a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока "Соляная кислота и ее соли"

Автор: Рыженкова Валентина Владимировна Опубликовано: 2016-11-10 19:30:02

Ре с публика Крым Белогорский район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Литвиненковская средняя школа» Урок химии в 9 классе Тема: Соляная кислота и ее соли Урок ориентирован на учебник Рудзитис Г. Е. , Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014 г. Учитель Рыженкова В. В. Литвиненково 2016 Цели урока. Обучающая цель: Способствовать обобщению знания о свойствах кислот на примере соляной кислоты, изучению специфических свойств соляной кислоты и ее солей; рассмотреть получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности, значение соляной кислоты и ее солей. Развивающая цель: Создать условия для развития умений анализировать информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; для развития навыков решения расчетных задач по химии, составления уравнений химических реакций в молекулярном, ионном виде, развивать навыки экспериментальной работы. Воспитательная цель: Способствовать воспитанию культуры здоровья; ответственного отношение к предмету. Оборудование к уроку: компьютер, ноутбуки, проектор, лабораторный штатив, демонстрационные пробирки, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, Ряд активности металлов, таблица растворимости кислот, солей и оснований. Реактивы: вода, соляная кислота, растворы хлорида натрия, сульфата натрия, азотной кислоты, нитрата серебра, раствор лакмуса. Прилагаемые медиа материалы: Видеофрагмент «Получение соляной кислоты в лаборатории», «Распознавание хлори д- , бромид- , иодид- ионов», презентация в редакторе POVER POINT «Соляная кислота и ее соли» Использованная литература и ресурсы сети Интернет: Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 10 кл. - М. : Просвещение, 2014; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов( http: / / school- collection. edu. ru/ видеоопыты) Базовые понятия и термины: длина связи, полярность связи, электролиты, диссоциация, кислоты, соли, окислитель, восстановитель, качественная реакция. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: словесные, наглядные, частично – поисковые, интерактивные( «Мозговой штурм», «Работа в группах») , метод мотивации обучения, метод тестового контроля. Структура урока I. Организационный этап- 2 мин II. Актуализация опорных знаний- 5 мин III. Изучение нового материала- 25 мин 1. Изучение физических свойств соляной кислоты( первая группа) 2. Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности( вторая группа) 3. Химические свойства соляной кислоты общие для всех кислот( третья группа) 4. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей( четвертая группа) 5. Значение и применение соляной кислоты и ее солей( пятая группа) IV. Закрепление знаний и умений- 7 мин. Рефлексия – 3 мин V. Домашнее задание – 2 мин VI. Подведение итогов урока – 1 мин Ход урока I. Организационный этап Приветствие. Диагностика эмоционального состояния учащихся. Интерактивная технология «Смайлик». На полях рабочей тетради нарисовать смайлик отражающий свое эмоциональное состояние. В случае, когда большинство учащихся имеют плохое эмоциональное самочувствие, следует поговорить с ребятами, пытаясь изменить их настроение и настроить их на работу. Сообщение темы и цели урока( слайд 1) . Объяснение учителя как работать с карточками «Рейтинг ученика на уроке» для самооценки знаний( Приложение №1) II. Актуализация опорных знаний Эвристическая беседа 1. Как изменяется радиус атома у элементов VII- А группы в пределах группы сверху вниз? 2. Назовите формулы летучих водородных соединений элементов VII- А группы. 3. Что собой представляют водные растворы летучих водородных соединений элементов VII- А группы? ( Кислоты) 4. Являются ли эти кислоты электролитами и почему? 5. Как изменяется сила галогеноводородных кислот как электролитов в ряду HF → HCl → HBr → HI? ( Усиливаются кислотные свойства, так как возрастает длина связи) . Слайд 2 6. Какие правила техник и безопасности мы должны знать при работе с кислотами? ( Инструктаж по ТБ: соляная кислота при неосторожном обращении может стать причиной химического ожога) Мотивация Учитель говорит что программой предусмотрено изучение свойств соляной кислоты. Постановка проблемного вопроса: «Почему из всех галогеноводородных кислот мы изучаем соляную кислоту? » Предполагаемые ответы учеников: - менее опасное вещество; - более доступное; - имеет большее значение для человека. Связь с биологией. Вспомнить биологическую роль соляной кислоты( биология 8 класс) . Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток кислоты приводит к нарушению пищеварения. Избыток кислоты( повышенная кислотность) вызывает изжогу, разъедает стенки пищевода и желудка. Учитель рассказывает о вреде самолечения, например употребления «шипучки»( раствора соды) от изжоги. Опыт: Взаимодействие соды и ал ма геля с кислотой. В медицине 0, 3- 0, 5% раствор соляной кислоты с ферментом пепсином назначают пациентам с недостаточной кислотностью. III. Изучение нового материала Учебная деятельность организовывается по интерактивной технологии коллективно – группового обучения «Работа в парах». Учитель предлагает ребят ам самостоятельно объединиться в пять исследовательских групп. Задача групп – овладеть знаниями на уровне, необходимом для обмена этой информацией с другими. Время на выполнение – семь минут. Каждая группа докладывает свою часть информации в течение 3- 4 мин. Задания для работы в группах I группа: Определите в какой из двух выданных вам пробирок находится соляная кислота, а в какой вода. О пишите физические свойства разбавленной и концентрированной соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с. 56. II группа: прочитайте статью учебника( с. 56, рис. 13) и изучите способы получения соляной кислоты в лаборатории и в промышленности. Составьте уравнения соответствующих реакций. Какой объём водорода потребуется для получения 10 литров хлороводорода. III группа: исследуйте химические свойства кислот на примере соляной кислоты. Выполните упр. 2 на стр. 58 учебника. Составьте схему, отражающую химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами IV группа: Изучите специфические свойства соляной кислоты и ее солей а) взаимодействие соляной кислоты и ее солей с нитратом серебра( I) - качественная реакция на хлорид – ионы. Изучите материал учебника страница 57, таблица 9 «Специфические свойства соляной кислоты» и раздел! Важная информация стр. 57. Проведите лабораторный опыт «Распознавание соляной кислоты и ее солей», составьте уравнения соответствующих химических реа кций и опишите признаки реакций. На основании наблюдений сделайте вывод. Воспользуйтесь Инструкцией по проведению опыта. ( Приложение№2) или стр. 60 учебника. б) взаимодействие с окислителями. Изучите материал учебника на стр. 57 таблица 9. Составьте уравнение окислительно – восстановительной реакции с помощью метода электронного баланса, польз уясь алгоритмом, приведенным в параграфе 1 на стр. 6. K 2 Cr 2 O 7+ HCl → Cl 2+ CrCl 3+ …+ … V группа: Изучите приме нение соляной кислоты и ее солей. Подготовьте презентацию. Слайды 3- 4. Предполагаемые ответы учеников. I группа: Распознаём соляную кислоту универсальной индикаторной бумажкой. В пробирке с кислотой она розовая, значи т в растворе соляной кислоты есть катионы водорода – Н+ , что характерно для всех кислот. Учитель: Соляная кислота – сильный электролит. Степень её диссоциации в разбавленных растворах достигает 90% . Уравнение диссоциации НСl → Н+ + Сl- ( хлорид –и он) . Соли – хлориды. Ученики: Хлороводородная кислота – это бесцветная, летучая жидкость. Т ехническая кислота желтого цвета из- за примесей хлора или железа. П ри температуре 20 0 С можно получить соляную кислоту с массовой долей хлороводорода 37- 38% . При 0 0 С в 1 объёме воды растворяется 507 объемов HCl, это соответствует концентрации 45% . Во влажном воздухе концентрированная соляная кислота сильно «дымит», т. к. из неё выделяется хлороводород. Ощущается резкий запах. II группа: В лаборатории соляную кислоту получают при взаимодействии поваренной соли с концентрированной серной кислотой( 2: 1) NaCl( крист. ) + H 2 SO 4( конц. ) = NaHSO 4+ HCl ↑ при температуре 150 0 С и збыток гидросульфат натрия Получение соляной кислоты таким способом разработали еще алхимики. При избытке соли и температуре 550 0 С: 2NaCl+ H 2 SO 4= Na 2 SO 4+ 2 HCl Объяснение по рисунку 13 страница 56 или закладка в интернете( видео опыты) . Слайды 8- 9. Получение в промышленности: сжигание водорода в хлоре и растворение продукта реакции в воде. H 2+ Cl 2= 2 HCl 1л Н 2_ _ _ _ 2лНСl Х= 5л( Н 2) ХлН 2 —10лНСl III группа: С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, одно из них распишите в ионном виде. HCl Zn Cu Al CaO SiO 2 Fe 2 O 3 NaOH Al( OH) 3 Fe 2( SO 4) 3 CaCO 3 Fe( NO 3) 3 1. Zn+ HC l= ZnCl 2+ H 2 ↑ 2. Al+ 6 HCl= 2 AlCl 3+ 3 H 2 ↑ 3. CaO+ 2HCl= CaCl 2+ H 2 O 4. Fe 2 O 3+ 6 HCl= 2FeCl 3+ 3H 2 O 5. NaOH+ HCl= NaCl+ H 2 O 6. Al( OH) 3+ 3HCl= AlCl 3+ 3H 2 O 7. CaCO 3+ 2 HCl= CaCl 2+ CO 2+ H 2 O Ученики обобщают материал в виде схемы или таблицы( слайд 5) . Вывод: соляная кислота проявляет химические свойства, типичные классу кислот. IV группа а) Ученики рассказывают о результатах опыта, записывают уравнения химических реакций. Взаимодействие с нитратом серебра( нитрат серебра – реактив на соляную кислоту и ёё соли) ; в трёх пробирках наблюдали образование белого творожистого осадка, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах: HCl+ Ag NO 3= Ag Cl ↓+ HNO 3 NaCl+ Ag NO 3= Ag Cl ↓+ NaNO 3 CaCl 2+ 2 Ag NO 3= 2 Ag Cl ↓+ Ca( NO 3) 2 Формулируют вывод: взаимодействие соляной кислоты и ёё солей с нитратом серебра( I) – качественная реакция на хлорид – ионы: A g+ + Cl- = Ag Cl ↓ Учитель: р аспознать другие галогениды( бромиды, иодиды) , можно также с помощью катионов серебра( Приложение 2 «Определение ионов», стр. 202- 203 учебника) . Видео опыт « Распознавание галогенидов »( находят закладку в сети Интернет http: / / school- collection. edu. ru/ видеоопыты) . б) взаимодействие с окислителями K 2 Cr 2 O 7+ 14 HCl= 3 Cl 2+ 2 CrCl 3+ 2 KCl+ 7 H 2 O Cr+ 6+ 3 e → Cr+ 3 2 восстановление, окислитель 2 Cl — 2 e → Cl 2 0 3 окисление, восстановитель V группа: Соляную кислоту применяют д ля получения хлоридов, водорода; в коже вельной промышленности для обработки кожи; в медицине; при гидролизе древесины; для травления стали, т. е. очищения ее поверхности от продуктов коррозии перед покрытием слоем защитного металла( никелирование, хромирование) , иначе металл к поверхности стали не пристанет. В пищевой промышленности соляная кислота используется как пищевая добавка Е- 507 в качестве регулятора кислотности. Презентация «Применение хлоридов» IV. Закрепление знаний и умений учащихся Задача: Какой объём хлора выделится при взаимодействии 29, 4г дихромата калия с избытком соляной кислоты. Мr( K 2 Cr 2 O 7) = 294 а. е. м. М( K 2 Cr 2 O 7) = 294г/ моль 29, 4г х K 2 Cr 2 O 7+ 14 HCl= 3 Cl 2+ 2 CrCl 3+ 2 KCl+ 7 H 2 O 294 г 3моль Х= 0, 3 моль V= 0, 3моль. 22, 4 л/ моль= 67, 2 л Ответ: 67, 2 л хлора Тестирование. 1. Вещества, с которыми не реагирует соляная кислота, - это А хром В оксид углерода( IV) Б сульфат натрия Г гидроксид железа( III) 2. Реагент для определения хлорид – ионов в растворе – это А нитрат бария В хлорид бария Б нитрат серебра Г хлорид серебра 3. Соляная кислота- это А сильный электролит Б слабый электролит 4. Пара ионов, которая может одновременно находиться в растворе – это А H+ и SiO 3 2- В H+ и SO 4 2- Б Си 2+ и О Н- Г A g+ и Cl- Код: 1- В, 2- Б, 3- А, 4- В Рефлексия( 3 мин. ) Используется методика незаконченного предложения. Например: Соляная кислота обладает свойствами характерными всем… V. Домашнее задание: Изучить Практическую работу №3 в параграфе 11, стр. 59- 60 VI. Подведение итогов урока. Ученики подводят итоги своей работы, заполняют рейтинговые карточки и сообщают баллы учителю. Учитель переводит баллы в отметки. Благодарит за работу на уроке. Можно проверить эмоциональное состояние ребят( смайлик) . Приложение №1 Рейтинг ученика на уроке Вид работы Рейтинг максимальный балл индивидуальный индекс 1. Знание теоретического материала, определений, устные ответы на уроке 10 2. Знание формул, размерностей, составление уравнений химических реакций 10 3. Работа в группе 6 4. Практическая част ь: решение задач, в ыполнение лабораторных опытов 10 5. Поисковая работа( рефераты, презентации и т. д. ) 10 6. Тестирование 4 Итог 50/ оценка5 Приложение №2 Инструкция по проведению лабораторного опыта « Распознавание соляной кислоты и ее солей» Помните! Соляная кислота едкое вещество! В одну пробирку налейте 1- 2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же раствора хлорида натрия, а в третью – раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра( I) . Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте. Напишите уравнения проведенных реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли.

Оставить комментарий: