через голову, теплая шапка намного полезнее недостаточно утепленного пальто. Наконец, имеет смысл проявить изобретательность. Многие дети любят надевать что- то из родительских вещей. В таком случае можно перешить папин или мамин свитер для ребенка. Хорошо действует прием привлечения ассоциаций с любимой профессией. Например, пожарные никогда не ходят без защитной куртки, а офицер милиции – без пуленепробиваемого жилета. Можно найти какую- нибудь похожую куртку и предложить ребенку надеть ее, чтобы быть похожим на одного из любимых героев. Если процесс обучения дошкольника самостоятельно одеваться растянулся надолго, надо принять этот факт как данность и разработать план на ближайшие месяцы. Основная причина разногласий, связанных с одеванием, заключается в том, что иногда родители смотрят на данное действие с точки зрения взрослого человека, забывая о том, что ребенок уже имеет собственное мнение относительно своего внешнего вида, но при этом еще не обладает навыком одеваться самостоятельно. Поэтому и родителям, и воспитателям, обучающим дошкольника одеваться, следует запастись терпением и спокойствием. Важно помнить, что малышу необходима их поддержка и время, чтобы освоить такие простые, на наш взгляд, и такие сложные для него действия. Внешний вид малышей: о чем не стоит беспокоиться- Рубашка не заправлена в штаны. Пытаться добиться от ребенка того, чтобы рубашка была заправлена — пустая трата времени. Буквально через десять минут" хвостик" рубашки появится снова. - Несоответствие верхней и нижней части костюма. Любая успешная попытка ребенка одеться самостоятельно должна быть вознаграждена, поэтому такие несущественные детали, как несоответствие цвета или стиля отдельных предметов одежды не должны комментироваться. ( Исключение – случаи, когда особые обстоятельства требуют, чтобы ребенок был опрятно и красиво одет. Тогда нужно подготовить одежду заранее, помочь ребенку надеть ее. ) - Неправильно застегнутые пуговицы на кофтах и рубашках. Сам факт, что дошкольник сумел застегнуть пуговицы, уже замечателен. Если он пропустил одну, то кофта будет сидеть вполне приемлемо; эта ошибка не будет его беспокоить. Если же пропущены две, три или более пуговиц, и вы хотите исправить положение, тогда скажите: " Очень хорошо, только дай я немного поправлю" , и как можно быстрее застегните нужные пуговицы. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Воспитатель Зуйко Н. П. Развивайте пальчики Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно- развивающих методик. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из- за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму.   Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.   Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц( размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка) . Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу. Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика- семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на детские стихи, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо- ритмическую сторону речи. Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой нарушениям письменной речи( оптической дисграфии и дислексии) . Конструировать буквы так же можно из пластилина. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно приготовить специально для занятий или попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога( это могут быть косички, бантики, цифры, буквы) . Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры. Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче. Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя. Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы- дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Оставить комментарий: